ДИЗАЙН В СРЕДЕ
Промокод
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в# мессенджерах от Среды обучения
Дизайн / 13 ИЮЛЯ

Среда обучения × «Бессонница»: Дизайн-практика глазами студента и преподавателей

Каждый семестр студенты Факультета дизайна проходят практику. Что оказалось самым сложным? Почему важно работать с реальным заказчиком? Как справиться с неуверенностью в начале творческого пути? Поговорили со студентами, преподавателями и Павлом Шведовым из «Бессонницы» о дизайн-практике первокурсников с анимационным фестивалем
Ира Шабаева
Студентка 1 курса направления «Коммуникационный дизайн»

Подготовка к проекту и большое техзадание

Чтобы познакомиться с проектом и подготовить вопросы, нам дали техзадание. Я открыла его и испугалась — было много информации, с первого раза сложно понять, что к чему. Помогла Ксюша Турубанова, наш преподаватель, — мы подробно все разобрали, и вопросов не осталось.

Общая встреча с преподавателями и Пашей Шведовым, программным директором «Бессонницы», дала полную картину. Техзадание было выжимкой, а комментарии Паши вдохнули в нее жизнь, наполнили эмоциями. Я поняла, о чем этот проект, и как к нему подступиться.

Работа над серией плакатов и леттеринг от дочки

Мы создавали мудборд, придумывали метафору к плакатной серии, определялись со стилистикой, разрабатывали эскизы и оформляли по ним плакаты, предлагали мерч — и все это собирали в презентацию для итогового просмотра. Иногда мне казалось, что я ничего не успею, но если работать по этапам, которые мы обсуждали на вебинарах, времени хватит на все — даже с запасом.
Ира Шабаева
Направление «Коммуникационный дизайн»
Я долго не могла определиться с настроением работы и подбирала картинки для мудборда. Много часов потратила на просмотр — в конце от количества картинок болела голова. В итоге составила три мудборда и после разработки метафоры оставила тот, который подходил больше.

Главной трудностью оказался леттеринг. Я написала название фестиваля гуашью, но буквы были слишком аккуратными — им не хватало динамики, характера и выразительности. Тогда я попросила об этом свою пятилетнюю дочку, и у нее получилось как раз то, что нужно.

Что поможет не метаться среди идей

Фидбэк от Ксюши стал лучшим опытом общения с преподавателем. Часто преподаватели оценивают по шкале «нравится или не нравится». И если не нравится, непонятно, что сделать, чтобы понравилось. Но Ксюша давала комментарии и советы по доработке. Рассказывала, какие приемы можно использовать, чем вдохновиться и как реализовать все технически.
Ира Шабаева
Направление «Коммуникационный дизайн»
Главный ее совет — чтобы не метаться среди идей, определи метафору и стилистику будущей работы. Проведи подготовку — после нее отсеется лишнее и продвигаться станет легче.

Итоговый просмотр и как практика помогает в домашних заданиях

Нам выслали тайминг, где было прописано, кто в какое время защищается. Сначала иллюстраторы, потом — дизайнеры. Было интересно смотреть на работы других студентов — как они интерпретировали тему, какие инсайты нашли. Я выступала на час раньше, поэтому не успела хорошо подготовить речь, и в некоторых местах пришлось импровизировать. Любопытно было послушать комментарии комиссии — узнать, как они видят работу с высоты своего опыта.

Я хочу доработать и добавить плакаты в портфолио — попробую реализовать некоторые советы, которые дали на просмотре. А еще теперь в домашних заданиях использую приемы, которым научилась во время практики. Например, метод прогрессивного джипега — он помогает, когда нет полной информации и всех элементов. Я создаю документ, накидываю примерную структуру и размещаю имеющиеся материалы, а потом все дорабатываю. Это избавляет от страха белого листа и создает ощущение продвижения.
Ира Шабаева
Направление «Коммуникационный дизайн»
Павел Шведов
Программный директор анимационного фестиваля «Бессонница»

Как родилась идея сотрудничества «Бессонницы» и Среды

Я давно знаком с Дмитрием Аверкиевым. В одном из разговоров у нас возникла идея раскрыть креативный потенциал студентов Среды обучения в сотрудничестве с фестивалем «Бессонница». Фестиваль — это совершенно нестандартный киносмотр, проходящий в калужских лесах. Это отличный полигон для визуализации самых смелых дизайнерских идей и фантазий.

На «Бессоннице» проходили конкурсы фестивальных заставок, в которых принимали участие студенты анимационных и киношкол, но с точки зрения предложений дизайна и графических решений проект со Средой стал для нас новым опытом. И нам понравилось!

Проекты студентов будут использоваться в социальных сетях и интегрироваться в дизайн отдельных локаций на территории фестиваля. Очень надеюсь, что в следующем году мы сможем привлечь отдельных студентов Среды к созданию дизайна или его элементов.
Дмитрий Аверкиев
Художник, арт-директор. Лидер направлений «‎Коммуникационный дизайн» и «‎Визуальное искусство»

Зачем студентам практика

Практика — важная часть всех наших семестров. На занятиях мы выполняем упражнения фокусно — например, отрабатываем несколько приемов по композиции, но не готовим законченную работу. Практика суммирует все полученные за семестр знания и направляет их на реализацию проекта. Мы проходим путь от постановки задачи до финализации — студенты тренируют мини-пайплайн производства, приближенный к реальным условиям работы фрилансеров или дизайнеров и художников в студии.

Почему для практики выбирают реальных заказчиков

Любая задача формируется из контекста. Абстрактные учебные задачи тоже полезны, но они преследуют совсем другие цели и направлены на отработку определенных навыков. Когда мы получаем бриф от реального заказчика, то решаем конкретную задачу, а бриф выступает опорной точкой для ведения проекта.

Еще это возможность получить обратную связь от внешнего представителя, а не только от преподавателя, который находится в контексте учебного материала. Это очень полезно и похоже на реальный проект — работу могут комментировать не только дизайнеры, но и маркетинг, владелец, кофаундеры.
Александра Манекина
Направление «Визуальное искусство»

Почему в качестве заказчика выступила «Бессонница»

«Бессонница» позволяет студентам свободно выбирать средства и визуальный язык для реализации задачи. Если бы мы сотрудничали с клиентом, у которого есть четкие гайдлайны и брендбуки, студенты чувствовали бы себя скованно и не смогли отработать все приемы, которым мы учим на занятиях. Брифы от фестивалей, кинотеатров и мероприятий хорошо подходят для студенческой практики — они дают право на эксперименты, вариативность и это плюс для групповой работы студентов. Брифы от фестивалей, кинотеатров, мероприятий удобны и всегда интересны — они дают право на эксперименты, и это плюс для студентов. В брифе от «Бессонницы» мы были несколько освобождены от рамок гайдлайна, но находились внутри контекста.

Несколько человек из «Бессонницы» давали обратную связь. Они все были заинтересованы, положительно отнеслись к идее практики и были готовы в нее вкладываться. Поэтому мы продолжим сотрудничать с «Бессонницей» — тема у фестиваля бездонная. А на следующей практике поработаем по брифу анимационной премии «Икар».
Люба Березина
Свободный иллюстратор, резидент иллюстраторского бюро «Вьюга». Преподаватель Среды обучения

Сложности новичка и как предотвратить их появление

Недавно на образовательных платформах появилась возможность работать над реальным проектом с заказчиком, во многих вузах ее до сих пор нет. Как правило, студенты больше развивают теоретические и технические навыки, которые будут применять в работе. Но на выходе не каждый выпускник может безболезненно погрузиться в профессию.

Сложности возникают не из-за недостатка знаний, а из-за непонимания, как эти знания применить на практике: с чего начать, как найти клиентов, как профессионально строить с ними отношения. Эта проблема решается с опытом — через мучительные поиски, сомнения, ошибки и неудачи без поддержки куратора.

Во время практики мы стараемся погрузить студентов в процесс, который дает живой опыт в модели отношений «иллюстратор — арт-директор — заказчик». В каждом семестре мы занимаемся новым реальным проектом — лучшие работы публикуются в медиа, а у студентов формируется понимание специфики индустрии. В перспективе после окончания учебы у активных студентов готово качественное портфолио, с которым можно двигаться дальше. Это очень экономит силы, время и помогает преодолеть сложный этап «новичка в профессии».
Татьяна Бронникова
Направление «Визуальное искусство»

Как справиться с неуверенностью в начале творческого пути

«Бессонница» — это творческий, добрый и открытый к сотрудничеству фестиваль. Он идеально подходит для первого семестра, когда ребята только начинают погружаться в профессию и еще многого не умеют. Тема у фестиваля позитивная и легкая, ее можно развивать в разных направлениях. Проект предполагал свободный выбор техники, инструмента и вариативность в концептуальном подходе, знакомый всем медийный формат. Сложность была в креативной части — нужно было придумать нетривиальную концепцию, характеризующую фестиваль, его уникальность, и раскрыть все это в своих работах.

Конечно, в начале творческого пути неуверенность может существенно мешать процессу. Поэтому мы стараемся наладить в группе дружеские и свободные отношения. Каждый студент составляет таймлайн работы над проектом, учитывая свои индивидуальные возможности, особенности распорядка дня и расписание занятий. Такой подход помогает чувствовать себя комфортно и спокойно погружаться в процесс, а также учиться самоорганизации.
Ксения Турубанова
Графический дизайнер, фрилансер. Преподаватель Среды обучения

Как обычно проходит работа над проектами

Работа разделена на несколько этапов, во время которых преподаватель корректирует движение студента. Мы просматриваем промежуточные результаты на вебинарах, даем комментарии по каждой работе и указываем на общие ошибки, если они есть. Результатом становится итоговый просмотр, где студенты получают фидбэк уже от всех преподавателей и самого клиента.
Мария Ниживенко
Направление «Визуальное искусство»
Преподаватель закреплен за группой по каждому направлению. А на итоговых просмотрах, они часто совмещены, присутствуют преподаватели обоих направлений. То есть если студент учится на «Коммуникационном дизайне», то на занятиях получает фидбек от своего преподавателя, а на просмотре может услышать комментарии от преподавателя с «Визуального искусства».

Чему студентов научила практика с «Бессонницей»

«Бессонница» — это классный кейс, потому что студентам дали много свободы для экспериментов. Свобода важна в начале карьеры — это возможность освоить разные инструменты и понять, какой метод решения задачи тебе ближе и, вообще, «как ты умеешь».

Важно понимать, что для каждой задачи нет какого-то правильного решения. Все рождается в поиске. Для этого надо много пробовать, делать работу руками, но не забывать про голову. Это непростой этап, но и самый интересный и творческий. А еще во время практики ты по-настоящему учишься — когда в процессе начинаешь видеть закономерности, понимать, почему такой ход работает, а другой нет, постоянно открываешь для себя что-то новое.
Мария Ниживенко
Направление «Визуальное искусство»
Мотивация уходит, когда теряешь смысл и не понимаешь, зачем делаешь что-то. У каждого этот смысл свой. Я верю, что по-настоящему крутое графическое решение не только отвечает клиентскому брифу, но и делает мир визуально богаче. А еще найти хорошую работу намного проще, имея реальный проект в портфолио, а не абстрактные картинки.
Арсений Попов
Мультимедиахудожник, сооснователь «МОСГОРКОШГРОБ», член творческого объединения ZOZAZES. Преподаватель Среды обучения

Что было важно донести до студентов во время практики

Можно уйти в коммерцию и уже оттуда не вырваться. К вам так и будут приходить с заказами на рекламу продукции для среднего зрителя, а какое-то интересное творческое портфолио вы еще не успели сформировать — чаще всего продукт, который заказывают у студентов, весьма шаблонный. Вот классическая фраза: «Да тут ничего особенного, давайте студентов найдем — они дешевле сделают».
Мария Ниживенко
Направление «Визуальное искусство»
Возможно, через это тоже надо пройти, чтобы понять, чем хочешь заниматься. Важно научиться соблюдать баланс между уникальным стилем, интересным решением и понятностью зрителю. А еще баланс между работой и обучением, чтобы не делать всю жизнь рекламу гречки и шампуней и быть подготовленным специалистом сразу после выпуска. Потому что многие выпускники не имеют представления о том, как работает рынок, где искать заказы и как общаться с заказчиками.

Работы студентов

Материал подготовила Татьяна Захарова
ДРУГИЕ СТАТЬИ

Можно ли стать хорошим художником за пару месяцев? Почему работа арт-директором подходит не всем? Как стилистика школы портит первое портфолио? Памина Птицына — старший преподаватель программы «Игровая графика» об игровой индустрии, работе в Playrix и советах для начинающих

Как работать со скептиками на фрилансе? Зачем иллюстратору навыки верстки? Как совмещать работу и вышку? Выпускница направления «Визуальное искусство» Аня Серёгина — о пути в дизайн, обучении в Среде и планах на будущее

Что делать, если первые попытки — отстой, и в тебя никто не верит, как нажать на кнопку «сделать красиво» в своей голове и зачем моушн-дизайнеру маркетинг и софт скиллы. Поговорили с Андреем Стифеевым о его путешествии в карьере и свежей программе для Среды обучения