});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 23 июля
Дизайнер графический

«Дизайнер должен уметь задавать вопросы и визуализировать каждый миллиметр информации»

Ира Астафьева, арт-директор компании esprezo., рассказывает о профессии дизайнера презентаций и о важности коммуникаций в вопросах решения любых задач
1. Как вы создаете презентации? Расскажи поэтапно. В какой момент в работу включается дизайнер?
— На самом деле презентации — это не все, чем мы занимаемся. Мы стараемся охватывать и развивать как можно больше коммуникаций клиента. Например, делаем очень много видео. Мы — это целая группа проектов с одной миссией, которая называется why effect.
В любой нашей работе производство, например верстка и анимация в презентации, — самый последний этап цепочки. Мы всегда начинаем с понимания задачи.

► Какой формат проекта?
► Это презентация для выступления, показа на встрече или для стенда? Вариантов масса.
► Кто целевая аудитория, и какие у нее ценности?
► Какую основную идею мы хотим донести, какую эмоцию вызвать, к какому действию побудить людей?

Глобально, первый этап в подготовке презентации — это сценарий. Важно структурировать мысли и смыслы клиента, чтобы повествование было логичным. Потому что только тогда его поймут и услышат. На этом этапе сценарист уже понимает, через какую метафору было бы интереснее и понятнее донести идею до аудитории.

Так мы плавно переходим к смысловой концепции. Тут уже может включаться дизайнер, чтобы помочь сценаристу подобрать образы, которые помогут клиенту с визуальным представлением. Это происходит на совместных брейнштормах. Почему концепция и сценарий идут рядом? Потому что в зависимости от того, через что мы демонстрируем идею, меняется подача.

Когда сценарий дописан, мы переходим к раскадровке. Очень важно заранее продумать визуальные образы для каждого слайда. Нарисовать их на бумаге карандашом. Я всегда советую дизайнерам подумать на бумаге, перед тем как открывать Keynote или PowerPoint. Это экономит время производства, и клиент уже знает, что он получит в итоге. А затем мы верстаем, анимируем, согласуем и радуемся жизни. :)
2. Бытует мнение, что дизайн презентаций — это добавление картинок и эффектов на слайд. Уверена, это стереотип :) В чем заключается работа дизайнера?
— В esprezo. это точно не так. Мы всегда стараемся максимально нетривиально визуализировать информацию на слайде. Мы не добавляем бессмысленные картинки и не любим скучные буллет-поинты. Нам хочется делать что-то особенное и оригинальное — и мы делаем. :)
«На одном проекте работает несколько дизайнеров, которые постоянно находятся в поиске новых решений: один развивает мысль другого, второй — докручивает идею третьего»
Не повторяем свои даже самые удачные приемы. В esprezo. дизайнеры постоянно находятся в поиске новых решений и много думают. Я стараюсь подключать к одному проекту несколько дизайнеров, чтобы один мог развивать мысли другого, второй — докручивать мысли третьего. Так рождаются просто офигенные идеи. Получается синергия. Дизайнеры и пиксели двигают, но больше думают. Генерят, брейнштормят в проектных командах и между собой. Делают скетчи, ищут референсы.
3. Как происходит коммуникация дизайнера и сценариста? И зачем она нужна?
— Подходит ранним утром сценарист к дизайнеру, кладет ему сценарий на стол и говорит: «Сейчас я тебя забрифую». Рассказывает про задачу, про ожидания, про смыслы, про какие-то возможные подводные камни. Сценарист больше в контексте, он интервьюировал клиента, знает его лично, может предсказать его ожидания и эмоции.
«Коммуникация нужна, чтобы максимально эффективно решить задачу клиента»
Дизайнер задает вопросы. Они вместе продумывают визуальную раскадровку. Дизайнер периодически показывает сценаристу, что у него получается. Верна ли его логика рассуждений?
4. Дизайнер презентаций — он больше креативщик или верстальщик?
— А кого мы считаем креативщиками, кого верстальщиками? :)

Дизайнеров в esprezo. можно назвать генераторами визуальных образов, визуализаторами информации, креаторами. Да как хотите. Мы прежде всего топим за осмысленный дизайн. Суть одна: дизайнер в нашей компании придает смыслу форму, которая поддержит этот смысл.
5. У вас всегда классные визуальные метафоры в презентациях. Как вы это делаете?
— Вот это как раз к вопросу о том, зачем нужна коммуникация дизайнера и сценариста. Вот за этим. Сценарист очень погружен в контекст, дизайнер умеет работать с инструментами. А вместе они придумывают и реализуют невероятно крутые штуки.
6. Какие навыки нужно прокачать дизайнеру, чтобы начать работать с презентациями?
— Уметь задавать вопросы — мастхэв. Как самому себе, так и тому, для кого делается презентация. Главное — это погружаться в контекст. Читать, что написано на слайде. Визуализировать каждый миллиметр информации. Хотеть помочь с презентацией, а не просто сделать и забыть. Еще очень хорошее умение — гуглить. Что-то не знаешь — гугли. Найти подходящую картинку, например, иногда вообще бывает невозможно. Другими словами, должен уметь искать. И знать, что ищет. Ну, а про всякие вещи типа инструментов нет смысла говорить. Дизайнеры знают :)

Беседовала Полина Весна
ДИЗАЙН / 10 октября
Дизайнер графический
Амир Абдуллаев, сооснователь проекта esprezo., рассказал, как создать бизнес в незанятой нише, что такое бирюзовая организация и как ценности влияют на молодую студию
— Как появилась компания esprezo.? С чего все началось? Почему именно презентации?
— Все началось в далеком 2013 году, когда Марк (Марк Хлынов — сооснователь проекта esprezo. — Ред.) со своими однокурсниками участвовал в кейс-чемпионатах. Организация Changellenge проводит кейс-чемпионаты, в котором студенты решают бизнес-задачи от реальных компаний. Студенты собирают команду из четырех человек, вот и Марк собрал команду для кейсов под названием esPrezo.
1
Команда решает первый кейс, собирает презентацию с решением примерно на 10 слайдов и в условленное время отправляет ее организаторам.
2
На основе первого этапа жюри отбирает 15−20 лучших команд для полуфинала. Там участники либо дорабатывают предыдущий кейс, либо решают новый.
3
Финал — как правило, туда проходят 5 лучших команд.
  • Первое время у Марка не получалось пройти даже первый этап. Тогда он задал вопрос организаторам:
    «Что мы делаем не так»?
  • И ему ответили:
    «Жюри на каждом этапе приходит 300−400 презентаций от всех участников. Как вы думаете, как рассматриваются презентации? По диагонали: мы смотрим на то, что сразу привлекает внимание, смотрим, какие презентации понятны и визуально приятны. Их, условно говоря, пропускают через фильтр, и они переходят на следующий этап».

    На фото — Андрей Алясов, основатель и генеральный директор Changellenge
В полуфинале участники презентуют решение публично. На этом этапе многое зависит от оратора, но и презентация должна быть понятной. Но наши презентации не отличались особой понятностью. Мы очень хотели побеждать в кейс-чемпионатах и потому задумались: «Что вообще происходит с презентацией в России? Кто может научить нас делать их качественно? Где можно этому научиться?»

Начали шерстить, изучать, искать информацию в интернете, смотреть, кто в России этим занимается. Нашли несколько динозавров, которые никак информацией не делятся, обучением не занимаются. Нашли лишь одну книжку на рынке — Каптерев, «Мастерство презентации». С нее и начали. Мы много всего прошерстили, уже начали смотреть на зарубежные рынки. Там были компании, которые давно существуют и активно делают что-то полезное и классное.

Вот в таком формате все началось. Марк решил, что это того стоит. Он со своими друзьями из университета создал образовательный сайт. Там были собраны разные клевые, полезные материалы, статьи, которые мы либо находили, либо сами писали, делились опытом. Первое время проект нес образовательную функцию. Через полгода к нам начали обращаться разные компании: «Ребята, можете помочь? У нас есть задача». Мы потихоньку начали помогать и увидели, что есть спрос на такие услуги.
«Презентация — это не то что один из, это самый главный инструмент корпоративных коммуникаций»
В любой компании их делают. Все верстают презентации для отчетов или выступлений.

За 5 лет мы очень сильно изменились. Начинали с того, что рисовали слайдики, а теперь мы делаем содержание, дизайн и готовим выступления, то есть весь комплекс. Проекты сейчас намного сложнее и сильно дороже. Но и просветительскую деятельность мы не забросили, тренинги и образовательное направление все еще остаются одними из главных.
— Какие типы бизнеса заказывают у вас презентации, для каких целей?
— За 5 лет мы успели поработать, мне кажется, со всеми самыми главными индустриями. Если разбивать на какие-то направления, то это нефть и газ, машиностроение, автопроизводство, фармацевтика, финансы, банки, ритейл и девелопмент. FMCG-компании, вроде Unilever, JTI, Pepsi. Тяжелая промышленность: концерн «Калашников», Росатом, «Евразия». IT и телеком: Ростелеком, Mail.Ru, «Яндекс», Avito. Есть компании, которые занимаются профессиональными услугами, — HAVAS Media, например, или ACCA, Ward Howell и различные институты развития вроде «Сколково».

С какими задачами к нам приходят? Например, поддержка топ-менеджмента, когда они должны защитить стратегию компании перед советом директоров, защитить бюджет, сделать коммуникацию для новых сотрудников, сделать логичные презентации, раздатки, рассылки и адаптационные материалы для новых сотрудников. Часто заказывают инвестиционные презентации, презентации о продуктах, о компаниях. Могут прийти с задачей: «Покупка огромного завода за 3,5 миллиарда долларов». Задачи разные бывают. Много, сейчас я не перечислю даже.
— Я знаю, что компания устроена по принципу «бирюзовой организации». Наши студенты еще не сталкивались с такой формой :) Расскажи поподробнее, что это такое?
— На самом деле не скажу, что мы прямо бирюзовая организация. Бирюзовые организации — это про организации будущего. Этот термин впервые придумал Фредерик Лалу. Он подробно описал его в книге «Открывая организации будущего». Лалу говорит про живые организации, открытые, плоские, честные, без каких-то иерархий, где каждый знает, зачем он здесь, что он делает, для чего он это делает и что это дает компании. У каждого человека есть полные права и зона ответственности, есть коллегиальность в принятии решений и очень честные, открытые коммуникации с людьми, без принуждений, без давления. То есть это организации, в которых все очень прозрачное и понятное. Ответственность и права у людей изначально прописаны. Есть договоренности. Сильно развита культура общения. Если люди что-то обещают и договариваются сделать это, то они делают.
Фредерик Лалу

Принципиально новый взгляд на развитие организаций, который поможет перейти на следующий уровень развития и построить сознательную и цельную компанию будущего. В первой части книги автор предлагает масштабный исторический обзор эволюции организационных парадигм. Вторая часть книги — это руководство к действию. Третья часть рассматривает необходимые условия успешного развития организаций.
«Мы смотрим и делаем шаги в сторону становления „бирюзовой организацией“, но все начинается с людей, разумеется»
Если человек к такой форме организации работы не готов, то нужно меняться, начиная с себя. Когда команда 30 человек, все люди под такую категорию не попадают. Поэтому партнеры и другие лидеры постепенно, личным примером показывают, как эта система работает. Либо нужно сразу брать в команду людей, которые хотят этого и видят ценность в такой работе. Например, бывают люди, которые не могут работать без руководителей, они даже не понимают, как это возможно. Такие люди нам не подходят. У нас очень сильно развита самоорганизация. Мы много над этим работаем. Ребята молодые, и все, условно, сами за себя ответственные, делают свою работу хорошо, советуются. Есть культура взаимопомощи. Мы много работаем над тем, чтобы четко определять права и ответственность каждого человека, чтобы ему работалось хорошо, спокойно. Постоянно задаем друг другу вопрос, зачем мы делаем то, что делаем.
— Всю работу вы делаете сами, или помимо штатных сотрудников есть подрядчики, фрилансеры?
— Мы вообще идем по стратегии того, что все должно быть в штате. Мы верим в то, что командная работа дает результат намного лучше, чем удаленные коммуникации. Плюс у нас работа такая, что она больше на консалтинг похожа. Тут очень важны тет-а-тет-коммуникации, разговоры, погружение, работа с человеком. Проекты быстрые, поэтому здесь очень важен живой контакт с человеком. Конечно, есть какие-то функции. Например, у нас есть дизайнеры на фрилансе, а есть просто удаленные сотрудники в команде, которые либо не появляются в офисе совсем, либо приходят в офис иногда, когда у них есть на это время или когда нужно встретиться с клиентами, командой.

Подрядчики — да, они тоже есть, но на каких-то сверхсложных проектах, где у нас нет компетенции. Клиент доверяет целиком проект, и мы ответственны за то, что результат будет соответствующим вне зависимости от сложности. Их мы тщательно отбираем. Выстраиваем с ними честные, открытые и взаимовыгодные отношения. Не любим слово «подрядчики», для нас они «партнеры». А так, в основном, 90% команды у нас находится в штате.
— Вы нанимаете только опытных дизайнеров, работавших с презентациями ранее, или попробовать присоединиться к вам может любой желающий?
— Мы нанимаем и тех и других. Просто уровень задач и уровень оплаты всегда разные. Мы, в принципе, готовы работать с любым человеком, который хочет быть с нами, видит для себя зону роста, знает, куда расти, и понимает, что это его. Для тех, кто только начинает, у нас регулярно проводятся стажировки. Следующая будет в октябре. После стажировки люди обычно сильно прокачиваются, и мы оставляем их с нами, если у нас схожие ценности. Про опытных дизайнеров — да, мы всегда их ищем и тщательно отбираем. Обязательно на всех ролях дается тестовое задание, будь то сценарист, дизайнер или какой-то ассистент внутренних или образовательных проектов. Еще есть глубинное интервью по ценностям, чтобы понять, подходим мы друг другу или нет.

Мы считаем, что личностные качества крайне важны в работе. Если человеческие качества хромают, то и профессиональные в этом плане не спасут. Они тоже будут от этого страдать. Это очень тесно взаимосвязанные вещи. Поэтому мы смотрим и на то, и на другое, но в первую очередь на ценности, на то, какой человек, как он относится к определенным вещам.

Беседовала Полина Весна
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ