— Компетенция дизайнера имеет четыре составляющих: дизайн, образование, процессы и финансы. У каждого из четырех блоков есть уровни. Первый блок, дизайн, — это все навыки, относящиеся к визуализациям, проектированию, прототипированию и так далее. Это лишь одна четвертая того, что дизайнеру нужно знать и понимать. Второй блок — образование. Оно касается того, как правильно доносить свою мысль, презентовать, накапливать знания свои и компании в целом. Арт-директор может транслировать понимание дизайна не только тем, кто рядом с ним в команде, но и всей компании; формулировать стратегию дизайн-агентства. Высочайший уровень в блоке «Образование» касается прогнозов: как будет выглядеть дизайн через пять лет и кого нужно готовить внутри команды сейчас, чтобы через несколько лет мы не выглядели старперами с дизайном из нулевых.
Третий блок, процессы, касается всех этапов создания творческого продукта. У отдельного дизайнера или фрилансера процессы очень простые: к тебе пришел клиент, ты его должен пробрифовать, потом свою работу презентовать и сделать так, чтобы за нее в итоге заплатили. Если ты работаешь в компании, то должен понимать, как устроена команда; каким образом сделать так, чтобы работа в ней была эффективна; как дальше продукт идет в производство. Третий уровень — то, как эти процессы выглядят с точки зрения компании. В агентстве из ста человек рядовой дизайнер чаще всего вообще не понимает, как его работа функционирует в компании. И часто ему кажется, что решения принимаются какие-то странные, что он бы все по-другому нарисовал. А на самом деле он просто не видит общей картины. И наконец, есть еще и четвертый уровень, который находится за пределами конкретной компании и за пределами сегодняшнего дня, — это понимание процессов, которые наступят через год-два. Мы общались с ребятами из Facebook и Google. Они говорят: «У нас куча подрядчиков, которые рисуют сегодняшний дизайн. А внутри компании мы сидим и придумываем, каким будет Facebook через три года, формируем всю экосистему дизайна, придумываем новые правила и понимаем, как технологии к ним придут». Так работают все производители автомобилей — они сегодня начинают проектировать автомобиль, который с конвейера выйдет только года через три.
То же касается последнего блока — финансов. Вначале дизайнер видит связь только между тем, что он сделал и сколько он заработал. Дальше приходит понимание того, как вообще финансовая составляющая творческого продукта работает в команде: успешная команда в целом или нет, закончили проект в плюсе или нет. Следующий уровень — это понимание, как вся дизайн-инфраструктура работает в агентстве в целом. Арт-директор может принять какие-то решения, которые существенно снижают трудозатраты, — ввести нужный софт или иначе сформировать команду, изменить процессы. Это как в киноиндустрии: ты можешь быть супергениальным режиссером, но, если тебе не хватит денег, «кина не будет».
Вот эти четыре компетенции и должно давать фундаментальное дизайнерское образование. Все те же идеи просматриваются в крутых зарубежных дизайн-школах. Меня всегда удивляло, почему у нас актуальные дизайнеры — это обязательно молодые ребята. На Западе ты арт-директором можешь стать только после тридцати, а дизайн-директор — это вообще чувак за сорок, и он вроде как все понимает. Господи, ты же дизайну двадцать лет назад учился, что ты понимаешь? Но у них такие люди реально двигают профессию вперед. Сейчас уже понятно, что это связано с тем, что собственно визуализация — это лишь четвертая часть профессии.