ДИЗАЙН В СРЕДЕ
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в# мессенджерах от Среды обучения
ДИЗАЙН / 2 апреля

Идеи — не мамонт, а мозгу все равно: интервью с Андреем Стифеевым

Что делать, если первые попытки — отстой, и в тебя никто не верит, как нажать на кнопку «сделать красиво» в своей голове и зачем моушн-дизайнеру маркетинг и софт скиллы. Поговорили с Андреем Стифеевым о его путешествии в карьере и свежей программе для Среды обучения

Видео о приключениях у местного ДК в портфолио и начало карьеры

Летом перед поступлением в университет я устроился джуниором в студию dt group с набором безумных работ в портфолио. Мы с друзьями часто снимали дурацкие видео, я их монтировал в стиле трейлеров к фильмам, и в какой-то момент настал час спецэффектов — так я открыл для себя After Effects.
Одно из первых видео, его я делал просто так — для себя. Еще нигде не работал, тренировался. Примерно 2011—2012 год
В студии я начал расти как моушн-дизайнер. Для меня это был аттракцион. Есть такая штука, называется «синдром самозванца» — когда тебе кажется, что ты не заслужил своих достижений. До работы в студии я монтировал, как мы дурачимся возле местного ДК, а там мне сразу поручили проекты для «Сбербанка» и «Касперского». Неполные конечно — я занимался всякими мелкими элементами. Например, гордился динамичной плашкой, которую сделал для Mitsubishi — десятки маленьких логотипов вылетали и собирались в эту плашку. Топ-уровень!

Потом я поработал в студии Tushite Svet. Мы делали много заставок и эксплейнеров, и я понял, что хочу стать персонажным аниматором. Первые попытки были отстойными. Признаться честно, мало кто верил, что у меня что-то получится. В такой ситуации важно никого не слушать и настаивать на своем — я тратил десятки часов и делал сотни попыток, чтобы заработать лишнюю порцию лайков в популярнейшем сообществе After Effects Вконтакте. Создателем сообщества был Женя Дружинин — человек, которым я тогда вдохновлялся. Там я нашел первые заказы на фрилансе и, когда начал получать небольшие суммы, ушел из продакшна.
Шоурил, который я собрал, когда вышел на фриланс после двух продакшнов. Понял, что на фрилансе без шоурила никуда, и собрал из того, что было. 2013 год

Дизайн для бизнеса и зачем фрилансеру работать в команде

Хотя большую часть жизни я работал моушн-дизайнером, зачатки маркетинга во мне были всегда. Я давно решил, что выберу нишу и буду с ней работать. Мне хотелось помогать расти бизнесам, поэтому я начал закидывать свой шоурил в группы не по моушн-дизайну, а в те, что связаны со стартапами.

Я собрал сайт, он тогда назывался startupdesign, и пробовал искать заказы — так познакомился с Андреем Козиком и Владом Гиндиным, с которыми общаюсь до сих пор. Мы сделали онлайн-продакшн Lemon Digital, теперь Lemons, и стали заниматься эксплейнерами. Долго работали вместе — то расходились, то сходились.
Шоурил в основном из работ, которые мы делали с Lemons, — очень продуктивные времена. 2015 год
Я работал и моушн-дизайнером, и арт-директором. Получил огромный опыт работы на фрилансе и крутое на тот момент портфолио. То, что на старте моей карьеры фрилансера мы объединились в команду, подстегивало меня держать сроки и приучило к тайм-менеджменту. Всем советую работать в командах — это учит ответственности. Ты можешь не жалеть клиента, который существует только в почте, но если подставишь члена команды, будешь отшельником — чувство так себе.

Почему на Кипре скучно и что делать, если выгорел

Я провел несколько потоков авторского курса VOODOO PEOPLE по персонажной анимации в After Effects и курс по Toon Boom Harmony. Параллельно мы с Максимом Гордиенко записали первый подкаст про моушн-дизайн CGMGZN. Забавно, что запустили мы его до того, как подкасты стали мейнстримом — примерно за пару месяцев до первого KuJi. Мы больше говорили про людей и софт скиллы, чем про крутилки. Я уже тогда тянулся к чему-то более глубокому, чем бесконечные интерфейсы в приложениях.

Потом работал на сериале «Фиксики», прокачивался в 3D-персонажке и думал, где бы найти фриланс. И нашел! Студия Toonbox нанимала 3D-аниматоров на новый проект, и я, недолго думая, взял и переехал к ним на Кипр. Проект не пошел, и какое-то время я просто фрилансил — пришлось формировать четкие принципы работы, чтобы не оказаться без денег в чужой стране. Вышло полезно.
К 2017 году я уже был персонажником и работал как в 2D, так и в 3D. Я тогда как раз жил на Кипре
Но как бы ни был хорош Кипр, не все так круто, как кажется. Мне стало скучно. Казалось — все проекты и жизнь в России. На Кипре можно прожить 100 лет и не запариваться, но у меня другой темперамент. Я вернулся домой, понял, что выгораю, и начал искать продолжение своей профессии.
Мой последний на данный момент шоурил, почти горжусь им. Он на 90% состоит из творческих работ и специально сделан «дегродским». Тогда я понял: рыночная конъюнктура — не для меня, я хочу делать что-то отличное от запросов клиентов. Так началось мое выгорание

Собственный стартап и клиент как часть команды

Нашел школу креативного мышления и инноваций «ИКРА» и пошел туда учиться. До конца курса стал креатором в агентстве, а после — преподавателем и куратором в самой «ИКРЕ».

В 2020 я занялся собственным стартапом — решил заново придумать концепцию современных стратегических и креативных агентств. Все мы знаем классическую схему: клиент заполнил бриф, агентство провело дебрифинг, поработало и через пару недель возвращается для презентации, потом — доработка.

Мне в голову пришла мысль: а что если перенести привычную схему в другую форму отношений? Пусть это будет переговорка — клиент встречается с исполнителем, и они решают вопросы вместе. У клиента есть экспертиза в рынке, аудитории и продукте, у нас — в проведении брейнштормов и методологиях. Так появилась концепция штурмового кабинета для бизнеса, а после само название — «Штурмовая».
Это до сих пор мой любимый проект. Я увлекался творчеством Буковски, и меня настолько вдохновил его монолог про стиль, что я решил его экранизировать. Это было очень актуально — тогда Покрас Лампас начал активно рассказывать о каллиграфутуризме и поиске собственного стиля. Этот ролик тоже попытка его найти

Больше, чем просто моушн, и программа для Среды обучения

В какой-то момент со мной связался Дима Аверкиев, мы познакомились во время работы над «Фиксиками». Дима предложил составить оригинальную программу для Среды обучения. Мы сошлись на мысли, что это должно быть что-то на стыке моушн-дизайна, маркетинга и развития софт скиллов. Так мы придумали «Креативную лабораторию для моушн-дизайнеров».

Я — практик. Программу составляю по методологиям, которыми пользуюсь сам. Например, CRAFT — ее придумали в «ИКРЕ». Она отечественная и молодая. Помогает пересматривать формы отношений между аудиторией и брендом, в конкретном случае — Средой обучения. Я мог бы просто запустить программу с презентациями и теорией, но у нас креативная лаборатория, она дает возможность проводить опыты и эксперименты, совершать ошибки, а это очень важно в обучении.

Еще теория Jobs To Be Done — помогает осознать цель и результат, которых я хочу добиться. Какую обычно ставят цель? Научить человека крутому моушн-дизайну. Но студент идет не за этим. Копнем глубже — покупая программу, он приобретает возможность сменить место работы или, в нашем случае, делать больше, чем моушн-дизайн, выйти за рамки бытовых работ на фрилансе. Получается такой микс — результат для студента и новая форма отношений, которая делает программу интереснее.

Учиться нужно на рабочих задачах, но чаще всего на занятиях их не дают. И сначала попасть на работу, а потом научиться очень сложно. Поэтому мы будем заниматься настоящим заказом. Ребята будут работать с брифом от «Эльдорадо» — пообщаются с клиентом и сделают проект, который «Эльдорадо» используют в рекламной кампании.

Как креативить по алгоритму

Дизайнеры часто шутят про кнопку «сделать красиво». В креативном мышлении таких кнопок много, под разные ситуации. Эти кнопки — креативные методологии, с некоторыми мы познакомимся на занятиях очень подробно. Расскажу кратко.

Все методологии основаны на базовом алгоритме креативного мышления. Он состоит из трех шагов:
1
Фокусировка
Важно не только поставить задачу «создать дизайн», но и сфокусироваться на том, какой дизайн мы хотим создать, для кого и самое главное — зачем. Например, «создать дизайн персонажа, который понравится моей бабушке» — вдруг мы делаем ролик для пенсионеров.
2
Генерация
Нужно придумать максимальное количество идей — как хороших, так и плохих. Работаем на количество.
3
Фильтрация
Чаще всего наш внутренний пещерный человек не хочет идти на мамонта в одиночку — боится рисковать и совершать авантюрные поступки. Но идеи — не мамонт, а мозгу все равно. Чтобы преодолеть инстинкт самосохранения, отделяем генерацию идей от их фильтрации. Это дает возможность посмотреть свежим взглядом и докрутить даже дурацкие идеи.

NFT — новый рэп: моушн сегодня

Пока на волне NFT-арт, он работает на базе блокчейн-протокола. Вы заливаете работу на маркетплейс, к ней пришивается уникальный код. Тот, кто покупает работу, владеет оригиналом. Так случилось с Nyan Cat — гифку продали за несколько миллионов рублей. Многие мои знакомые сделали первые дропы и получили деньги, которые соизмеримы и даже превосходят гонорары за коммерческие заказы. NFT — новый рэп. Надеюсь, он позволит многим креаторам отказаться от коммерции и заняться творчеством. Правда, любая новая технология имеет свой пик, посмотрим сколько продержится NFT.

Еще мне запомнился проект «Супер Собака». Это пример того, о чем я буду рассказывать на занятиях.
«Супер Собака» — собачий приют на базе Instagram. Приют пригласил художников, блогеров и музыкантов, чтобы сделать короткие джинглы. Сейчас там 31 тысяча подписчиков
Без моушн-дизайна это был бы очередной унылый приют. Но добавили щепотку креативного мышления и прямые руки — получили клевый приют для собак.

Советы для новичков

В какие сферы можно пойти моушн-дизайнеру?

Моушн-дизайнеры нужны для анимации, баннеров и других креативов в рекламных агентствах, ивент-агентствах, продакшнах и в штате клиента. Практически везде можно найти вакансию в соответствии со своим скиллом.

Кому будет интересно в моушн-дизайне?

1
Тем, кто хочет найти работу, которая всегда будет востребована.
2
Тем, кто выгорел и хочет кардинально сменить профессию. Азы моушна легко освоить. Дальше — ваше упорство и смекалка. Знаю случай, когда слесарь с завода стал успешным дизайнером.
3
Тем, кто работает со статичной графикой и хочет сильно увеличить стоимость работ.
Насколько быстро можно стать крутым специалистом?

Объективно дизайн можно оценить только в коммерческих заказах — пользователь перешел на сайт после ролика, значит, дизайн хороший. В остальных случаях забудьте об оценочных суждениях.

Как составить первое портфолио?
1
Люди много рефлексируют и мало делают. Сделайте хоть что-нибудь. Неважно что.
2
Если уже есть работы, то показывайте все. Работодатели покупают не портфолио, а рвение делать крутые работы и учиться. Покажите, что вы горите и много делаете — умный человек поймет, что количество превратится в качество.
3
Убирайте политику — она никому не интересна.
4
Убирайте то, от чего не получили кайф. Если нет таких коммерческих работ, делайте творческие.
Где искать первые заказы?

Стучитесь в продакшны, пишите знакомым, выкладывайте работы в свой Instagram и рассказывайте всем-всем-всем о себе. Сейчас важно уметь делать селф-промо.

Какие хард скиллы нужны в начале?

Круто бы знать азы After Effects, еще Photoshop или Illustrator. Обязательно качайте насмотренность и любознательность.

Важны ли софт скиллы?


Да! Их очень не хватает не только моушн-дизайнерам, но вообще всем. Навыки делового общения, презентации, креативного мышления и даже сбалансированной обратной связи важны везде. Многие фрилансеры не любят общаться с клиентом в Zoom, Skype или по телефону, а зря — часто людям хочется общения, такой у них темперамент. Потратите лишний час, но обсудите проект и сократите правки в два или три раза. Это пример из личного опыта.

Фриланс или командная работа?


В начале карьеры лучше работать в коллективе — посмотреть на чужие методы работы, перенять опыт и понять как вообще устроен процесс. Дальше исходите из темперамента: хотите стабильности — оставайтесь в офисе, чувствуете в себе предприимчивость — фриланс.

Что посмотреть и на кого подписаться
1
Вдохновили меня заниматься покадровой анимацией. Здорово работают с формой. Никогда не видел, чтоб в их роликах не было крутой идеи.
2
Минимальными средствами делают очень выразительные ролики. Простая рисовка, но как все круто работает.
3
Обожаю креатив в роликах. Они всегда используют нестандартные образы и приемы.
4
Тут главное — не графика, а высказывание разных художников на тему идентичности Москвы.
5
Крутой моушн-дизайнер, который двигает русский моушн в арт.
6
Создает работы в своем авторском стиле
7
Основатель CGEVENT и популяризатор технологий в компьютерной графике. За ним важно следить
Что почитать
1
Эдвард де Боно «Гениально! Инструменты решения креативных задач»
2
Ольга Голубева «Основы композиции»
3
Дэвид Огилви «Огилви о рекламе»
4
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст»
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ