});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ

Иллюзия скорости

Пол Бакос, разработчик и популяризатор новых решений в Google, — об особенностях нашего восприятия времени и о том, как мы можем эффективно использовать эти знания в проектировании интерфейсов.
Замечали ли вы, что наше восприятие времени относительно? Восприятие времени и скорости искажается, как и восприятие движения, если не больше. Наше «чувство» времени и его фактическое течение, замеряемое секундомером, могут сильно отличаться. Например, долгую монотонную поездку ваш мозг запомнит как небольшой эпизод. А особенный миг мы запомним как яркое и продолжительное событие.

Теперь об ожидании. В нашем восприятии ожидания важное значение имеет контекст: чего вы ждете и при каких обстоятельствах. Вы на вокзале? Сидите дома в любимом кресле? Или торопитесь на встречу? Во всех трех случаях вы ждете «по-разному». Вряд ли на вокзале в суетной обстановке вы станете ждать 10 секунд, пока загрузится страница. Но, сидя в кресле, скорее всего, насладитесь минуткой, предвкушая, как следующие 2−3 часа посвятите любимой игре. Это были 2 реальных сценария пользовательского опыта.

Ожидание переносится нами легче, когда мы заняты активной деятельностью. Это называется активная фаза ожидания. В пассивной фазе время воспринимается гораздо дольше. Можно значительно «улучшить восприятие», если сократить пассивную фазу ожидания и увеличить активную фазу.

Вот несколько примеров того, как работает «манипуляция» временем в интерфейсе устройства:
1
Предварительный запуск (Preemptive start). Пока вы загружаете приложение, iOS запускает анимацию. При этом процесс загрузки запускается раньше, чем анимация, его видимое отображение. Так процесс загрузки кажется вам быстрее, чем происходит на самом деле.
2
Раннее завершение (Early completion). Когда вы нажимаете на кнопку проигрывания онлайн-видео, воспроизведение видео начинается до того, как все видео будет подгружено. В результате вам кажется, что видео загружается быстрее.
3
Оптимистичный интерфейс (Optimistic UI). Instagram притворяется, что работает непрерывно. «Поставьте лайк, пока вы офлайн» — так сервис обещает вам, что выполнит ваше действие наверняка.
4
Прогнозирование (Prediction). Этот фокус касается визуальной обратной связи на прикосновение вашего пальца к сенсорному экрану устройства. Частота обновления большинства экранов потребительских устройств равна 60 Гц, и задержка обратной связи составляет не менее 16−32 миллисекунд. Чтобы замаскировать задержку ответа, Microsoft, начиная с их планшета Surface, и Apple, начиная с iOS 9.1 и Apple Pencil, вложили значительные средства в разработку так называемого «интеллектуального прикосновения» — способность устройства визуально «предсказывать» будущее положение вашего пальца.
5
Визуальная иллюзия (Visual Illusion). Иногда визуальная иллюзия — это все, что нам нужно. В мире визуализации правильно выбранный эффект может существенно повлиять на наше восприятие. Эффект линейной прокрутки (Linear Easing) страницы, с одинаковой скоростью, часто кажется самым медленным по сравнению с эффектами ease-in и ease-out:
 — Ease-out — эффект, при котором изначальная скорость прокрутки плавно снижается ближе к концу. Приятно наблюдать за тем, как импульсная прокрутка позволяет странице продолжать инерционное движение даже после того, как вы убираете палец от экрана.

 — Ease-in — эффект, при котором скорость прокрутки плавно разгоняется, достигая максимума к концу. Мы отметили ранее, что наше эмоциональное восприятие последнего момента длительного процесса определяет то, каким мы его запомним. Поэтому, если мы пошли на концерт, и он был довольно неплох, но последняя песня была просто потрясающей, мы запомним его как отличный.
Так же работает эффект анимированного индикатора прогресса (Progress Bar), который ускоряется ближе к концу и заставляет нас верить в то, что загрузка происходит гораздо быстрее, чем она занимает времени на самом деле.

Итак, мы можем «манипулировать» временем и сжимать его при визуализации продолжительности процессов в интерфейсе. Но восприятие времени не является раз и навсегда решенным проблемным полем. Это невероятно сложный и бесконечный объект для исследования. Пол Бакос бросает вызов всем дизайнерам интерфейсов и архитекторам пользовательского опыта: как нам «взломать» наше восприятие времени еще больше? Ответ напрашивается сам: непрерывно исследовать и продумывать новые способы того, как заставить пользователей чувствовать движение ЕЩЕ БЫСТРЕЕ. Ведь этим опытам нет конца! Восприятие времени — то, о чем нужно помнить, когда мы думаем о наших пользователях.

Автор: Paul Bakaus / Пересказ Татьяны Павловой
Оригинальное видео от Пола Бакоса
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ