});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 6 июля

«Не могла сказать:
„нет, простите, не умею“»

Молодые дизайнеры, работавшие в дизайн-студиях и рекламных агентствах во время и сразу после учебы, рассказывают, что дала им стажировка.
Ксения Котляровская, графический дизайнер
Behance
Я проходила стажировку в Leo Burnett Moscow. Шла стажироваться на лето, после второго курса обучения в Строгановке (т.е. незаконченное высшее), уровень владения знаниями и инструментами был средний, соответственно. Работала над разными проектами, по большей части связанными с рекламой: баннерами, кейвижуалами, презентациями. Прокачала навыки владения графическими редакторами, узнала, как работает большое рекламное агентство, как реализуются задачи — от постановки до конечного продукта.

Заблуждений о профессии в принципе не было, развеивать ничего не пришлось.
Я точно поняла, что не хотела бы связывать свою профессию с рекламой. Опыт в целом был очень полезным, но это не моя область. Задачи устроиться в компанию не было, после продолжила обучение в университете.
Максим Лукашевич, дизайнер-иллюстратор
Портфолио
Я проходил стажировку в «Студии Артемия Лебедева». Закончил программу BA (Hons) Graphic design and Illustration в БВШД. За год до этого стажировался в Red Bull, с кем позже сотрудничал в ряде проектов, и Alexey Malina Studio, где после проработал чуть меньше года. На протяжении стажировки работал над несколькими проектами, в том числе принимал участие в оформлении двух поездов, один из которых запустили в Лондоне, а другой — на Кольцевой линии московского метро. Получил большой опыт работы с технически объемными проектами, к которым, скорее всего, не удалось бы прикоснуться в одиночку.

У меня были ошибочные суждения относительно самой студии, с ними и распрощался. Стажировка не изменила видение профессии, но, пожалуй, подтолкнула иначе взглянуть на ее роль в формировании культуры и соответствующую ответственность, возлагаемую на дизайнера. Задача продолжить общение со «Студией Артемия Лебедева» появилась после некоторого времени стажировки, когда я мог с уверенностью сказать: «Да, мне нравится, я хочу здесь работать». И вот уже семь месяцев я являюсь ее полноценным сотрудником.
Описание и процесс создания проекта
Анастасия Афонина, графический дизайнер
Behance
Я проходила стажировку в креативном агентстве «Изюм» в холдинге News Media сразу после выпуска из колледжа. Специальность у меня была «специалист по рекламе». Пришла на стажировку, зная Photoshop, Illustrator, немножко InDesign. Первым заданием было сделать анимацию для ролика, а единственное, что я тогда умела из анимации, — ставить ключи в After Effects. Естественно, я не могла сказать: «Нет, простите, не умею». Быстренько посмотрела туториалы, попросила помочь и объяснить несколько моментов коллегу-дизайнера, и все получилось :)

Я пришла туда после нескольких недель работы в компании, которая почти убила во мне веру в человечество и светлое будущее. И у меня произошел разрыв шаблона: оказывается, приятная работа и коллеги существуют. Ну, и за короткий промежуток времени на прежней работе я поняла, что дизайн бывает таким скучным днищем, что хочется выпилиться. И наоборот.

После стажировки в «Изюме» меня взяли на постоянку, я была очень рада. Во время стажировки поняла, что можно научиться делать все, если надо. Я делала анимацию для «Дружко Шоу», документалок и разных других проектов. Моушен-дизайн, просто картинки, мемы даже… Сейчас на фрилансе оформляю ютуб-каналы, шоу на ютубе. Больше всего прокачалось владение After Effects, понимание дизайна в целом — благодаря коллегам-дизайнерам и практике.
Дизайн этикеток для напитка «Байкал КОЛА», первое место на фестивале Hermes в номинации ATL
Дарья Афонина, арт-директор отдела специальных проектов в Buro 24/7
Портфолио
Я стажировалась в КБ «Стрелка», арт-директором тогда была Маша Косарева. Только закончила первый курс БВШД, навыков было мало, но очень много желания. Мои коллеги были старше и значительно опытнее меня. Там узнала основы Adobe InDesign; до сих пор благодарна Андрею Кондакову и Наде Петровой за подсказки. Ребята, привет! Работала над мелкими техническими заданиями: поправить верстку, вставить в макет фотографии, отрисовать иконку.

Не могу сказать, что научилась чему-то конкретному. Я считаю, что главное — это то, что я узнала, как работает дизайнер в крупной организации (и хотя КБ «Стрелка» тогда, в 2013-м, было значительно меньше, проекты были очень значимыми и серьезными). Пришлось ли распрощаться с парочкой-другой заблуждений? Конечно пришлось: я думала, что работа — это сплошные радость и веселье, особенно в моей профессии. Но этот отрезвляющий опыт дал толчок для развития. Я узнала то, о чем не рассказывают в университете, и также поняла, что знание софта крайне важно даже для того, чтобы быть стажером.

После стажировки я ни разу не возвращалась в КБ «Стрелка», но до сих пор с трепетом и восхищением слежу за тем, что они делают. Я и не планировала выходить на работу, мне очень хотелось получить опыт и развиваться дальше. Стоит отметить, что после стажировки я стала смелее, мне хотелось работать над реальными проектами. Я начала с фрилансов и уже к концу второго курса стала работать в небольшом архитектурном бюро над издательским проектом. Сейчас же я убеждена в том, что весь этот опыт был необходим для меня. Он помог мне сформироваться, открыл много новых горизонтов, а старшие коллеги рассказали то, о чем не услышишь на лекции или семинаре. В профессии дизайнера опыт — едва ли не самое важное.
Что делает бренд денима, чтобы следовать концепции этичной моды
Ответы — в коллекции

Три варианта маршрутов

Вдохновляемся новой коллекцией Agnona и картинами Дэвида Хокни
Александр Богатов, дизайнер-иллюстратор
Behance
Я узнал про возможность пройти стажировку в «Студии Артемия Лебедева» перед последним курсом университета. Было лето, и я в тот период искал разные вакансии, стажировки, курсы, резиденции — всё, что могло бы расширить кругозор за пределы академического образования. Получал образование художественное, но не совсем профильное. Я учился на станковой графике, а стажировку проходил в отделе веб-дизайна. Но к тому времени уже около 10 лет работал с Photoshop и другими графическими программами, иногда подрабатывал дизайнером по мелочам. Из профессиональных знаний были базовые из худучилища и курса в университете. Кроме того, я следил за разными студиями и работами, которые появлялись в сети.

Основным проектом, которым мы занимались в течение всей стажировки, была подготовка материалов для сайта «Коллекционерус». Артемий оказался любителем и коллекционером старины (и барахольщиком). В один из первых дней мы зашли к нему в кабинет, полный всякой всячины, и он каждому дал по коробке со старыми открытками. В наши обязанности входило полностью подготовить эти открытки для публикации на сайте: отсканировать, отфотошопить, подписать. Помимо этого, иногда менеджеры приносили небольшие задачи по коммерческим проектам. Где-то надо было придумать концепцию новогоднего оформления сайта, в другом проекте составить логотипы компаний в одну сетку или сделать фавиконку для сайта.

Была еще одна интересная задача. В конце ноября нам поручили придумать оформление витрин фирменных магазинов и кафе «Студии». Мы втроем несколько дней набрасывали варианты, искали решения, смотрели референсы и оформление прошлых лет. Потом отправили на утверждение Артемию, но он долго не отвечал. Тогда мы поймали его, когда он проходил мимо наших столов, и спросили лично. А он сказал: «Берем белые круги разного формата, пишем год фирменным шрифтом и ставим лейбл „New“».
Звери-экстремалы
Поскольку до этого я нигде не работал, мне было интересно посмотреть на то, как все устроено (я так и говорил перед стажировкой). Поэтому я обращал внимание на организацию процесса, на то, как распределяются обязанности и как происходит создание работ. Не просто менеджер ставит задачу дизайнеру, а тот передает какие-то мелочи техдизайнерам, а именно изнутри. Было интересно просто открывать рабочие файлы проектов и смотреть, как они сделаны.

Было ли развенчание заблуждений — наверное, нет. Опять же, до стажировки у меня не было никакого опыта и сформированных представлений о том, как все происходит. Поэтому «Студия» стала начальной точкой на этом пути. И кроме того, у меня не было никаких ожиданий или иллюзий, потому что все произошло довольно спонтанно, поэтому все было ново и интересно.

Я шел на стажировку, будучи уверенным, что дизайнер — это узкий специалист и что в такой большой студии есть много разных дизайнеров: кто-то верстает макеты, кто-то рисует шрифт, кто-то набирает текст и так далее. Но на практике оказалось, что нужно владеть разными навыками. Например, в одном из заданий у арт-директора возникла идея сделать анимацию. И я на тот момент не мог это воплотить. В процессе придумывания идей, визуализаций могут понадобиться совершенно разные навыки: 3D, анимация, моушен, фотографирование, коллажирование — что угодно. И дизайнер должен быть способен сделать хотя бы черновую версию. А для финального результата можно привлечь специалиста. В области веб-дизайна, с которым была связана основная часть стажировки, я был новичком. Задолго до этого делал только отдельные баннеры для сайтов. Во время стажировки пришлось более детально изучить этот вопрос, просмотреть статьи, руководства. Можно сказать, что именно благодаря стажировке появился интерес к этой области. Это было моментальное погружение, которое позволило смотреть на сайты изнутри, а не на внешний вид.

Для меня два месяца стажировки в Москве в «Студии Артемия Лебедева» сами по себе оказались фантастикой наяву. И было бы приятно продолжить работу там. Но это не было моей целью. В конце стажировки мне сказали, что моих навыков недостаточно для приема на работу. Я и сам это понимал.
Наташа Файбисович, арт-директор «Среды обучения», преподаватель и тьютор графического направления на Факультете дизайна
Я стажировалась в BBDO Group. Не знаю, как сейчас, а тогда они делились на «Красных», «Белых» и «Черных». «Красные» работали над FMCG-проектами. После третьего курса института я решила, что летом нужно постажироваться. Портфолио отправляла много куда, но решила выбрать BBDO: это была большая мечта еще с детства. Помню, классе в восьмом моя мама организовала туда экскурсию, и меня просто поразили их атмосфера и взаимодействие между людьми. А еще там были большие трубы, диваны и пуфики! С точки зрения умений — я не думаю, что стажировка что-то изменила. У меня был довольно высокий уровень владения софтом, однако я совершенно точно стала любить Adobe Photoshop гораздо меньше.

Я была у «Красных», поэтому в основном работала с семьей MARS. Любимой работой, наверное, была работа с M&M's. В основном я делала ресайзы баннеров, верстала презентации, доделывала рекламные кампании и постеры на основе одного, созданного арт-директором. Однажды меня позвали на встречу с арт-директором Google по другому проекту, и это стало отправной точкой. После встречи я доделывала большую кампанию по внедрению одной примочки в мобильное приложение. А потом мне дали самостоятельно сделать буклет для компании, которая продает сантехнику. Не просто сверстать, а придумать дизайн-макет, а потом сверстать. Позже, когда я забирала рекомендательное письмо, я увидела финальный напечатанный вариант этого буклета, который оставили почти без изменений; было очень приятно!

Я научилась работать с несколькими проектами одновременно. И в то же время поняла, что это абсолютно не мое. Понимание, что мне хочется посвящать все свое время одному проекту, — самое важное за всю стажировку. Лето, проведенное там, показало мне, что уже очень сильно хочется закончить учебу и выйти наконец на работу.
С одной стороны, я поняла, что и реклама тоже не мое. А с другой стороны, видеть что-то, что ты делала на компьютере, спустя пару месяцев в реальном размере — это незабываемое чувство. Одним из моих последних проектов была подарочная новогодняя упаковка для сладостей семьи MARS. Сделала, сдала и забыла. Зимой звонок от мамы (накупила подарков на Новый год): «Наташ, спустись, пожалуйста. Надо разгрузить багажник». Открываю багажник и вижу много больших картонных коробок, забитых желтыми маленькими упаковками M&M's — упаковками, которые делала я! Пожалуй, это был один из самых счастливых моментов, связанных с работой, на моей памяти.
Задачи там и дальше работать как таковой не было, но по окончании стажировки мне таки предложили остаться. Это было очень крутым финалом, но, к сожалению, мне пришлось отказаться: следующий год был дипломным, я мечтала сделать классный проект, который вынашивала к тому моменту почти год, и совсем не хотела отвлекаться. По итогам мне дали отличное рекомендательное письмо с пометкой, что рекомендуют меня к трудоустройству в должности «младший креативный дизайнер». BBDO, спасибо, это было круто!
Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ