});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 16 апреля

Бестиарий смертельной заразы в дипломном проекте: интервью с выпускницей Аней Серёгиной

Как работать со скептиками на фрилансе? Зачем иллюстратору навыки верстки? Как совмещать работу и вышку? Выпускница направления «Визуальное искусство» Аня Серёгина — о пути в дизайн, обучении в Среде и планах на будущее

Как фэнтези и желание вылезти из кокона сделали меня иллюстратором

Творчество всегда было моей отдушиной. Мне нравилось придумывать персонажей и их истории, я восхищалась вселенными в жанрах фэнтези и фантастики, поэтому увлеклась рисованием персонажей и иллюстраций в этих направлениях.

Я следила за блогами, пабликами и страницами иллюстраторов, которые вели открытые галереи. Мне очень хотелось вылезти из кокона и влиться в творческую интернет-среду, поэтому я старалась быть активной, оставлять комментарии и знакомиться с людьми. Так я встретила будущего соавтора Григория Викулина. Формальное общение переросло в дружбу, и постепенно мы поняли, что наши вкусы и источники вдохновения похожи. Он начал помогать мне в творчестве, я росла как художник, и мы пришли к выводу, что хотим работать над общими идеями, которые в итоге нашли отклик у публики.
Одна из старых работ на момент начала соавторства. Я полностью отдалась теме фэнтезийных иллюстраций со сказочными выдуманными персонажами, но не воспринимала это занятие всерьез

Фрилансер-волшебник и заказчики-скептики

Знакомство с другими художниками привело меня к фрилансу — это стало полезным опытом общения с людьми с разным менталитетом и взглядами на рабочий процесс. Случалось всякое. Заказчики часто были уверены, что покупают «волшебника» готового воплотить любую их идею и внести десятки правок. Это научило меня систематизировать рабочий процесс и устанавливать рамки комфортные и для меня, и для клиента.

Я поняла, что одной галереи и красивых иллюстраций мало — важно прописать правила работы, свои сильные и слабые стороны, уметь решать конфликтные ситуации и, конечно, брать предоплату. Потенциальные заказчики могли решить, что это обман, но на меня стала работать репутация и ответственный подход к брифам и дедлайнам.

В начале пути мне встретилось много скептиков — «дорого, за такие деньги я и сам нарисовать смогу» или «мы сделали двадцать правок, но давайте вернемся к исходному варианту». На таких заказах я набивала шишки и становилась опытнее, научилась уважать себя как работника и быть на равных с клиентом. Самый важный опыт, который я приобрела, — понимание, что идеальная работа держится на трех китах: взаимоуважение, ответственность и хороший тайм-менеджмент.

Выбор образования и зачем иллюстратору дизайн

После школы у меня был свободный год — я находилась в поисках себя, активнее занималась иллюстрацией и осознавала, что самообразования и практики недостаточно. Мне было интересно развивать навыки не только в иллюстрации, но и в смежных областях — дизайне, рекламе, полиграфической продукции, анимации. Умение не только рисовать красивые картинки, но понимать, где и как их правильно применить, сделали бы из меня ценного специалиста и открыли двери для разной работы. Я поняла, что хочу и мне важно получить знания от тех, кто уже имеет профессиональный опыт. Ну и, конечно, диплом — чтобы вся семья и некоторые работодатели спали спокойно.
2016 год. Визитка, которую я делала для портфолио, чтобы поступить в Среду. Думала, что не буду скромничать, и сразу показала свою иллюстраторскую жилку. Теряюсь в догадках, какой смысл я вкладывала в этого коня — видимо, что-то деловое и творческое. Не могу смотреть на старые работы без стыда, но именно с этого начинался мой путь
Знакомые моего соавтора рассказали о Среде. Из-за жизненных обстоятельств и проблем со здоровьем вариант онлайн-обучения оказался самым удобным и выгодным. На выбор повлияли отзывы знакомых и реальных людей из интернета — у Среды они были хорошие, и это укрепило мой интерес.

Онлайн-формат казался необычным и вызывал сомнения. После пандемии его стали использовать везде, но на момент моего поступления у нас он был диковинкой. Я знала, что это распространенная практика за рубежом, но все равно не могла не задаваться вопросами, как все будет проходить, не упущу ли я чего-то важного, будет ли обучение действительно качественным. Сейчас я ни о чем не жалею и понимаю, что онлайн-образование не уступает очному. Только требует большей самоотдачи.

Вышка и изучение «шишек»

Я выбрала вышку, потому что это было мое первое образование. Хотелось пройти путь целиком — со всеми сложностями. Честно говоря, я не задумывалась об альтернативах всерьез и не размышляла долго. Целью было именно высшее образование, а потом уже какие-то дополнительные курсы.
Примерно 2017 год. Работа для предмета «Креатив и генерация идей». Задача — попробовать себя в разных дизайнах на разные темы: от классических до безумных. Для одного из традиционных дизайнов я разработала фирменный стиль кофейни. Решила использовать кофейные разводы. Сейчас понимаю, что решение банальное, но так я начинала набивать шишки в дизайне
Несмотря на онлайн-формат, было много практики и работы с реальными проектами, которые пошли в портфолио. Преподаватели давали шанс сделать все учебные проекты рабочими. Например, Наташа Файбисович не раз предлагала мне продавать получившиеся результаты.

На занятиях рассматривали актуальные тенденции дизайна, современный профессиональный софт, новые веяния российского и зарубежного рынков. Не было ощущения, что я изучаю что-то устаревшее. Даже на истории дизайна мы обсуждали не только деятелей прошлого, но и нынешних «шишек».
2018—2019 год. Итоговое задание для предмета «Иллюстрации», который вела Люба Березина. Цель — создание маленькой handmade книжки по предложенному произведению. Именно в этот период я ощутимо почувствовала свой прогресс в иллюстрации и дизайне

Про преподавателей

Студентов уважали. Преподаватели не пытались задавить авторитетом или показать, что они умнее. Такое отношение подкупает, особенно на фоне учебных заведений, в которых встречается самодурство.

У меня есть целый список преподавателей, которые оставили положительное впечатление, но особенно выделяю Наташу Файбисович, Сергея Мосякина и Юлию Мокроусову. Они — одни из самых сильных преподавателей, дали много материала и больше всего практических советов. Показывали свои реальные проекты и делились историями из личного опыта.

От Наташи я получила много фидбека, она научила грамотно верстать текст, подавать свой материал и оценивать проделанную работу с объективной стороны. Сергей Мосякин рассказал о методиках создания брендинга через метафоры и дал доступ к личным материалам. Юлия Мокроусова затронула правовые и внутренние аспекты дизайна, да и в целом было полезно взглянуть на процесс создания с креативной стороны. Она объяснила, как расширять границы идей и держать в тонусе творческое мышление.
2018—2019 год. Итоговое задание для предметов «Брендинг» и «Брендинг PRO» Сергея Мосякина. Здесь представлено использование фирменного стиля на визитках, но работа состояла из полноценной разработки стиля бренда — авторской художественной студии. Я получила положительный отзыв от Сергея и сейчас, даже при желании улучшить этот дизайн, с теплотой им горжусь — его создание тоже пришлось на период ощутимого роста

Сложности обучения и ангел-хранитель всего потока

Бывало, что несколько недель проходили в лайтовом режиме — мало предметов, да и те простые, преподаватели нетребовательные. Почти каникулы. Но после внезапно настигал тайфун самого сложного — приходилось сидеть ночами, чтобы все успеть. К счастью, так было не всегда, хотя несколько месяцев третьего курса вспоминаю с легким содроганием. Но на четвертом все пришло в норму.

Иногда возникали проблемы с организацией — переносы, пропажи преподавателей и рассылок. Я привыкла к порядку, и это немного печалило. Проблема с потерей решилась после знакомства с куратором Олей Лукьяновой.

Оля помогала с любыми сложностями. Даже в момент отчаяния — в моей семье возникла тяжелая жизненная ситуация, и я думала, что не справлюсь с учебой, хотела уйти. Но Оля меня успокоила, вместе мы разобрали мои долги. Она подключила меня к нужным курсам, чтобы я наверстала упущенное, и сообщала об изменениях. Даже когда возникало недопонимание между мной и преподавателями или другими сотрудниками, Оля всегда помогала.

Во время дипломного семестра она стала ангелом-хранителем всего потока. Оля отвечала на вопросы по оформлению и сдаче документов, держала в курсе новостей, организовала несколько онлайн-встреч с методистом. Сделала кучу таблиц, чтобы следить за тем, что мы сдали, и всегда пыталась создать комфортные условия. А ближе к защите была на связи в любое время суток и в выходные.

Работа и тайм-аут для диплома

Я продолжала работать на фрилансе. С первого курса я расширила знания о Photoshop, Illustrator и InDesign и сразу применяла их на практике — это экономило время. Потом я улучшила и художественные навыки, и подачу материала — научилась грамотной верстке, пониманию композиции, правильному применению эффектов. Курс по Adobe After Effects научил создавать и рендерить видео, а курсы по типографике и печати — верстать макеты. Даже знания о брендинге и целевой аудитории я использовала в работе.
2020 год. Предмет «Коллаборация». Совместная работа с другими студентами. Мы придумали продукт и разработали фирменный стиль. Продукт — антисептическое покрытие, замена перчаток, поэтому в качестве ведущей метафоры выбран щит и тема защиты. Мы разработали дизайн упаковки, визиток и дополнительной продукции. Чтобы создать полноценный фирменный стиль, я вложилась в графику по максимуму
Фриланс был более гибким, чем работа в офисе, но иногда не хватало времени на отдых. Постепенно я научилась регулировать загруженность. В дипломном семестре я взяла тайм-аут и полгода занималась только дипломом. Среда посодействовала тому, что меня рекомендовали как хорошего дизайнера — после практических курсов мне писали несколько заказчиков, но я готовилась к диплому и не могла полноценно с ними работать. Хотя все равно было приятно.

«Инфектус» и почему создание книги — скорее техника, чем творчество

Я решила работать над дипломным проектом, для которого смогу иллюстрировать и верстать. Искала разные издательства, но из-за карантина было тяжело найти стороннего автора или издателя. Тогда мой соавтор выступил заказчиком и предложил творческий проект, на который я быстро согласилась. Так появился «Инфектус» — бестиарий смертельной заразы. Он вдохновлен актуальной темой эпидемий и болезней и подан в понятном и популярном жанре фэнтези. Это сборник рассказов об инфекциях, представленных в виде монстров, от лица выдуманного героя — охотника на чудовищ.
2021 год. Дипломная работа. Меня очень вдохновляет фантастика и мрачные сказки, поэтому проект дал возможность поработать с любимой темой и прыгнуть выше головы — попробовать новый стиль, уложиться в сжатый срок с большим объемом и организовать печать
Создание иллюстраций было финалом долгого процесса по разработке дизайна каждого монстра, правок и набросков. На дизайн ушло около месяца — заказчик хотел видеть несколько вариантов идей. В итоге получилось больше сорока дизайнов, только десять из которых были отобраны. Каждый дизайн вдохновлен авторским описанием и историческими фактами о болезнях — у многих длинная история, затронувшая древние времена, когда люди буквально обожествляли болезни.

На начальных этапах шла разработка макета, был утвержден нестандартный квадратный формат и финальный объем. После подготовки всего материала я верстала текст — подбирала необходимые шрифты и их размер. Создание книги — в первую очередь технический, а уже потом творческий процесс, но мне удалось затронуть обе стороны.

Жизнь после Среды и планы на будущее

После выпуска я устроила себе отпуск — почувствовала острую необходимость выдохнуть и набраться сил, чтобы потом полностью посвятить себя реализации крупных планов. В рабочий ритм возвращаюсь через небольшие иллюстрации, чтобы творчески не перегореть.

В планах — переезд в Москву. Хочется попробовать себя в командной работе над крупным проектом, стать частью коллектива. Мне нравится общаться с людьми, придумывать и создавать что-то вместе. Это интересный челлендж, а к фрилансу я смогу вернуться всегда.

Еще хочу доработать и официально выпустить «Инфектус» — не вижу причин оставлять его только в виде дипломной работы. Планирую заняться личными проектами и реализовать их в формате книг — видеть свои иллюстрации напечатанными очень вдохновляет.

Совет начинающим

Отдыхайте и меньше волнуйтесь в случае неудач. Успех в дизайне — результат постоянной практики и умение совмещать творческое и техническое. Развивайте насмотренность, сравнивайте свои проекты и работы с чужими. Учитесь критиковать себя, но не ругайте.

Дизайн — не только для вас, но и для других, для аудитории и публики. Дизайнер — не только художник и творец, но и переводчик со сложного на простое и удобное, красивое и актуальное. Дизайн — это множество дорог и возможностей, среди которых вы найдете то, что полюбите, поэтому не запирайте себя в рамках и не переставайте пробовать новое.

На кого подписаться

  • 1
    Дизайн персонажей и сторителлинг:
  • 2
    Тематика хоррора и монстров:
  • 3
    Цвет, композиция и динамика:
  • 4
    Выделю отдельно:
    heikala. Потрясающая акварель и заложенные в иллюстрации истории
    xafeelgood. Русский и невероятно талантливый комиксист. Мой друг
    bladmoran. Невероятная работа с формами и линиями. Просто офигенная стилизация
Материал подготовила Татьяна Захарова
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ