});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 17 октября

Научить себя учиться: практики дизайн-мышления в образовании

Мария Сташенко
Мария Сташенко — директор «Центра дизайн-мышления» и сооснователь Лаборатории Wonderfull — рассказала о том, как применять дизайн-мышление в онлайн-образовании, учебном процессе и проектировании дизайна продукта
— Хассо Платтнер говорил: «Дизайн — это решение проблемы». Но что такое дизайн-мышление? Это техника, метод или стиль жизни?
— Дизайн-мышление — это подход к деятельности. К тому, как организовывать работу, с чего начинать ее выполнять и для чего вообще что-то делать. За словосочетанием «дизайн-мышление» кроется и метод, и техника с инструментами работы. И я бы сказала, что это не стиль, а скорее система координат, ключевая ценность, с которой ты приходишь в деятельность. Зачем создавать продукты, зачем кооперироваться, зачем стараться, зачем вообще что-то делать? В координатной сетке дизайн-мышления во главе угла стоит ответ на эти вопросы, а именно — полезность. Полезность того, что ты делаешь: ценность для конкретного пользователя, человека. Дизайн-мышление — это метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека.
— Как применить дизайн-мышление к образованию? Можно ли применять его в формате онлайн-образования?
— Создавать полезные продукты и услуги можно и нужно в самых разных областях, и, конечно, в образовании. Инструменты дизайн-мышления прекрасно ложатся на образовательную практику и помогают придумывать новые, полезные и эффективные образовательные форматы.

В практике дизайн-мышления мы всегда исходим из позиции пользователя, в данном случае — студента образовательной программы. Что ему некомфортно? Что можно улучшить? Что работает не так, и что можно перепридумать? Понаблюдайте за студентами, посмотрите, как они учатся, подумайте, что можно было бы сделать, чтобы углубить и улучшить образовательные результаты с помощью не насильственных, а органичных для сценария человека вещей?

В онлайн-образовании много еще нужно придумать и перепридумать, на мой взгляд. Возможно, развитие технологий предложит нам что-то, что позволит улучшить образовательный опыт в онлайне.
— Как применить дизайн-мышление к образованию? Можно ли применять его в формате онлайн-образования?
«Студенты могут практиковать дизайн-мышление, чтобы научить себя учиться и достигать высоких результатов с помощью собственных проектов»
— Если понимать дизайн-мышление как подход к организации полезной деятельности, то практиковать его могут и должны как студенты, так и преподаватели. Преподаватели — для того, чтобы сделать свои курсы лучше, полезнее, ярче, глубже, а студенты — для того, чтобы научить себя учиться, достигать высоких результатов с помощью собственных проектов.
Мне кажется, что в случае со студенческими проектами часто не хватает креативной уверенности в них как у студентов, так и у преподавателей. Брифы страдают слабой постановкой задачи и отсутствием интереса со стороны всех участников процесса. Если поверить в то, что задача выполнима, перспективна и реализуема, то можно достичь высоких результатов. А если не верить, то даже самый интересный, казалось бы, проект умрет под гнетом отсутствия веры в свои силы и в помощь и участие преподавателей.

Дизайн-мышление как способ организации студенческого или школьного проекта с помощью особой структуры, продуманной смены этапов деятельности, специальных инструментов помогает приобрести креативную уверенность в своих силах и вытягивать на «отлично» самые, казалось бы, невероятные по сложности проекты.
— На лекции в рамках форума «Открытое образование» вы рассказывали, что дизайн-мышление лучше всего работает в команде. Расскажите подробнее про участников такой команды.
— Любая деятельность по определению происходит «в команде». Это не значит, что команда сидит за одним столом и в одном здании. Речь о том, что продукты и услуги создаются большим количеством людей разных специальностей. А это значит, что усилия этих разрозненных или, наоборот, сидящих в одном кабинете людей должны быть скоординированы и направлены на результат.

В дизайн-мышлении мы пользуемся несколькими полезными ролями в совместной деятельности. Это роль продюсера, который всех собирает и организует; роль исследователя, который помогает продюсеру; роли инженера, который знает, как что устроено, и психолога, который помогает всем найти общий язык. А также роль визуализатора, который может воплотить в образах все прекрасные идеи и результаты работы команды.
— А возможно ли использовать дизайн-мышление в одиночку?
— Дизайн-мышление — это подход к деятельности. Каждый человек периодически является агентом какой-то активной деятельности. Поэтому мы часто говорим о «развитии дизайн-мышления», то есть такого взгляда на мир, подхода к работе, ментальной установки, когда мы думаем о пользователе нашей «поделки» и учимся практиковать дизайн-мышление. Значит, одному тоже можно и нужно его развивать и использовать.
— Можно ли организовать свой учебный процесс с помощью дизайн-мышления? Если да, то как это сделать?
«Учебный процесс нужно начинать с вопросов: Для чего нужны новые знания? Куда их будем применять? Что конкретно можно сделать прямо сейчас, чтобы испытать потребность в знаниях и навыках?»
— Очень просто: идти от своей потребности в обучении. Многие учащиеся сталкиваются с барьером, который мешает им учиться, — отсутствием цели обучения. Я бы даже сказала, отсутствием насущной потребности в обучении, то есть потребности, которая исходит из проблемы в деятельности. Не получается что-то? Пошел учиться. Вот такая ситуация редко бывает. Идут или за именем университета, или по наставлению родителей, или потому что «принято учиться», или за развлечением в формате посещения образовательных занятий.
Для чего нужны новые знания? Куда их будем применять? Что конкретно можно сделать прямо сейчас, чтобы испытать потребность в знаниях и навыках? Вот с этих вопросов надо начать учебный процесс. С них начинается практика дизайн-мышления — осмысленного и целенаправленного, полезного процесса деятельности.
«Немногие дизайнеры сами ведут исследовательскую работу, а ведь именно это является залогом знаний о пользователе, получением ярчайших инсайтов о том, как живут люди и что им на самом деле нужно»
— Открою секрет: не все дизайнеры применяют дизайн-мышление. Точнее, очень и очень немногие. Большинство забывают, что и для кого они делают, в чем потребности людей, для которых они создают дизайн-проект. Увлекаются личным вкусом или представлением о том, «как устроен мир». Немногие дизайнеры сами ведут исследовательскую работу, а ведь именно это является залогом знаний о пользователе, получением ярчайших инсайтов о том, как живут люди и что им на самом деле нужно.
И конечно, дизайн — это концентрированная практика полезной деятельности. Для того чтобы практиковать дизайн-мышление, нужно начать погружение в мир людей. Задайте себе вопрос: «Для кого я это делаю? Кому нужен этот проект, и нужен ли вообще? Какую пользу проект должен принести?». В смысле практик будет полезен наш метод-кит — набор инструментов для дизайнеров и проектировщиков новых продуктов и услуг; бесплатно скачать его можно здесь.
— Напоследок: очевидно, что дизайн-мышление — не та вещь, которую можно изучить за один день. Не могли бы вы дать пару советов нашим студентам, которые заинтересуются этой темой, с чего им начать?
— Книги и статьи — это, конечно, хорошо, но лучше быстрой и полезной практики ничего нет. Поэтому советую начать с однодневного погружения в метод у нас на базовом курсе в Лаборатории Wonderfull, который проходит на площадке «Центра дизайн-мышления».
Мария Сташенко и наша редакция рекомендуют
Мы совместно с Tilda создали лэндинг, где постарались кратко и доходчиво разложить все по полочкам.
Несколько лет Роман Шелехов преподает студентам-дизайнерам методику ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Интернет сделал потребителя искушеннее. Его уже невозможно ничем удивить. Как в таких условиях дизайнеру быть креативным? Когда кажется, что все уже «придумано до нас» и муза окончательно вас покинула, в дело идет профессиональный инструмент дизайнера — техники креатива. Вы ведь не думали, что поиск идей опирается только на вдохновение? :) Мы постарались ёмко описать механику трех стратегий генерации идей, которые применяют дизайнеры.
Никита Обухов рассказывает, как и для кого разрабатывался блочный конструктор сайтов, о появлении новой профессии «дизайнер на «Тильде»» и во сколько молодому специалисту оценить создание страницы «под ключ»
Видеогид от нашего арт-директора Наташи Файбисович о том, как устроен сервис и во что он горазд
Беседовала Полина Весна
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ