});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ

«Дизайн–мышление — подход к работе над проектом, продуктом, бизнесом»

РОМАН ШЕЛЕХОВ
Несколько лет Роман Шелехов преподает студентам-дизайнерам методику ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). А в этом апреле наконец запускает новый курс по теории и практике дизайн-мышления. Задали Роме несколько возможно самых банальных вопросов о креативных методиках, чтобы показать, что имеем дело не со случайными находками, а с проверенной системой поиска и разработки идей. Значит, если четко сформулировать цель, задать вводные данные и придерживаться условий, получится отличный результат.
— Зачем дизайнеру изучать ТРИЗ и дизайн-мышление (ДМ)?
— Дизайнеру, чтобы успешно работать, нужно уметь нужно уметь использовать потенциал своего мозга. Курсы по ТРИЗ и дизайн-мышлению направлены как раз на тренировку навыков креативного мышления, можно сказать, расширения границ творческого сознания.
— Какова цель каждого из курсов?
— Цель обоих курсов — привнести в действительность наших студентов здравый смысл и понимание того, что и зачем мы делаем. Второстепенная цель — быть своеобразным тренажером для мозга, заставить его выйти из зоны комфорта и научиться контролировать процесс творчества.
Цель № 1: Привнести в действительность здравый смысл. Цель № 2: Научиться контролировать процесс творчества
— Какими преимуществами обладает дизайнер, который знает и практикует техники креативного мышления?
— Он не зависит от пресловутого вдохновения, не сидит в ожидании творческого порыва, а берет задачу, вычленяет в ней цели и проблематику и синтезирует оптимальное решение, которое к окончанию работы над задачей уже будет протестировано на реальных пользователях. Такой дизайнер не находится в рамках субъективного восприятия окружающей действительности, проявляет эмпатию по отношению к пользователям и внимателен к проблемам клиента.
— Техники креативного мышления скорее нужны арт-директору или дизайнеру-исполнителю?
— Нужны обоим в равной степени, т.к. и арт-директор, и дизайнер — часть команды, работающей над проектом. Арт-директор, как ментор, наставник, должен быть учителем для дизайнера. Дизайнер, как любой ученик, в итоге должен превзойти своего учителя.
— Как часто вы сами применяете ТРИЗ и ДМ на практике и в каком объёме?
— Дизайн-мышление практически постоянно, это часть нашего дизайн-процесса в Redmadrobot. ТРИЗ — тоже довольно часто, многие методы и приемы — дерево целей, причинно-следственные цепочки — регулярно используются в решении различных задач, и не только профессиональных, но и личных, и бытовых.
Приемы ТРИЗ используются в решении не только профессиональных, но и бытовых задач
— Как чаще бывает в поле, кто и в каких обстоятельствах креативит: поодиночке, в креативных парах, в группах?
—  Здесь в двух словах не ответишь, так как процесс разработки идей у нас в компании происходит на разных уровнях вовлеченности дизайн-отдела. Плюс он может отличаться от того, что принято в других компаниях и коллективах. Если кратко, то в рамках проекта креативом занимается дизайн-команда, в состав которой входит арт-директор и один или несколько дизайнеров. Также мы регулярно проводим мероприятие для всех дизайнеров, на котором ребята смотрят и обсуждают наработки конкретной дизайн-команды по определенному проекту.
— Кто состоит в креативной команде: дизайнер, копирайтер, арт-директор, кто-то ещё?
—Поскольку мы говорим о применении дизайн-мышления, то в команде могут состоять специалисты любого профиля. Дизайн-мышление — не столько про дизайн, сколько про подход к работе над проектом, продуктом, бизнесом.
— Как проходит процесс креативного поиска?
— Перед началом проекта проводим исследования, анализируем конкурентов, целевую аудиторию, собираем референсы. Каждый этап проходит через обсуждение с командой проекта. По необходимости, проводим брейнштормы, предварительно решая, скольких людей вовлекать. Брейнштормы могут быть как локальные — в паре арт-директор и дизайнер, так и глобальные, когда привлекаются все дизайнеры компании.
—  Для каких направлений работы дизайнеров (графика, интерфейсы) и задач больше подходит ТРИЗ, а для каких ДМ?
—  Я не склонен делить данные методы по направлениям, считаю, что они полезны для всех дизайнеров.
—  Помогите систематизировать: ТРИЗ и ДМ — креативные техники одного порядка?
—  Это все же разные вещи по своей сути. ТРИЗ — конкретные приемы решения задач. Дизайн-мышление — методология, подход к работе.
—  Пользуетесь ли дополнительно какими-то методами и техниками, кроме описанных?
Считаю, что этих техник вполне достаточно. Остальные на текущий момент либо менее популярны, либо по каким-то причинам пока еще не востребованы.

Беседовала Полина Весна

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ