Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 19 сентября
«ЭТО НАША ИСТОРИЯ, К КОТОРОЙ МЫ БУДЕМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ И НОСТАЛЬГИРОВАТЬ»
Основатель группы «Советский леттеринг» рассказывает об истории леттеринга и причинах его популярности не только в России
— Как тебе пришла идея собирать примеры советского леттеринга? С чего все начиналось?
— Идея мне пришла после того, как я решил сделать надпись в советском стиле. До этого я делал другие, более современные надписи. Просто вспомнил, что мне всегда нравился советский леттеринг, и решил сделать что-то в таком духе. Начал искать и понял, что нет какого-то одного места, где были бы собраны разные примеры. Есть какие-то коллекции старых вывесок, плакатов, но одного места, которое объединило бы все, не было, и я решил его создать. Сделал паблик, начал постить. И сейчас, последние пару лет практически 100% контента — это предложка. Люди сами находят и предлагают картинки, старые фотографии. И если мне это нравится, я пощу. Бывает, скидывают что-то не по теме — я стараюсь это игнорировать.
— Хорошо, что люди сами предлагают варианты, это здорово. Ты сказал, что занимался леттерингом, еще до того, как перешел к советскому. Ты где-то учился?
— Нет, я нигде не учился. Я начал заниматься буквами в 2011 году. Тогда не было школ. Может, где-то в Питере или в Москве были школы каллиграфии или что-то такое, но я тогда еще жил в Томске, и там такого точно не было.
«Мне нравилось рисовать буквы. Я это делал, не потому, что я дизайнер и мне надо знать шрифты, мне тупо нравилось, и я просто рисовал»
Но как раз в это время начался бум на буквы, на леттеринг, на шрифты, на каллиграфию, в том числе и на готику и на все, что связано с написанием. А мне это нравилось и я начал заниматься, начал учиться рисовать что нравилось. Я это делал не потому, что я дизайнер и мне надо знать шрифты, — мне тупо нравилось, и я просто рисовал.
— Прекрасно, когда хобби превращается в профессию. Ты говорил про каллиграфию. В последнее время в мире приобрела популярность кириллица. Есть ли в других странах такой же ажиотаж на советский леттеринг? Или это чисто наша история?
— Вообще на леттеринг — да. Около пяти лет назад появился спрос. Примерно одновременно с Россией появился запрос и по всему миру. До этого были, условно, 20−30 человек, которые занимались этим профессионально, круто, классно делали, а сейчас уже сотни тысяч могут рисовать буквы на вполне достойном уровне. Это глобальная тенденция. А насчет советского: я бы не сказал, что иностранцам это сильно интересно. У них и своей шрифтовой культуры хватает. Sign Painting, например, или вывески, которые рисовали в супермаркетах. Допустим, когда была распродажа помидоров, приходил специально обученный человек, художник, которому давали текст, и он писал: «Томаты сегодня 1,5 доллара/килограмм». И весь супермаркет был увешан такими плакатами. В 1950—1960-е был спрос на это. Еще, например, были популярны надписи на машинах, условно похожих на те, что сегодня печатают на гоночных. Человек приходил к художнику и говорил: «Хочу такую надпись». И был человек, который все это рисовал. У них в плане шрифтовой культуры есть свои особенности и штуки, которые они любят, которые вызывают у людей ностальгию по прошлому. А про Советский Союз просят, если проект как-то связан с Россией или СССР. Но в целом иностранцы редко интересуются нашим леттерингом.
— Ты сейчас сказал про ностальгию. В последние годы все чаще встречаются аллюзии на «советский стиль»: концепт-логотип Крыма от Лебедева, лого «Дом быта» в Питере, мотокафе «Энтузиаст» и уже закрывшаяся «Солянка» в Москве. Как думаешь, это современный тренд, или мы так или иначе всегда будем возвращаться к истории?
— Это наша история, к которой мы будем возвращаться, ностальгировать, как я рассказывал в прошлый раз. Почему это все происходит? Потому что поколение людей, которые в осознанном возрасте пережили 1980-е, 1990-е годы, старались максимально отказаться от всего советского. Плюс тогда только появились компьютеры. Можно было выбрать шрифт, ввести текст и распечатать. Процесс был автоматизирован. Можно было использовать пак «1001 шрифт», ничего не изучая.
«Люди начали идеализировать Советский Союз: все ходят радостные и едят лучшую в мире колбасу и мороженое по 15 копеек»
Сейчас, наоборот, появился запрос на уникальные вещи: уникальные логотипы и надписи. Люди начали разбираться, заказывать надписи у специалистов. В том числе люди начали немного идеализировать Советский Союз. У них отсеялись все плохие воспоминания, остались только теплые и светлые: все ходят радостные и едят лучшую в мире колбасу и мороженое по 15 копеек.
Да, сейчас есть тренд на советские надписи. Но я бы не сказал, что его хотят видеть все подряд. Здесь все довольно стабильно. Примерно пять лет назад появилась такая мода, и она продолжается, но на одном уровне, без всплесков и падений. Например, недавно видел в сериале Первого канала прямо очень советские надписи. Хотя сериал вроде про современность. Иногда натыкаюсь где-то и думаю: «Почему меня не позвали рисовать?» Было бы прикольно. Но в том сериале все сделано качественно, так что я подумал: «Ну ладно, хорошо хоть позвали кого-то хорошего».
— Ну и последний вопрос. Если человек заинтересуется темой леттеринга, как ему развиваться? Может быть, ты можешь порекомендовать какие-то книги или подборки?
— Этот вопрос мне задают очень много людей, и мне всегда сложно на него ответить. Максимально идиотский, но серьезный ответ — просто брать и рисовать. Это самое тупое, что можно предложить, но именно так делал я и, думаю, — все другие. Когда я начинал, не было никаких курсов, ничего. Сейчас можно много всего найти на YouTube. В том числе и у меня скоро выйдет курс, тоже абсолютно бесплатный. Можно будет посмотреть. Там будут разбираться все буквы и ошибки. Думаю, с курсами можно развить навык быстрее, чем делал это я, когда наобум рисовал и перерисовывал. Развивать шрифтовую культуру можно с помощью Instagram. Сейчас там представлен весь графический дизайн. Instagram уже даже Behance обогнал. С него ушло процентов 70 аудитории. Скоро загнется, мне кажется. Не знаю, почему так происходит, но это видно из статистики. У всех, не только у меня. А вот Instagram, наоборот, развивается.

Беседовала Полина Весна
Share некоторых визуальных материалов с благодарностью у: artlebedev / kinopoisk / youtube
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности