Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
КАК СВЯЗАНЫ ДИЗАЙН И ЛИДЕРСТВО
Джон Маэда, ректор Школы дизайна Род-Айленда, рассказал Ted о своих проектах в искусстве, дизайне и технике, среди которых есть даже «компьютер из людей». А в заключение выступления представил свое видение лидерства будущего.
Однажды, когда я еще учился в 3-м классе, мой отец, типичный работник из эмигрантов, который трудился без выходных, посетил школьное родительское собрание, чтобы узнать, как учится его сын. Учитель тогда сказал: «Джон силен в математике и искусстве». Уже после отец кому-то пересказал: «Знаете, а Джон силен в математике». Почему-то он совсем не упомянул искусство. Почему? С тех пор это стало вопросом всей моей жизни.
Джон Маэда
Так как у меня были успехи по математике, отец вскоре купил мне мой первый компьютер, Apple II; он мало что умел из привычного нам теперь. Потом был Массачусетский технологический институт, где я обучался компьютерным наукам. А затем я пошел учиться в академию художеств, чтобы «избавиться от компьютеров». И я начал понимать, что компьютеры могут быть предметом для углубленных размышлений.

Меня всегда вдохновляло сценическое искусство. Однажды я придумал компьютер из людей; дело было 20 лет назад в Киото, Япония. Это называлось «Компьютерный эксперимент с использованием людей». У нас был «диспетчер питания», «драйвер для мыши» и так далее. В этом перформансе комната была разделена на две части. Я включаю «компьютер». А мои помощники берут гигантскую дискету из картона и вставляют ее в «компьютер». Девушка-«дисковод» надевает ее на себя и носит. Она «считывает данные» с дискеты и передает их дальше, данные оказываются в «компьютере», в «памяти», далее в процессоре, в видеопамяти и т. д. Всё кажется быстрым, но на самом деле это очень медленный компьютер. Когда я думал над тем, насколько современные компьютеры быстрее старых, меня заинтересовали компьютерные технологии в целом.

Я хочу порассуждать о четырех вещах. Первые три — это то, как я открывал для себя технику, дизайн и искусство, и как они взаимодействуют между собой. Четвертая тема — это руководство; она близка мне с тех пор, как я стал ректором Школы дизайна Род-Айленда. И я пытался совместить все четыре предмета моих раздумий в некий симбиоз.

Когда вышел Apple II, он показывал только текст. Потом появились полноцветные изображения. Пару лет спустя появился звук качества компакт-диска, появилась возможность слушать записи на компьютере. Затем — фильмы на CD. Позже появился интернет и браузер, это было замечательное открытие. Но очень примитивное, со слабой пропускной способностью. Итак, сначала появился текст, затем изображения, звук качества СD в интернете, и наконец, фильмы в интернете. Вскоре появился мобильный телефон: текст, изображения, аудио, видео. Знакомый шаблон, некий замкнутый круг. Возможности компьютеров занимают меня вот уже больше 10 лет.

Я обратился к принципам дизайна, чтобы понять их связь с технологиями. Дизайнеры используют понятие «форма и содержание». Например, нашим содержанием будет слово «СТРАХ» (FEAR — англ.). Давайте попробуем перебирать шрифты: Light Helvetica, Ultra Light Helvetica, сделаем крупнее, затем попробуем шрифт «Капитан Джек Воробей», еще парочку — совсем «не страшно» получается, даже издевательски.

То есть форма, характер, здесь не отвечает содержанию. Но если мы поменяем пару букв и составим слово «СВОБОДНЫЙ» (FREE — англ.). Снова перебираем шрифты. Получается совсем другой эффект.
Так связаны форма и содержание. Мы объединяем два компонента для достижения чего-то хорошего. Это и есть дизайн.

Раньше я лишь немного касался искусства. Но теперь, уже будучи ректором Школы дизайна Род-Айленда, я глубоко его познал. Искусство — это что-то потрясающее и загадочное. Когда люди говорят: «Я не понимаю, совершенно не понимаю», — это значит, что искусство сработало. Искусство задает вопросы.

Но и руководство также задает вопросы. А все потому, что сегодня мы действуем по-другому. Мы больше не авторитарный режим. Какова структура теперь? Это иерархия. Иерархия присутствует во многих современных системах, но, как мы знаем, система изменилась. Теперь это сеть, а не дерево. Теперь вместо иерархии существует гетерархия (система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами управления. — ред.). Эта новая структура пока непривычна. Сегодня проблема руководителей в том, чтобы понять, как ей управлять.

Чему мы в области руководства можем научиться у творческих людей? Обычно руководитель любит избегать ошибок. А творческие люди, наоборот, любят учиться на ошибках. Лидер всегда хочет быть правым, а художник надеется на то, что он прав.

Традиционное лидерство:
Однонаправленная коммуникация от руководителя к подчиненным
Старается сделать все правильно
Следует инструкции
Старается избежать ошибок
Надежный
Модель организации «симфонический оркестр с дирижером»
Коллектив согласен с решениями руководителя
Хочет всегда быть правым
Ограниченная обратная связь, недоступен для критики снизу
Поддерживает установленный порядок
Закрытая система
Креативное лидерство:
Взаимодействие
Старается соответствовать объективной реальности
Импровизирует, когда возможно
Учится на ошибках
Обоснованный
Модель организации «джазовый ансамбль»
Коллектив обсуждает решения руководителя
Надеется на то, что он прав
Открыт к неограниченной критике
Готов рисковать
Открытая система
Сегодня мы живем в сложном, неоднозначном пространстве. И мне кажется, нам есть чему поучиться у людей искусства. Лидерство — это умение связывать людей в иерархии и гетерархии.
Недавно я принял приглашение друзей и поучаствовал в художественном шоу в Лондоне. Нужно было сидеть в песочнице внутри комнаты четыре дня подряд по шесть часов и вести разговор длиной 6 минут с любым человеком, который ко мне подойдет.
Эти встречи были с глазу на глаз. Я выслушивал людей, их проблемы, пытался чем-то помочь, мог рисовать что-то на песке. Я начал немного ощущать себя президентом. И думал: у меня такая работа, множество встреч. А к концу проекта я понял, почему я это делал, почему пытался как-то взаимодействовать с людьми. Потому что я был кем-то вроде лидера, а работа лидера — соединять, связывать маловероятное и надеяться, что что-то произойдет.

Я занялся исследованиями в этой области. Изучал системы, которые могут соединить технологии и руководство с точки зрения искусства и дизайна.
ТЕХНОЛОГИИ

Дают возможности
ДИЗАЙН

Дает решения
ИСКУССТВО

Задает вопросы
ЛИДЕРСТВО

Инициирует действия
И создал своего рода набросок приложения, написанного с помощью языка Python. Вы знаете, что такое Photoshop. А я назвал свою систему Powershop. Представьте себе организацию, где директор не на вершине иерархии. В ней несколько отделов. И допустим, что мы хотим заглянуть в разные отделы. Отделы, обозначенные зеленым цветом, в порядке. В красных отделах есть проблемы.
Вы как руководитель наблюдаете, видите людей на всех уровнях иерархии компании, соединяете работу отделов, чтобы работа выполнялась. Одна из сложных задач для руководства — найти связи между отделами. С помощью этой системы руководство могло бы контролировать работу внутри гетерархии. Это пример системы социальных сетей для руководителей. И я думаю, что эти системы станут со временем всё более популярными, так как всё больше руководителей начинают мыслить творчески. Искусство и дизайн заставляют нас так думать и находить такого рода системы. Я сам только недавно начал думать так. И рад поделиться своими открытиями.

Источник: John Maeda / Перевела Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности