Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 12 АПРЕЛЯ
«Горжусь, что Tilda повлияла на само понятие „создать сайт“»
НИКИТА ОБУХОВ
Создатель Tilda рассказывает, как и для кого разрабатывался блочный конструктор сайтов, о появлении новой профессии «дизайнер на „Тильде“» и во сколько молодому специалисту оценить создание страницы «под ключ».
— Давай представим, что тебя никто не знает. Расскажи о себе.
— В первую очередь я себя считаю дизайнером. Я начал заниматься этим в 2000 году, с первого курса института, и занимаюсь уже 18 лет. Мое первое высшее образование — техническое. Когда я выбирал, чем буду заниматься, сначала думал, что буду программистом. С шестого или седьмого класса у меня был компьютер, я этим фанател. Думал, что буду компьютерщиком, инженером, техническим специалистом. Но в начале 2000-х начала развиваться тема дизайна.
Дизайнер — профессия, где ты можешь реализовать свой интеллектуальный потенциал на полную
Мое второе высшее — это Британка. Я отучился там на «Визуальных коммуникациях». Учиться пришел не с нуля. До этого я 5 лет работал и был уже состоявшимся на тот момент дизайнером. У меня было большое портфолио. Мне нужно было себя развить пошире, поэтому моя вторая специальность — арт-дирекшн, визуальные коммуникации. Это дало мне дополнительный слой для того, чтобы я понял в принципе, по каким законам работает дизайн и визуальные коммуникации.

До сих пор считаю, что это одна из самых интересных профессий, которой в принципе можно заниматься. Это та профессия, где ты можешь действительно реализовать свой интеллектуальный потенциал на полную. Для меня дизайн равносилен слову «сознание», потому что я не ограничиваю себя.
— Для современного дизайнера необходимо системное образование, или можно быть самоучкой?
— Сейчас однозначного пути нет. Можно делать по-разному, и все способы могут сработать. И то и другое работает, и нет ни одного инструмента, который бы тебя бы всему научил. В Британке я общался с преподавателями, тьюторами других программ, посещал мастер-классы российских и иностранных ребят, которые приезжали в Британку и выступали. Все зависит от человека и от того, какую цель ты перед собой ставишь. Для меня цель — это быть номером один. Стать номером один в дизайне — в принципе очень эфемерная штука. В спорте можно, например, пробежать — там есть четкие метрики, секунды, например. В дизайне нет такого. Тем не менее важно быть развитым, реализовывать свои интеллектуальные способности.
Работа полностью меня занимает,
в ней настолько сложные и нетривиальные задачи, что мне незачем что-то дополнительно изучать
— Что ты для этого делаешь?
— Я работаю. Работа полностью меня занимает. Там настолько сложные и нетривиальные задачи каждый день, что мне незачем делать какие-то дополнительные штуки. Мой путь в дизайне состоит из двух частей. Сначала я развивался как дизайнер. В дизайне много сегментов: это композиция, визуальные коммуникации, интерактивный дизайн, шрифт и все, что связано с маркетингом. Я старался всему уделить время и в целом все это освоил, понадобилось лет 10, наверное. Изучал и применял в своей работе и в какой-то момент понял, что достиг некоторой точки. Потом началась уже другая история, более предпринимательски-инноваторская. В этот момент ты уже не получаешь знания, а сам начинаешь продуцировать новые. Но и сейчас я стараюсь продолжать чему-то учиться.
Образование, наверное, для этого и нужно: учебная программа тебя направляет, а ты сам себе выделяешь время, чтобы попробовать то и это
— Где ты успел поработать?
— Очень мало мест, где я работал по найму. Практически всегда я самозанятый человек, творческий предприниматель. Мой бывший основной бизнес — дизайн-студия FunkyPunky. Я там себя реализовывал в формате бутик-студии. Выбирал заказы, которые мне нравились, за хорошую цену, на тех условиях, которые мне были интересны, и с той командой, которая мне интересна.

Во время дипломного проекта я не брал заказов, занимался только им, потому что понимал, что это суперклассное время, когда я могу экспериментировать. Вот именно сейчас я узнаю что-то новое, и в конце концов это когда-нибудь закончится. Думал, что надо сейчас чуть-чуть больше времени потратить на обучение, поэкспериментировать, чтобы до конца понять, что мое, что не мое, и наработать скиллы. Логотип нарисовать — это скилл. Можешь его потом не применять, но уже понимаешь, по каким законам работает надпись, леттеринг.

Когда ты активно работаешь, то пойти в ту область, где тебе непривычно, обычно нет времени. У тебя есть заказ, и тебе нужно его быстро отгрузить, времени на эксперименты обычно не бывает. А тут было классно попробовать делать то, чем я прежде никогда не занимался. Я делал веб, анимацию, а с упаковкой я никогда не работал. Я попробовал поработать с упаковкой, попробовал поработать с плакатами, когда делал серию коммуникационных плакатов, попробовал делать экспериментальные шрифты. Поэтому образование, наверное, для этого и нужно: учебная программа тебя направляет, а ты сам себе выделяешь время, чтобы попробовать то и это. Кажется, так оно и работает.
— Давай теперь перейдем к Tilda. Как и когда она появилась?
— Tilda я начал заниматься в 2013 году. Tilda основана на инновации, это блочный метод. Я его придумал и применял для некоторых своих проектов, для кого я тогда выполнял заказы. Это была внутренняя технология.

Еще я тогда начал ощущать рутину. Казалось, я делаю одно и то же, хотелось двигаться дальше, попробовать что-то новое, уйти от бизнеса и работы на заказ. Тем более начался хайп по поводу стартапов, новых продуктов, вот этого всего. Я подумал, что есть классная штука, надо попробовать из нее сделать продукт. Блочная концепция тогда встречалась, но она совсем была про другое, не про веб. Мне потребовался тот опыт, который я накопил, те знания, которые я приобрел в работе над своими проектами до этого. Я сформулировал дизайн-систему и смог сделать ее универсальной, придумал правила, законы, по которым эта механика должна жить, и в каком формате все должно подаваться. Спустя полгода разработки Tilda вышла в бета-тест, спустя еще полгода доработок она открылась для всех.

В Tilda два главных подхода: готовые блоки существуют, чтобы сделать сайт быстро, если ты непрофессионал. Если ты профессионал, ты рисуешь свои блоки сам. Для этого появился зеро-блок.

Сейчас мы постоянно дорабатываем Tilda, в ней постоянно все меняется, настолько это большое поле. Нам нужно развивать механику работы с блоками, чтобы это все быстро работало, публиковалось, отображалось, привязывалось к домену, SEO. В Tilda безумное количество блоков, и каждый блок — это микропродукт. Например, сейчас у нас есть блок, чтобы делать квизы, и есть блок-калькулятор. Калькулятор — это отдельный сервис, а у нас это просто один блок. В общем это большой, серьезный продукт.
Tilda Publishing: видеогид по основным функциям
Мы стараемся закрывать разные форматы, но их все объединяет бизнес
— Кому и под какие задачи ты советуешь использовать Tilda?
— В продуктостроении есть понятие «горизонтальный продукт» — это инструмент, который ты можешь использовать по-разному. Например, Trello можно использовать и для найма сотрудников, и вести в нем свой to-do-лист, и готовиться к свадьбе. Так же и Tilda: одни ее используют, чтобы сделать резюме, сайт-визитку; кто-то использует, чтобы сделать одностраничный сайт для бизнеса, кафе или коворкинга. Вот большая компания организовывает мероприятие и делает для него сайт. Дальше — интернет-магазин. Мы стараемся закрывать разные форматы, но их все объединяет бизнес. Это инструмент для решения бизнес-задач.

У Tilda три большие аудитории.
Первая — это сами предприниматели, которые могут сделать сайт, не умея делать сайты в принципе, недизайнеры.
Вторая аудитория — это участники маркетинговой направляющей, скажем так: дизайнеры, маркетологи, копирайтеры, отдел продаж некоторой компании, которая производит продукт, услугу, и они рассказывают о ней через сайт.
И третья аудитория — это дизайнеры и дизайн-студии, которые зарабатывают на том, что делают сайты на заказ.
Раньше процентов 60−70 денег любого бюджета тратилось на технологическую составляющую, на то, чтобы это просто заработало
— Считается, что за сайт, который сделан на конструкторе, нельзя платить большие деньги в сравнении с сайтом, который сделан в «ручной» веб-верстке. Ты согласен?
— Согласен и не согласен. Всегда есть студенты, которые сделают сайт за две или за пять тысяч рублей. Это будет один сайт. А есть агентства, которые делают сайт за два миллиона, но это будет немножко другой сайт.

Большой прорыв состоит в том, что Tilda позволила сократить стоимость сайтов. Не будем брать в расчет сложные примеры: сайт Альфа-банка никогда не будет сделан на конструкторе. Но теперь стало доступно сделать хорошо выглядящий сайт для бизнеса, а не какое-то там убожество. Горжусь, как Tilda повлияла на само понятие «создать сайт», убрав технологическую составляющую. Ведь сейчас дикая нехватка технических специалистов, но желание выпускать сайты-события, микросайты и так далее очень большое, и оно упирается в технических специалистов.

Мы помогли те деньги, которые выделяются на создание сайта, направить в правильное русло. Раньше процентов 60−70 денег любого бюджета тратилось на технологическую составляющую, на то, чтобы это просто заработало. Сейчас эти деньги заказчик может потратить на создание контента: написать более профессиональные тексты, сделать какую-то съемку или просто, в конце концов, сократить издержки, сделав сайт не за 100 тысяч рублей, а за 30 тысяч. Кстати, чтобы сегодня просить за сайт больше, ты должен что-то действительно давать. Например, делать уникальный стиль и контент.
Tilda спасла мир от безумных заказчиков
— Так мы подошли вплотную к устройству зеро-блока.
— Да. Как я уже сказал, у нас есть два инструмента: если ты не дизайнер, используй готовые блоки. Комбинируя их, ты экономишь много времени, сейчас ведь очень важно делать быстро. При этом дизайн никуда не девается. Дизайн — это не верстка; это структура, визуальная составляющая, предложение айдентики, иллюстрации. А если ты дизайнер — используй зеро-блок, рисуй там все, что тебе нужно, как в Photoshop. Все адаптивно.

Заметил интересный парадокс. Случается, что недизайнеры собирают блочные страницы чуть ли не лучше, чем дизайнеры. У дизайнера есть потребность «наворотить», самореализоваться. А у недизайнера есть четкая цель: он делает простую страницу, с понятной структурой, с одним принципом подачи контента, который легко считывается. Ведь люди заходят на сайт не для того, чтобы прийти в восторг от дизайна, они приходят за конкретной информацией: сколько стоит, посмотреть товар, посмотреть, что это за мероприятие. А все остальное помогает эту тему продать либо проставить акценты.

Считаю, что Tilda спасла мир от безумных заказчиков. Тех самых ребят, которые: «Покрасьте мне все в фиолетовый и малиновым цветом напишите текст». Такие есть всегда. Раньше они бы обратились к дизайнеру, а у дизайнера бы просто взорвался мозг. А теперь они сами это делают.
Мастер-класс по новым возможностям Zero-block от Tilda Publishing
Мы чувствуем, что наш продукт нужен людям, и это нас всех заставляет работать, работать, работать
— Расскажи про вашу команду.
— Скажу так: я стараюсь сохранить количество человек таким, чтобы команда не превратилась в неповоротливую и дурацкую. Моя задача — сделать так, чтобы она не была маленькой, чтобы мы выполняли задачи, но и не была разросшейся, потому что мы потеряем динамику, и это превратится в корпоративный ад. Я стараюсь держать количество людей чуть-чуть меньшим, чем мне нужно. Есть такой парадокс в управлении командой. Например, у тебя есть один программист, ты нанимаешь второго, у тебя количество выполненной работы на выходе вырастает не в два раза, а в полтора. Ты нанимаешь третьего программиста — растет не в полтора раза, а на 30% или на 25%. Эффективность падает. Поэтому что мы стараемся, чтобы у каждого была своя работа и свои задачи, а не два человека делали бы один и тот же шаблон. С одной стороны, мы всегда испытываем нехватку. Всегда нужно еще четыре человека, нужно еще. Вопрос именно в самих людях, потому что не так много людей, которых хочется взять на работу.

Во многом эффективность связана с тем, насколько тебе нравится продукт. Мы все большие фанатики, мы верим в это. Это одна из немногих вещей в мире, реально светлая. Мы чувствуем, что наш продукт нужен людям, и это нас всех заставляет работать, работать, работать. Такое сверхстарание сделать вещь максимально классно.
— У нас на Факультете дизайна есть интенсив «Пилотный проект». Там дается введение в Illustrator, введение в Photoshop, введение в креатив и генерацию идей. А я рассказываю про Tilda, показываю, как она работает, мы что-то вместе со студентами делаем. Иногда ребята задают вопросы: «А где я еще могу это сделать? Расскажите про другие конструкторы…»
— Если честно, я не люблю в интервью рассуждать о конкурентах. Моя природная тактичность не позволяет этого делать. Это всегда звучит некрасиво. Всегда легко критиковать чужое и нахваливать свое. Конечно же, я считаю Tilda самой лучшей и не понимаю, зачем пользоваться чем-то другим. Сравнивать продукты задача пользователей, а не фаундера. Но мой совет — важно производить сравнение на конкретной задаче, т.к. разные инструменты заточены под разные задачи. Важен контекст.
Есть возможность подключить на сайте оплату, CRM-платформы, SEO-составляющие. Есть безумные штуки, как мультилендинг, когда в зависимости от географии ты видишь разный контент
— Хорошо, тогда дай нам маленький эксклюзивчик. Что нам ждать в ближайшее время?
— Сейчас у нас есть возможность подключить на сайт оплату, подключить разные CRM-платформы, много сильно прокачанных SEO-составляющих. Только что появились такие безумные штуки, как мультилендинг, когда ты в зависимости от географии можешь посмотреть разный контент. Tilda прокачана для того, чтобы сделать сайт, который приносит деньги.

Для кого-то важно, чтобы у него на сайте был расчет стоимости ремонта. И мы планируем на следующей неделе выпустить фичу с калькулятором. Можно будет прямо здесь рассчитать стоимость того, что тебе нужно, отметить галочками то-то и то-то и получить финальную цену.

Кто-то хочет, чтобы его фотографии и видео на сайте отображались в классическом «Инстаграме». Это еще один наш новый блок, потратили на него три недели работы. Теперь ты подключаешь «Инстаграм», и все отображается на сайте, не нужно каждый день или каждые два дня заходить, заливать новую фотографию, видео.
— Да, недавно я получила вашу рассылку с обновлением…
— Еще мы много сейчас работаем над анимацией. Уже хорошо апдейтнули анимацию, добавили клевые штуки. Если бы я посмотрел три года назад на Tilda — даже не поверил бы, что у нас будет такая штука. Сейчас она очень здорово смотрится. И мы готовим еще один апдейт.
Сейчас можно заниматься дизайном сайтов в одиночку, раньше нужно было связываться с верстальщиком, работать в команде
— Что бы ты хотел сказать нашим студентам? Может быть, какой-то совет, напутствие?
— Хочется сказать всем дизайнерам: мой совет — изучать Tilda. Не в меркантильном плане, что все пользователи должны быть мои. Я действительно считаю, что это технология, за которой будущее. Сейчас можно заниматься дизайном сайтов даже в одиночку. Раньше тебе нужно было связываться с верстальщиком, работать в команде. Было много недовольства, когда у тебя программист пропал или клиент вносит правки, а программист тебе выставляет новый счет. Это была довольно унылая история. Не берем сейчас в расчет агентство, у которого налажен продакшн.

А теперь прекрасное время, чтобы помогать своим друзьям, знакомым, находить заказы, делать реально классные проекты. Прекрасно, что можно концентрироваться на дизайне и контенте и почти не думать о технических деталях. Сейчас много предпринимателей, есть большая волна, много разных интересных идей. И им, естественно, нужна помощь дизайнера, и это прекрасная возможность совмещать: например, нарисовать логотип и сразу же сделать сайт. Многие люди из творческой индустрии — архитекторы, иллюстраторы, графические дизайнеры — так зарабатывают. Это может быть не их основной источник дохода, но это им приносит деньги. И важно то, что теперь у тебя ожидаемое время производства, к примеру, неделя работы за понятные деньги — 20−30 тысяч рублей за сайт.
#MADEONTILDA
TILDA EDUCATION
Образовательный журнал платформы для создания сайтов. Практические руководства по дизайну и маркетингу для цифровых проектов.
Будучи внутри индустрии, я сейчас вижу нехватку таких дизайнеров, мы их так и называем: дизайнеры на «Тильде». Я считаю, что это такая профессия, она в принципе формируется. Вижу много объявлений, когда компании просят: «Порекомендуйте дизайнера на „Тильде"». Разумеется, для этого нужно приложить усилия, хорошо изучить инструмент. Чтобы начать, я бы посоветовал сделать два-три проекта бесплатно, потому что брать деньги, когда ты еще ничего не умеешь, не совсем верно. Мы все должны сначала нарабатывать портфолио. Если оглянуться вокруг, всегда найдется знакомый, которому нужно помочь. И это всегда дополнительный источник заработка, который приносит дизайнеру радость, я бы так сказал, от возможности сделать сайт самому в одиночку. Это моя рекомендация.

Беседовала Наташа Генина
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности