});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 5 марта

5+ самоучек в дизайне

Пять лет в университете, потом еще три года в аспирантуре, несколько научных работ — необходимо ли это, чтобы стать хорошим дизайнером? Мы уже не раз писали об успехах дизайнеров с образовательным бэкграундом, а теперь предлагаем познакомиться с известными дизайнерами, которые так и не получили профильного образования, зато нашли свой путь в профессию и достигли высот. И, конечно, делимся с вами теми секретами, которые помогли им.
Стас Жицкий: широкий кругозор
Сооснователь студии OPEN!Design&Concepts, обладатель более чем 30 престижных наград в области дизайна дважды проваливал вступительные экзамены в Московский полиграфический институт (сейчас — университет печати), причем с заметным результатом: первый раз получил четыре двойки за все профильные предметы, а второй раз и вовсе не был допущен до экзаменов. Решив не пытаться поступать в третий раз, Стас пошел работать в полиграфическом направлении. Сейчас он — руководитель художественной студии и обладатель более чем 30 престижных премий.

Стас считает, что дизайнер — это не просто человек, который владеет инструментами и программами, а тот, кто любит решать задачи и видеть проблемы.

Чтобы стать дизайнером, по мнению Стаса, «недостаточно прочесть книжку „10 способов стать супердизайнером (мультимиллионером, шеф-поваром, хорошей женой и прочее)“. Дизайнеру нужен хороший преподаватель-направлятель, то есть тот, кто персонифицированно его обучит. И второе, нужно расширять сознание — я говорю не о веществах, а о мыслях, знаниях, информации. Любое потребление информации: чтение, путешествия, фильмы, статьи в интернете — не о дизайне, а о разном, совсем о разном, вообще о разном, о том, что нас окружает, — насыщает человека. Важно получать впечатления, анализировать и делать выводы. Наращивать бэкграунд».
Игорь Косовский: глубокое погружение
Игорь называет себя свободным арт-директором. Он автор проектов для Toyota Motors, «Зарядья», Сколково и других, ведущий авторского «Блога дизайн-ниндзи» получил высшее образование в университете им. Баумана по технической специальности, но дизайном увлекался еще со школы и после университета решил развиваться именно в этом направлении.

Сейчас у Игоря — огромный поток клиентов, большое портфолио, авторский курс дизайна и уверенность в том, что путь в дизайн лежит не через институты, а через мотивацию, желание работать и стремление учиться постоянно, в режиме 24/7.

Он отметил в одном из интервью: «Я все так же считаю, что можно стать первоклассным специалистом без профильного образования. Самое главное — гореть этой сферой и постоянно в ней развиваться. Более того, не я один тому доказательство. Есть много примеров дизайнеров-самоучек. Если перемотать на несколько лет назад, я бы ничего не менял, но постарался бы пройти этот путь быстрее».
Porsche AG / PORSCHE FESTIVAL 2018
Антон Герасименко: свежий результат
Антон, основатель проектной группы «Сила» и сервиса Readymag, начал свой путь в дизайне еще школьником. За полгода до окончания одиннадцатого класса он получил приглашение на работу в Студию Артемия Лебедева и не раздумывая согласился. Сразу после школы он переехал в Москву и приступил к работе, на высшее образование и просиживание в университете не было времени и желания.

К тому же дальнейший опыт показал, что в профессии дизайнера главное — умение учиться постоянно, чтобы оставаться «на волне», ловить тренды и новые веяния, выдавать свежий креативный результат.

Антон уверен, что сейчас важно не столько образование, сколько «просто образованность. Сейчас можно быть полиматом, практически не выходя из квартиры. В мире TED, „Теорий и Практик“, „Википедии“ и „Гугла“ сама образовательная церемония в учреждениях почти теряет свой смысл».

Фото: lookatme
Денис Башев: наивность и любопытство
Графический дизайнер, основатель студии Province, пришел в профессию совершенно случайно: «В газете я увидел объявление о вакансии дизайнера с нормальной зарплатой. Моя семья была очень бедная, и денег на компьютер не было. Поэтому я взял компьютер напрокат, подучил пару программ и пошел устраиваться на дизайнера просто ради денег. Так что мой профессиональный выбор — чистая случайность. Только отработав примерно два года, я понял, что и дальше в жизни хочу заниматься именно дизайном».

У Дениса вообще очень интересный взгляд на высшее образование: «Любое образование — это имитация действительности; как же она может быть лучше, чем сама действительность? Если ты хочешь быть коммерчески успешным дизайнером, то с большей вероятностью станешь им быстрее, если пойдешь работать и будешь добирать нужные навыки короткими курсами. Если тебе важна эта немного пыльная, но творческая атмосфера, размышления и философия профессии, нужно идти в высшее учебное заведение. Все зависит от того, что ты за человек. Вот я про себя понял в какой-то момент, что я колхозник, а не интеллигент вообще. И не привить мне всех этих культурных штук — при всем желании не получится. Дети мои, может быть, еще попадут в более воспитанную среду, а для меня вариант идти сразу работать был самым адекватным».
SUPERSILA
Артур Арсенов: сверхсложные задачи
Основатель и арт-директор студии Looi, который некоторое время работал в Студии Артемия Лебедева, два года проучился на факультете филологии и журналистики ВолГУ и бросил учебу, чтобы сосредоточиться на дизайне мобильных приложений.

Его секрет успеха в том, чтобы браться за сложные проекты, а после них переходить на сверхсложные. Причем Артур отмечает: «Зачастую самое сложное — это согласиться взять на себя ответственность».
BioFoodLab
Зарубежные самоучки
Среди зарубежных дизайнеров (и даже мировых звезд) немало тех, кто изначально не имел специального образования. В их числе, например, знаменитые модельеры, имена которых известны буквально каждому: Кристиан Диор (окончивший Свободную школу политических искусств), Джорджо Армани (бросивший медицинский университет ради работы в универмаге), Коко Шанель (танцевавшая в кабаре), Виктория Бекхэм (певица).
Также среди самоучек — Нейт Беркус, интерьерный дизайнер, работающий со многими голливудскими звездами, ведущий телепрограммы о дизайне TLC Nate and Jeremiah by Design. Он начинал свой путь в профессии в качестве ведущего аукционов — именно это помогло ему сформировать особый взгляд на мебель и детали интерьера. Он считает, что главное для дизайнера — чувствовать интерьер и уметь отвечать для себя на два главных профессиональных вопроса: «Что здесь нужно изменить?» и «Что может остаться?»
Риан Корбан, автор интерьеров дома моды Balenciaga в Мадриде, бутиков марки Alexander Wang в Нью-Йорке, множества других успешных проектов, изначально не хотел получать дизайнерского образования и шел по собственному пути. «У меня были друзья, которые изучали архитектуру и дизайн интерьера, в то время как я шел по самостоятельному изучению искусства. Я считаю, что нет ничего лучше, чем образование и навыки, но что было более важным для меня — это опыт», — считает он.

Опыт дизайнеров-самоучек показывает, что в основе карьерного успеха в первую очередь лежат личная мотивация, умение постоянно учиться и стремление к цели.

Но мы смело можем утверждать, что профильное образование — надежная база, на которой значительно проще и быстрее выстраивать дальнейшие успехи. И самый прямой путь в профессию лежит через обучение у опытных педагогов, которые помогают раскрыть потенциал, дают обратную связь, помогают определить свои сильные и слабые стороны.

Подготовили Екатерина Коновалова и Камила Багирова
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ