Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 26 декабря
О ТИПОГРАФИКЕ С ЛЮБОВЬЮ
ВЛАДИМИР КОЛОМЕЙЦЕВ
Работа со шрифтами требует колоссального запаса терпения, усидчивости, а главное — любви к этому делу. Как детально изучить типографику и начать создавать нечто уникальное? Мы взяли интервью у талантливого типографа, преподавателя в школе Campus и по совместительству тьютора «Среды обучения» Владимира Коломейцева, который рассказал об особенностях рабочего и учебного процессов, а также дал пару советов начинающим типографам.
— Какой путь тебе пришлось проделать, чтобы стать тем, кем ты стал? Что явилось причиной твоей любви к типографике?
— Мой папа был художником-оформителем — были в те времена такие мастерские вроде ПТУ или учреждения со средне-специальным образованием, где молодых людей с горящими глазами учили рисовать всякие коммунистические лозунги, портреты светил компартии и тому подобные агитматериалы. В то время почти у каждого художника-оформителя были такие книжечки (что-то вроде Pinterest сейчас) с кучей вырезанных картинок (читай — референсов) различного характера: орнаменты, постеры, буквы, упаковка и так далее. Эти книжечки, лучше сказать фолианты, назывались «халтурниками». Так вот, я очень любил листать этот невероятного вида «халтурник», и всегда мне нравились буквы; папа их тоже любил. Поэтому я для себя, в качестве основного импульса в любви к типографике, обозначил именно этот момент.
Я люблю искусство, графику, буквы. Мне приходят в голову идеи, я хочу их претворять в жизнь, хочу лучше разбираться в чем-то и делать вещи образно, эстетически и функционально состоявшимися, хочу экспериментировать и помогать людям делать то же самое как в культуре, так и в бизнесе. Вот это помогает мне двигаться вперед.
«Формально я учился на дизайнера интерьеров, параллельно фотографировал (люблю фотографию, считаю это лучшей методикой в познании композиции), потом стал графическим дизайнером, долго проработал им, до сих пор считаю себя графиком, но всегда любил буквы, поэтому последние три года сфокусировался на типографике. Путь на самом деле сложный, надо было с самого начала учиться у лучших»
— А как ты оказался в «Среде обучения»?
— В основном из-за того, что у меня нет высшего образования. В какой-то момент я понял, что оно должно быть, чтобы двигаться дальше и иметь возможность получить мастера в одном из европейских институтов. Я хочу сказать, что никогда не поздно учиться: где бы ты ни находился, в каких бы обстоятельствах ни оказался, у тебя всегда есть выбор — стать лучше либо сидеть там, где ты сидел. Поэтому образование, особенно в наше время, соизмеряя все свои цели и потребности, — лучшая возможность перепрошить себя и двигаться вперед.
— Ты воспринимаешь шрифт как графический элемент или как текст? В каком контексте ты с ним работаешь?
— В принципе, всегда воспринимаю как графический элемент, однако когда делаешь шрифт, то думаешь о системе, о классе, и тебе приходится делать буквы консистентными, чтобы в них была гармония, чтобы наборное пятно смотрелось собранным и тем самым образно состоявшимся.
«Хотя, конечно, в каждой работе хочется сделать что-то особенное, что-то с характером — и это всегда надо делать, чтобы сжиться с тем, с чем ты работаешь, чтобы в этом появилась жизнь, — поэтому для меня важна каждая буква»
— Какой из своих шрифтов ты считаешь наиболее удачным, любимым?
— Думаю, Repro. Это шрифт, которым сейчас набраны все материалы сайта Designworkout, Campus, Masterskaya и ряда других изданий (в том числе печатных). Repro — это результат изучения таких форм шрифтов, как Akzidenz Grotesk, Royal Grotesk, Helvetica, Helvetica World и Neue Haas Helvetica. Вообще, я поступил довольно избито — в том смысле, что каждый дизайнер хочет сделать свою гельветику; так поступил и я, только вместе с этим изучил кириллическую часть наследия этой знаменитой плеяды шрифтов и сделал кириллицу. Она пока кривая, но будет доделана со временем.
— Что ты посоветуешь дизайнерам, которые собираются обучать других дизайнеров, как правильно строить обучение?
— Я думаю, это надо делать только на своем примере, на реальных проектах, на артворке, которым ты занимаешься для себя, на том, что ты любишь и делаешь с энтузиазмом. Вальтер Гроппиус правильно говорил, что личные человеческие качества важнее технических знаний, поэтому пример работы педагога и его собственной рефлексии всегда важнее, чем техника.
Технические знания просто must, ты должен это знать, однако объяснить, где здесь философия, как невидимое становится видимым и зачем мы, благодаря нашим талантам, становимся дизайнерами — надо всегда держать это во главе угла.
«Вообще тот круг, который описывает Гроппиус в своей книге „Круг тотальной архитектуры“, по-моему, самый блестящий пример образования молодых, творчески настроенных людей. В этом смысле Баухаус предвосхитил качество образования на много-много лет вперед»
— Как устроена мастерская Димы Барбанеля? Чем вы занимаетесь?
— Мы в основном работаем над культурными и социокультурными проектами и тем, что нам интересно. Вторую часть деятельности всех нас занимает непосредственно образование самих дизайнеров. Дима придумывает очень много проектов, которые направлены на то, чтобы дизайнер понимал, что за работу он делает, где он сам находится, что он умеет, как научиться новому, как определить образ, где связь между образом, им самим и задачей, как обнаружить свой голос, и побуждает все время делать что-то новое. Это чисто европейский подход к образованию, без страха и инертности, смело и с уважением.

Образовательный проект Designworkout также и большой HR-проект. Кто учится на DW, со временем начинает с нами сотрудничать и делать что-то совершенно новое. Например, в скором времени мы создадим свою словолитню и будем распространять шрифтовые работы студентов обоих курсов (playtype + DW offline), такой первый свободный и недорогой магазин с совершенно дикими шрифтами.
— Расскажи о Designworkout.
— «Designworkout — это ежедневные короткие задания на 20−30 или даже на 5 минут, которые питают и развивают воображение плюс прокачивают различные художественные способности. Одна из целей DW — это разбудить творческие способности каждого человека, поверить им и использовать их непосредственно в проектах как краеугольный камень»
Вообще, главная особенность DW лично для меня — это напряженность, созданная тем, что ребята решают, по сути, одну задачу за короткое время и сразу видят результат всех участников: это мгновенно меняет представление о вариативности и возможности решения задачи, уровень и качество в таких ситуациях сразу растут.

Кстати, не важно, дизайнер ли ты, иллюстратор или типограф, — у нас тренируются даже прОдакты.
— Опиши студента, которого бы ты позвал участвовать в Designworkout. Каким он должен быть?
— С неудержимым творческим потенциалом, либо уставший от рутины, либо тот, кто хочет поверить в себя и вернуть вкус к творчеству. В основном это люди, небезразличные к творчеству и развитию себя.
— Кто твои любимые дизайнеры?
— Ох! Не знаю, могу ли я назвать их дизайнерами, но по крайней мере сейчас я питаю симпатию к Максу Биллу и Карлу Науроту.
— Какие книги / курсы / школы посоветуешь для поэтапного глубокого изучения типографики?
— «Великие шрифты» Владимира Ефимова, это номер один. «Книги» Владимира Кричевского, и Ян Чихольд «Облик книги». Но вообще, книг великое множество, советую просто торчать в букинистических салонах.
По поводу образования я думаю, что с уверенностью посоветовал бы идти к нам на курс Playtype, он закрывает большинство вопросов, остальное — только работа над собой, либо курс Тагира Сафаева «Шрифт & типографика», ну и потом магистерская программа Design typefaces в европах.
«Одной из самых главных составляющих в типографике является ресерч, поиск информации, копание в архивах, в книжных и антикварных магазинах, натренированный, настроенный на букву глаз, который все время жаждет узнать что-то новое и необычное, — это и есть залог успеха, практически половина дела»
— Если дизайнер обучается самостоятельно, как ему понять, что исправлять и улучшать? Иногда натренированности, информации из книг и сравнения с работами культовых дизайнеров бывает недостаточно.
— Главное — общаться с мастерами, быть с ними знакомым, вообще хотеть этого. Чаще всего мастера — открытые люди, которые делятся опытом, это же закон, формула, работающая обоюдно: им нужно делиться информацией, они сами этого хотят, и человек пришедший богатеет информационно и практически (если он смекалистый) как на дрожжах, а они тем самым живут дальше и чувствуют свою ценность, для них это также важно.
— Какие топ–5 шрифтов должны быть на компьютере у каждого уважающего себя дизайнера?
— В лучшем случае свои. Но если нет, то не 1'000 или 5'000 шрифтов, а осознанный выбор, хотя бы проанализированные, либо это так же как «поиграйся со шрифтами». Поэтому таких шрифтов в лучшем случае должно быть не больше 30−50, остальное просто от лукавого.
— «Если добавляешь шрифт, надо понимать, зачем он. „А пригодится“ — не работает. Каждый шрифт под проект, под задачу. Ведь, по сути, любой шрифт — это не бесцельный продукт, это большой проект, там целая эпоха и образ, такие штуки надо уважать»
Вообще дефолт — это Akzidenz Grotesk, Helvetica, Futura, Garamond, Kis, Caslon, Baskerville, Bodoni (извините), Academy, Clarendon и так далее, исходя из задачи.

Беседовала Катя Пепел
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности