Среда обучения × Ozon. Design Spring Challenge: Интервью с жюри и победителями конкурса
16—22 мая Факультет провел совместный конкурс с Ozon, суперпризом в котором стала стажировка. На какие критерии должен опираться продуктовый дизайнер? Почему было сложно выбрать победителя? Как совместить участие в конкурсе и личные дела? Обсудили с членами жюри и конкурсантами
Алексей Комаров
UX/UI-дизайнер в IBM. Лидер направления «Дизайн цифровых продуктов» в Среде обучения
Как родилась идея конкурса
С 2017 года я организую мероприятия в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Каждый сентябрь там проходит День программиста — конференция и кейс-чемпионат для разработчиков при поддержке IBM, «Яндекс», Mail.ru Group, «Лаборатории Касперского», Samsung и других компаний.
Когда я стал лидером направления «Дизайн цифровых продуктов» в Среде обучения, решил организовать похожее мероприятие, но уже для дизайнеров. Изучил рынок — какие компании активно развиваются, кому было бы интересно принять участие и у кого есть сложные задачи. Вспомнил про Ozon — так и появилась идея.
Как отбирали победителей
Конкурсную задачу и критерии оценки составляли дизайнеры Ozon. Выделить победителей было действительно сложно. После финального питча мы с командой жюри ушли на обсуждение и до последнего не могли выбрать призовые работы. Еще раз просмотрели презентации некоторых участников и устроили голосование.
Решения победителей привлекли своей реалистичностью. Среди работ конкурсантов было много концептов, которые выделяла креативность, но реализовать их, к сожалению, было технически сложно. Для меня была важна и глубина проработки решения — насколько участники погрузились в тему, осознанно ли предлагали свои варианты или просто взяли тренды рынка.
Никита Фадеев
Ведущий продуктовый дизайнер в Ozon
Как формировалась конкурсная задача и критерии оценки
Сделать совместный конкурс нам предложил Алексей Комаров. Мы активно обсуждали задачу по созданию раздела достижений внутри команды и сформировали представление о том, как ее реализовать. Нам было интересно, как люди вне Ozon подойдут к ее решению, поэтому мы и выбрали ее для конкурса.
Работы мы оценивали по критериям, которые применяем к стандартным задачам Ozon.
Проработанность дизайна. Нужно было выстроить основной user flow, но в рамках конкурса мы не требовали отобразить все возможные состояния.
Прототип. Наши работы проходят по пути качественных исследований — прямых наблюдений за поведением пользователя при взаимодействии с продуктом и модерируемых исследований. Поэтому мы подготавливаем прототипы по всем крупным фичам.
Продуманность решений. Нам важно понимать, зачем дизайн сделан и какую задачу он выполняет. Решение должно быть завязано на бизнес-требованиях, их мы описали в брифе, и требованиях пользователя — анализ аудитории конкурсанты проводили самостоятельно.
Органичность. Мы работаем в единой дизайн-системе, и каждый кастомный элемент приходится разрабатывать и вносить в нее. Важно, чтобы решения хорошо вписывались в стайлгайд Ozon.
Описание рабочего процесса. Мы должны были понимать, как рассуждает дизайнер — на какие метрики и показатели он ориентировался, как протекал его мыслительный процесс.
Почему хорошего UI недостаточно
Многие конкурсанты разработали хороший UI — он подкупал. Но так как конкурс был нацелен на продуктовый дизайн, мы все же учитывали, как человек рассуждает, на что опирается, и насколько продумано его решение.
Призовые места заняли работы с хорошим анализом, продуктовым подходом и органичностью. Было сложно выбрать победителя — мы спорили, брали дополнительное время, поэтому финальное решение получилось наиболее адекватным.
Суперприз — стажировка в Ozon
Мы связались не только с победителями, но и с конкурсантами, чьи работы нам понравились. Их навыки пригодятся в нашей команде, поэтому мы предложили им стажировку.
Стажировка — это обучение боем. Мы будем тренировать ребят решать горящие задачи и модерировать их работу. Самые успешные после стажировки попадут в команду.
Я работаю дизайнером коммуникаций и помогаю развивать проект врача-ревматолога. Иногда выполняю задачи по редизайну сайтов. А еще усердно учусь на нескольких курсах по UX/UI, много читаю и погружаюсь в продуктовый менеджмент.
Про конкурс я узнала из рекламы в соцсетях и после регистрации не была точно уверена, что буду участвовать. Где-то в глубине души, наверное, приняла решение и зашла на общую встречу в Zoom. Мне понравилось, что на работу дали неделю — казалось, можно спокойно совместить личные дела с участием в конкурсе. Меня привлекла известность брендов Ozon и Среда обучения. Ну и, конечно, я очень хотела iPad.
Четыре дня исследований и бессонная ночь перед дедлайном
Казалось, что работа над проектом будет быстрой и простой. А потом я задумалась: «Зачем Ozon раздел наград?» И начала исследовать этот вопрос, пытаясь докопаться до сути. Один день ушел на гипотезу, которую я в итоге отмела. Четыре дня я потратила на исследования — разбор конкурентов, интервью, анкетирование, чтение книг, просмотр видео на YouTube, изучение исследований брендов. Несколько часов — на новую гипотезу, которая легла в основу работы.
Как всегда, когда занимаешься чем-то важным, появляются незапланированные дела — заболел младший ребенок, старших перевели на дистанционку, возникла срочная работа. Поэтому задачей для конкурса я занималась по ночам, а перед дедлайном вообще не спала. Мне важно было успеть до дедлайна — не хотелось работать в стол.
До последнего не верила, что мою работу заметят
Самым сложным оказалось довести все до конца и остановиться. Я всегда к себе критична, и многое в работе мне не нравится. Сейчас я занимаюсь анимацией в прототипе — делаю ее плавной. У оповещений о начислении баллов надо улучшить читабельность и после коридорного теста изменить трек-награды. В целом многое придется дотянуть.
Но я собой горжусь — до последнего не верила, что мою работу заметят. Поэтому я рада, что не бросила все на полпути, дошла до конца и сдала работу в срок.
Во время конкурса я впервые познакомилась с большой дизайн-системой и успешно прошла «боевое крещение». А еще поняла, что нужно подтянуть искусство публичных презентаций и тщательнее к ним готовиться. Очень надеюсь, что это было не последнее мое выступление, и когда-нибудь мы встретимся на дизайн-просмотре, где я выступлю в роли спикера.
Мне предложили стажировку, и я, конечно, согласилась
Сейчас я формирую портфолио на личном сайте, и конкурс — это отличный кейс, который показывает, что мне нравится делать и насколько у меня это получается.
Мне предложили стажировку, и я, конечно, согласилась — Ozon входит в пятерку компаний, в которых я хотела бы работать. Там сильная продуктовая команда и здоровое отношение к work-life balance.
Решил участвовать в конкурсе ради коллаборации с Ozon
Я работаю дизайнером продукта в «Билайн». Проектирую внутренний сервис — платформу для запуска рекламных кампаний. В нерабочее время иногда собираю экраны мобильных приложений.
За Ozon наблюдаю еще с тех пор, когда они были книжным онлайн-магазином. Теперь это публичная компания с капитализацией $11 млрд, которая не собирается останавливаться в развитии, и в конкурсе я решил участвовать ради коллаборации с ними. А еще меня привлекла интересная задача с высокими UX/UI-требованиями и, конечно, призы.
Сложности и интерактивные прототипы
После презентации ребят из Ozon я перепечатал бриф, скачал исходники, получил доступ к дизайн-системе — UI-киту, типографике и цветовой палитре бренда. Конкурсной задачей занимался после работы — оставался за компьютером, создавал макеты и проектировал user flow.
Самым сложным было правильно понять, чего хочет заказчик, и продумать дизайн-концепцию, которая будет встраиваться в существующее приложение. Дальше проще — собрать экраны, отрисовать иконки и состояния, оформить прототип.
Я горжусь тем, какими у меня получились интерактивные прототипы — с анимацией и плавными переходами, с линейным сценарием от главной страницы до шеринга достижения. Если добавить несколько экранов, кое-что отполировать и оттюнинговать, можно использовать работу в качестве кейса для портфолио.
Взвешу плюсы и минусы стажировки и приму решение
Конкурсный опыт мне точно пригодится. Я познакомился с культурой организации макетов в крупных компаниях, попробовал работать в сжатые сроки, выступил перед большой аудиторией и получил ценную обратную связь от экспертов.
Сейчас я общаюсь с рекрутерами Ozon по поводу стажировки. Узнаю, какие условия они предлагают, взвешу плюсы и минусы и приму решение.
Я работаю дизайнером интерфейсов в Smorodina.mobi — в основном занимаюсь мобильными приложениями. Увидел рекламу конкурса в Instagram и решил попробовать силы на реальной задаче, сделать что-то интересное.
Я не рассчитывал на призовое место и просто хотел получить удовольствие от процесса. А возможность поработать с Ozon и забрать приз подстегивала делать лучше.
К промежуточному этапу с максимально черновыми экранами
После первой встречи я составил план работы над проектом. Начал бодро — изучил много вариантов систем лояльности; посмотрел, что Ozon предлагает пользователям в качестве наград; сделал наброски первых идей. Получилась базовая концепция с уровнями и наградами и много временных событий — от квиза до благотворительности.
На следующий день на свежую голову отобрал три варианта и начал прорабатывать сценарий для каждого. Но к промежуточному этапу подошел с максимально черновыми экранами, поэтому ночь перед дедлайном выдалась веселая. В итоге получилось не то, что я задумывал, но я сдал работу и выдохнул с облегчением — уставший, но довольный.
Фейл года и крутой опыт
Презентация стала фейлом года. Сложно выступать на публике, наложилось переживание — казалось, не могу связать и двух слов. Еще и внезапно возникли проблемы с интернетом.
Но я горжусь, что дошел до конца, хотя несколько раз появлялись мысли, что я не успею и нужно бросить эту затею. Круто загонять себя в рамки и выдавать максимум.
Работу оценивали классные ребята — это дало возможность узнать свои ошибки. Я выделил три направления, которые нужно прокачать: тайм-менеджмент, аналитика и выступление на публике. И, конечно, получил отличный опыт работы над разделом достижений.
Мне предложили стажировку, но я живу в другом городе и пока не задумываюсь о переезде. А конкурсный кейс доработаю и опубликую.
Материал подготовила Татьяна Захарова
Этот конкурс прошел круто! Мы организуем как минимум еще один.
Хотите участвовать? Подписывайтесь на наши соцсети и ждите анонса.
Можно ли стать хорошим художником за пару месяцев? Почему работа арт-директором подходит не всем? Как стилистика школы портит первое портфолио? Памина Птицына — старший преподаватель программы «Игровая графика» об игровой индустрии, работе в Playrix и советах для начинающих
Как работать со скептиками на фрилансе? Зачем иллюстратору навыки верстки? Как совмещать работу и вышку? Выпускница направления «Визуальное искусство» Аня Серёгина — о пути в дизайн, обучении в Среде и планах на будущее
Что делать, если первые попытки — отстой, и в тебя никто не верит, как нажать на кнопку «сделать красиво» в своей голове и зачем моушн-дизайнеру маркетинг и софт скиллы. Поговорили с Андреем Стифеевым о его путешествии в карьере и свежей программе для Среды обучения