});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 6 июля

«Мы стараемся комплексно развивать дизайн-культуру в компании»

САША ЕРМОЛЕНКО
Директор департамента дизайна Рамблер/ рассказывает, как ее команда успешно ведет более 20 продуктов, растит мультидисциплинарных специалистов и каких соискателей хочет видеть на собеседовании
— Как устроен дизайн-департамент в «Рамблере»?
«Как правило, дизайнер отвечает за группу из трех-четырех продуктов»
— Дизайн-департамент сейчас состоит из двух отделов: отдел дизайна продуктов, который занимается интерфейсами, и отдел дизайна коммуникаций, который занимается рекламными кампаниями и промотированием внутри продуктов. Эти отделы объединены общими ресурсами менеджера и редактора. За каждым дизайнером зафиксирована своя зона ответственности, как правило, дизайнер отвечает за группу из трех-четырех продуктов. Эти продукты объединены в единое направление, например, в медиа-вертикали.
— С какими продуктами вы работаете?
— «Рамблер» сейчас представляет из себя группу из более чем 20 продуктов, состоящую из сервисных и медиа-проектов. Основная часть продуктов — медийная, есть также медийные проекты с сервисным подтекстом, например, «Гороскопы». Есть большая группа дистрибуции трафика, в которую входит «Поиск». Главная страница портала представляет из себя уникальный продукт.

С каждым из ведущих продуктов, например, с «Поиском», работают дизайнеры, которые с нами с самого начала. Мы стараемся не терять людей и строить долгосрочные отношения, у нас очень дружная команда.
«Нам предлагали взять больше дизайнеров, но мы быстро поняли, что это не будет работать»
В том числе из-за правильно построенных отношений внутри команды мы можем в таком небольшом составе закрывать такое большое количество задач. На мой взгляд, большим количеством людей не решается проблема эффективности. Нам предлагали взять больше дизайнеров на начальном этапе, но мы быстро поняли, что это не будет работать, потому что нам необходимо, чтобы люди накапливали знания о продуктах, а не размывали их.
— Вы сразу пришли к такой структуре или пробовали другие варианты?
— Департамент вырос из небольшого отдела дизайна портальных продуктов, состоящего из четырех человек в середине 2016 года. Мы естественным образом росли, копили экспертизу и расширялись по мере роста объема задач. Мы немного экспериментировали с другими моделями управления, но ни одна из них радикально не отличались от того, что происходит сейчас, скорее, это была эволюция.
— Решаете ли вы дизайн-задачи инхаус или отдаете на аутсорс?
«Постоянно находимся в поиске новых талантов»
Мы можем отдать на аутсорс задания, связанные с иллюстрациями или рекламной коммуникацией, но это происходит достаточно редко. В задачах, связанных с интерфейсами, мы с аутсорсом, как правило, не работаем. Это связано с тем, что в работе мы используем единое технологическое решение, нашу дизайн-систему, и вход в нее для человека, не погруженного в специфику, как правило, занимает длительное время. Большая часть наших продуктов взаимодействуют с этой библиотекой на уровне кода, и аутсорсерам, увы, сложно в этом ориентироваться. Тем не менее, мы постоянно находимся в поиске новых талантов и рассматриваем возможность сотрудничать с ними в будущем.
Выступление команды Рамблер/ на Mail.Ru Design Conference + Dribbble Meetup 2018
— Работаете ли вы с джуниорами или стажерами?
— К сожалению, на этом этапе мы не можем работать с джуниорами из-за объема и сложности задач. Но, тем не менее, работаем со студентами на стажировках. Нам интересно это, потому что, как правило, студенты приносят видение, отличающееся от уже опытных дизайнеров на рынке. Чаще всего мы сотрудничаем со студентами курса «Дизайн и программирование» в Высшей школе экономики. Также рассматриваем и студентов других образовательных программ. В этом году, например, приглашали студентов «Среды обучения».
— Сколько дизайнеров в вашей команде?
— В департаменте дизайна Рамблер/ работает десять человек. Мы отвечаем за основные продукты «Рамблера», за сам портал и за сервисы, с которых «Рамблер» начинался более 20 лет назад. В RamblerGroup (так после объединения с киносетями называется Rambler&Co) есть и другие очаги дизайна.

RamblerGroup — это достаточно крупный холдинг, состоящий из большого количества компаний. Отношения между компаниями регулируются советом директоров, владельцами частей этого холдинга. У компаний внутри группы также есть свои дизайн-отделы. У разных продуктов в штате разное количество человек. Также у нас есть единый для всего холдинга, отдел дизайна коммуникаций.
— Какие возможности карьерного роста есть у дизайнера?
«Следим за тем, чтобы каждый для себя понимал, куда расти и зачем»
— Мы очень серьезно относимся к профессиональному и карьерному росту внутри команды и следим за тем, чтобы каждый для себя понимал, куда расти и зачем. Точки роста дизайнеров мы синхронизируем раз в квартал и, как правило, привязываем к показателям эффективности продуктов. Так мы стимулируем у команды желание разобраться, как устроены основные продуктовые метрики, модели монетизации и бизнес в целом.
В нашей команде, в принципе, все очень стабильно растут, но есть и особенные примеры. Два года назад мы начинали работать с Леной, за это время она прошла путь от дизайнера до арт-директора сервисного направления. Сейчас она руководит всеми работами по дизайн-системе. Я считаю, что это довольно показательный кейс. За последний год было три повышения, и все они, на мой взгляд, были более чем заслуженными. Я очень рада, что так получилось, потому, что только благодаря такой сильной команде мы смогли сделать так много.
— В какой момент становится понятно, что человек не хочет расти?
«Они привыкли делать, чтобы делать, а у нас можно делать сколько угодно, главное — результат»
— С теми, кто не хочет расти, мы, как правило, быстро расставались. Были другие ситуации, например, несовпадение в интересах. Часто человек приходит с определенным запросом, но некорректно его формулирует. Скорее всего, он просто не до конца разобрался в себе и стремится выдать желаемое за действительное. Было так, что к нам приходили дизайнеры, и оказывалось, что они совершенно по-другому представляли себе уровень задач, с которыми нужно работать, и были готовы заниматься только вопросами эстетики в интерфейсе. Было, и что люди, до этого работавшие в очень формализованных компаниях, не понимали, что происходит у нас. Они привыкли делать, чтобы делать, а у нас можно делать сколько угодно, главное — результат. Если результата нет, то какой смысл?
При расставании мы стараемся договариваться так, чтобы обе стороны понимали причины такого решения, и это не мешало дизайнерам, что нам не подошли, верить в себя и профессионально развиваться за пределами компании. За все время у меня был только один негативный опыт при увольнении.
— Какие у вас требования к кандидатам на позицию дизайнера?
— Когда находимся в поиске дизайнеров, мы всегда обращаем внимание, насколько осознанно человек подходит к своей работе. Чтобы это понять мы иногда задаем вопросы на моделирование ситуации, например: «Что бы вы изменили на главной странице "Рамблера"?», вопросы про работу с данными, с аналитикой, с командой.

Прежде всего, мы ждем людей, которые обладают аналитическим мышлением и готовы по-настоящему решать задачи, докапываясь до сути, а не просто выполнять набор уже привычных им действий в графическом редакторе. Нам нужно, чтобы человек понимал продукт, а главное, хотел в нем разобраться, и это, в общем-то, основной из критериев отбора.
«Ценим отсутствие привязанности к конкретной методологии работы и умение выбирать инструмент под задачу»
— Также мы ценим мультиинструментализм и отсутствие привязанности к какому-то конкретному графическому редактору или методологии работы и умение выбирать инструмент под задачу. Понимание технологий и знания кода тоже важны, человек должен уметь оценивать реализуемость своих решений и думать о них комплексно. Очень тяжело переучивать людей, привыкших мыслить картинками.

Очень важно, чтобы кандидат был коммуникабельным. Как правило, дизайнер продукта взаимодействует с огромным количеством людей и он должен уметь настраивать с ними коммуникацию. И, конечно, мы ценим самостоятельность. Если человек ей не обладает, это будет проблема для всей команды и его непосредственного руководителя.
Мы верим, что в мире есть масса возможностей заниматься тем, что по-настоящему нравится. И точно знаем, что это можно делать у нас, в хорошей компании.
Здесь появляются все новости о работе департамента дизайна.
— Как выглядит портфолио хорошего кандидата?
«Портфолио может служить только отправной точкой для диалога, а не весомым аргументом»
— Портфолио — это набор картинок. Этот набор может быть очень красивым, но кроме красоты за этим может ничего не стоять. Портфолио, увы, очень непоказательная вещь и может служить только отправной точкой для диалога, а не весомым аргументом. Но на что стоит обращать внимание в портфолио — так это базовая грамотность и русский язык. Пару запятых можно и пропустить, но вот писать «жи» с «ы» и путать «компанию» с «кампанией» не стоит.
Если говорить про эстетическую часть — в принципе, на рынке все уже научились рисовать. Мы, как и все, смотрим на уровень визуальной культуры. Также мы склонны выбирать людей, эстетическое видение которых совпадает с нашим. Стараемся смотреть на технические детали макетов, они показывают насколько дизайнер понимает, как будет работать его интерфейс.
— Как устроена система профессионального развития для дизайнеров?
— У нас нет системы грейдирования, мы пока не почувствовали необходимости ее вводить. Как я уже говорила, мы каждый квартал работаем с точками роста. Мы проставляем их на год, а дальше поквартально их синхронизируем. В конце года мы собираем небольшую аналитику: кто, где и с какой динамикой вырос.
«Если дизайнер сходил на конференцию, после этого он выступает перед командой с рассказом — что на ней было интересного»
На основании точек роста мы определяем, на какие курсы, мероприятия, события человек будет ходить в ближайшее время. Например, если дизайнер сходил на конференцию, после этого он выступает перед командой с рассказом о том, что на ней было интересного, собирает материалы спикеров. Также мы стараемся стимулировать ребят к тому, чтобы они чаще выступали. Последнее групповое выступление у нас было на Dribbble Meetup в офисе Mail.Ru Group.

Также мы стараемся делиться знаниями в рамках образовательных курсов, как своих собственных, так и встраиваясь в уже существующие образовательные программы. Мы сотрудничаем с Факультетом дизайна Высшей школы экономики, работаем с Британской Высшей Школой Дизайна, проводим курсы в Moscow Coding School.
Со студентами мы стараемся делиться тем, к чему пришли опытным путем, а не только теорией. Во время преподавания мы переосмысливаем наш опыт и превращаем его не в просто в описание кейсов, а в систему знаний. Это полезно для всех: и для наших ребят, и для студентов.

Также у нас есть практика наставничества, она хорошо работает для новых сотрудников. На три первых месяца испытательного срока мы назначаем человеку ментора, который рассказывает сотруднику, что происходит в компании, где что найти, объясняет, как мы работает с задачами. Как правило, ментор — это арт-директор или ведущий дизайнер, который наиболее вовлечен в ту продуктовую группу, с которой взаимодействует новичок.
«Ребята зовут к нам различных спикеров и сами выступают в рамках митапов»
У нас есть все для того, чтобы нам было нескучно. Если лето и хорошая погода, мы периодически уезжаем работать в парк. Периодически ребята сами зовут к нам различных спикеров, где-то сами выступают в рамках митапов. У нас часто проходит RamblerFront&. Также скоро пройдет лекция Кости Горского о том, как работают с дизайном в Intercom, которую мы организуем.
— Проводите ли вы открытые мероприятия или, может быть, планируете?
«В начале осени планируем сделать дизайнерский митап»
— В начале осени мы планируем сделать небольшой дизайнерский митап. Хотим, чтобы появлялись новые спикеры, хотим открывать для себя новые имена. С периодичностью пока не определились, скорее всего, это будут открытые события раз в квартал. Посмотрим, как пройдет первое. Если нам всем будет интересно, будем продолжать.
Мы стараемся развивать культуру дизайна в компании комплексно, а не в рамках одной активности. Хотим, чтобы эти активности были везде. Конечно, мы активно вовлекаемся в профессиональные мероприятия и часто выступаем на дизайн-конференциях и с открытыми лекциями.

Беседовала Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ