});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 27 июня

Перевод из слов в образы и картинки

«Среда обучения» начинает публикацию лекций, прочитанных для нашего Факультета дизайна приглашенными гостями. Сегодня — куратор направления коммуникативного дизайна Высшей школы экономики Владимир Аюев рассказывает о формировании образов, симулякрах и насмотренности
Про брендинг и визуальную коммуникацию
Начались все эти истории с клеймления коров: людям надо было отличать свое стадо от чужого. Брендинг — это просто такое большое отличие, неважно, в чем, своего от чужого. С коров перешло на королевские гербы и на гербы кланов. Теперь по этому же принципу работают бренды. Ты любишь Кока-колу или Пепси, красненькое или синенькое, ты должен определиться, с кем ты.
«То есть все упростилось, символ сжался. Если раньше это были почти книжные иллюстрации, то сейчас они уменьшились до размера значков»
Знаки и графика всегда были очень завязаны на контекст, потому что раньше, например, магазину или предприятию, которому нужно зарабатывать деньги, достаточно было повесить вывеску о том, что здесь продаются сельскохозяйственные инструменты, чтобы народ, идущий мимо, увидел и заглянул. Сейчас, мы понимаем: вывески для таких вещей уже недостаточно. Теперь, если это компания, которая занимается производством сельхозтехники, то ей, скорее всего, нужен лейбл, который можно поставить на трактор. То есть все упростилось, символ сжался. Если раньше это были почти книжные иллюстрации, то сейчас они уменьшились до размера значков.
Конечно, все логотипы разные, но те, которые стараются быть более интернациональными, которые хотят быть «для всех», все больше становятся общим местом, размытым символом, как Твиттер, например. Тут изначально была вообще какая-то детская иллюстрация, но, наверное, для социальной сети, с помощью которой чуть ли не правительства свергаются, это не очень правильный символ, поэтому он сжался, стал просто птичкой.
Но есть и обратный тренд. Как я сказал, упрощение — это путь ко всем сразу, к интернационализации. Есть, например, пути брендов, подчеркивающих свою специфичность, как с Джонни Уокером, когда, наоборот, он приобретает индивидуальность специально. Это продуманный ход, осознанный — приобретение символом индивидуальности, образа скорее конкретного мужчины, чем шагающего костюма.
Про дизайн коммуникаций
Дизайнер коммуникаций — это всегда переводчик: слова в картинки, в образы. На первом уровне всегда есть вербальное сообщение, его надо преобразовать в образ, формализовать, а после этого садиться рисовать.
То, чем мы занимаемся, это такой большой симулякр, что на самом деле это не трубка, это как бы картина, на которой нарисована трубка, как у Магритта. Симулякр, если что — это копия, не имеющая оригинала в реальности, то есть это символ, который за собой не имеет реального значения. У этого есть много проявлений в жизни. И когда ты занимаешься коммуникационным дизайном, на это начинаешь сильно обращать внимание и замечать это в каких-то разных совершенно вещах. Для того, чтобы вникнуть в это я бы посоветовал прочесть «Симулякры и симуляции» Бодрийяра. Она немножечко заумно написана, но идея в ней очень хорошая. Начинаешь иначе смотреть вокруг после того, как читаешь о том, как мы все коммуницируем друг с другом на разных уровнях.
Почитать:
Жан Бодрийяр «Симулякры и симуляции», 2017

Последняя работа выдающегося философа-постмодерниста, культуролога и социолога Жана Бодрийяра. Самая полная и доступная для восприятия книга подобной тематики, с которой можно начинать погружение в мир современной философии. Автор дает наиболее развернутые определения таким понятиям, как «гиперреальность» и «симулякры», давно уже вошедшим в массовый обиход. Это произведение помогло множеству людей по всему миру взглянуть на нашу реальность с принципиально иной стороны, с позиции признания ее фиктивной, поддельной, «копией копии», иллюзорной субстанцией, а также вдохновила кинематографистов на создание культового фильма «Матрица».
Интересно
Инстаграм и симулякры. Сегодня, я считаю, главный поставщик симулякров, это Инстаграм. Последнее время мне туда очень сложно заходить, потому что там видишь, что человек пытается сказать картинкой, без текста о том, какой он классный, или красивый, или спортивный, а достаточно выложить фотографию из спортзала, например, или из какого-нибудь концерта, что культурный. Стало сложно и что-то самому туда постить, потому что я понимаю, что как бы не сморозить какую-нибудь ерунду на визуальном языке тем, что опубликую.

Сегодня символы и визуальные образы работают даже глубже, чем просто слова. Символы, по большому счету — это просто картинки или знамена. Это просто кусок ткани на палке, на нём нарисована какая-то загогулина. Но нет, знамя нельзя бросать и все такое. Значит, людям важны символы. Почему? Видимо, они себя с ними ассоциируют. Я не имею в виду знаки или логотипы. Символы как более общее понятие. Кроссовки Converse — это тоже символ.
Про развитие дизайнера
Меня долгое время волновало, как бы побыстрее прокачаться, чтобы начать делать стабильно хорошие проекты. Я для себя недавно понял, что есть примерно три области, в которых стоит вести работу для этого.
Первое — это руки, практика, завод, механические навыки, опыт.
Второе — насмотренность.
А третье — как у тебя варит голова. И всё это вместе — это и есть профессия дизайнера.
А теперь расскажу по отдельности про каждое.

С опытом всё просто: надо наработать. Все мы, дизайнеры, в своем мире много всего делаем и думаем каждый день. Мы просто сидим за компьютером 7, 8, 10, 12 часов в день, 5 дней в неделю или ещё больше и так и нарабатываем свои умения. Но можно быть быстрее, если погрузиться в какую-то отдельную область. Ещё есть такая штука, как повторение работ мастеров.

Когда я делал сайты, мой арт-директор сказал мне: «Возьми самые крутые сайты, которые тебе нравятся на Behance, скопируй в Фотошоп и отрисуй точно так же. И когда ты будешь отрисовывать, то поймешь, как это устроено, уже не будешь заново искать решение, красиво это или некрасиво, а будешь знать, что в итоге оно точно красиво и точно классно. Это поможет понять и вникнуть, как это происходит, как это устроено внутри, поможет почувствовать, как это сделано».
Bookmate
F-Y. Formerly Yes
The Line — VOL. 1 CH. 59
Ad Magazine
Klimov
CLoQK
Simon CPH
Readymag Design Almanac
ArtManagement
Allbirds
BOWERY
Crooked Media Redesign
Otherland
SNOWE
C by GE
Примеры работ дизайнеров, которые в списке подписок у Владимира Аюева
«Дизайнер — изначально транслятор визуальной культуры другим людям, потому что все, что вы делаете, делаете, во-первых, не для себя, а для них и даже, возможно, не для других дизайнеров, которые скажут „Ой, как классно“, а для других людей, которые будут пользоваться вашим продуктом»
Второй инструмент — это насмотренность. Как инструмент? Скорее, навык. Тут стоит сказать, что насмотренность имеет очень большое отношение к визуальной культуре. Дизайнер — изначально транслятор визуальной культуры другим людям, потому что все, что вы делаете, делаете, во-первых, не для себя, а для них и даже, возможно, не для других дизайнеров, которые скажут «Ой, как классно», а для других людей, которые будут пользоваться вашим продуктом.

Это они в первую очередь будут смотреть на айдентику, или брендинг, на вывеску.

Когда у тебя есть насмотренность, ты можешь видеть тонкости, детали. Когда ты много насмотрел, у тебя есть в этом плане опыт, меткий глаз, для тебя все четче, видишь различие плохого от хорошего и разницу между вещами.
Потом объединяем насмотренность и руки: например, если поставить себе задачу и сесть неделю порисовать шрифт, взять какой-нибудь и попробовать его буква в букву перерисовать, поделать какие-то из него надписи, то потом, когда ты спустишься в метро и посмотришь на то, как там набраны буквы, странной формы в большинстве своём, ты ужаснешься, почему раньше на это не обращал внимания, когда вокруг столько уродливых букв. Различие есть, оно в деталях, и ты его не видишь, пока не врубишься. В этот момент и становится понятно, насколько включается голова, которая в нашем списке идёт третьим пунктом.
Инструменты
У меня есть Pinterest для увеличения насмотренности, наверное, пока это лучший инструмент. Всем советую. Во-первых, я нарабатываю там свою визуальную культуру, а во-вторых, это рабочий инструмент, с помощью него я группирую всё по доскам.
  • «В пинтересте у меня есть доска, в которой агрегируется визуальное про национальный дух», — ARE YOU EVE
Это могут быть совершенно различные штуки, такие, как у меня есть доска, которая называется «Трюки», и в ней просто разные интересные графические и не только решения, которые я могу применить в следующем проекте, который придёт, просто не думая о том, что бы мне с потолка сейчас взять интересное. Я просто захожу в конкретную доску и подыскиваю решения.
К примеру, я ненавижу верстать, и поэтому у меня есть просто доска, в которой есть тонны вариантов того, как можно сверстать визитку или что-нибудь еще, поэтому я не заморачиваюсь никогда над этим, а просто захожу и беру оттуда пять-десять вариантов, примеряю, потом подвигаю, получается уже мое, потому что я уже подвигал его и присвоил. То есть оно все уже и так изобретено. Какая разница, ты будешь из головы это выращивать либо ты возьмёшь уже из готовой культуры.
Исследования визуального
Ещё я провожу исследования на визуальном уровне. Я ищу штуки, которые тоже с первого взгляда тебя как-то цепляют, но в таком плане, что они могут быть немного жуткие, когда пытаешься всмотреться, что здесь не так. Они тоже попадают под какие-то категории конкретные. Например, нас сразу цепляют картинки, где какой-то объект очень странного масштаба, непривычного. Или отталкивающие, вроде девушки с муравьём на глазу в фильме у Дали и Бонюэля. То есть это всё, что касается какой-то угрозы нашим чутким частям тела, таким, как глаза, шея, запястья и так далее. Поэтому и собираю, пытаюсь понять: это же просто картинки, а нас вот воротит почему-то.
Андалузский пес (An Andalusian Dog), 1929
«Если в какой-то своей работе следующей делаешь трендовый ход, то это должно быть осознанное решение»
Есть ещё такие штуки про насмотренность: тренды и классика. Когда следишь в Pinterest за лентой, то очень хорошо начинаешь понимать, когда приходит тренд: появляется шквал работ или картинок в ленте с каким-то приемом характерным или со специфической типографикой, и ты начинаешь это чувствовать. И в этот момент, мне так кажется, главное, когда ты понимаешь, что тренд, а что не тренд.

Если в какой-то своей работе следующей делаешь трендовый ход, то это должно быть осознанное решение. Нужно понимать, зачем это делаешь. Если ты делаешь для клиента, то, например, знать, что как-то сможешь ему обосновать, что сейчас это модно. Себе нужно обязательно отдавать отчёт, что ты не просто взял классный приём, а что это действительно тренд. И пусть он скоро устареет, но ты на нём проедешься.
Развитие тренда
Есть кривая развития тренда. Когда появляется, условно, айфон, и какие-нибудь самые дикие новаторы покупают сразу его, бегут. За ними уже идут ранние последователи, потом наступает пик тренда, он спадает, и потом через три года отстающие: «О, айфон вышел, прикольно, купим».

Вот еще пример: сейчас говорят, что хипстеры умерли, то есть вот эта вся мода на дровосеков, бороды, татуировки, костюмы, закрученные усы. Но как я лично к этому отношусь: если бы я, например, делал какую-то такую прическу, которая гипермодная, то я бы себе отдавал отчет в том, что через какое-то время, условно, лет 5−10, может быть, меньше, это будет смотреться примерно вот так, или вот так, или вот так. То есть так как это все за пределами нормы, то через какое-то время это будет иметь свой оттенок времени. И то же самое происходит с графическими решениями, и с одеждой, и с волосами. Это у меня так с тещей: у нее была прическа такая, знаете, может быть, у вас у кого-нибудь из мам или из теть было, такая химия, как барашек. Сейчас ей тоже невозможно смотреть на свои фотографии, но такая мода раньше была. Я поэтому стараюсь так относиться к своей самопрезентации (я имею в виду одежду, волосы), чтобы искать какие-то нейтральные решения, вечные. Если взять какого-нибудь дядьку с классической причёской, в костюме и сфоткать его в черно-белом цвете, то невозможно будет сказать, из какого он времени. Поэтому на тренды надо заходить сознательно.
Высокие скорости диджитала
Это одна из причин, по которой я ушёл из веба в графический дизайн. Диджитал сильно подвержен влиянию технологий: появляются новые экраны, новые устройства, технологии, соответственно, очень сильно меняются тренды. Вообще, по-моему, диджитал-дизайнеры и веб-дизайнеры не сильно вникают в историю искусств и графического дизайна. Они больше живут на трендах и на этих вещах, не сильно понимая, вообще как всё это там устроено, откуда берет свое начало.
Поэтому я бросил все это и ушёл в графический дизайн. Тут понятие классики более, мне кажется, применимо, потому что многие вещи, которые созданы 50 или почти 100 лет назад, до сих пор выглядят актуально и классно, потому что они простые, потому что просто это знаки и буквы, геометрические формы. Они всегда были, всегда будут и чёрт знает, когда теперь изменятся. Естественно, тоже есть свои тренды, но они не такое сильное влияние оказывают, как технологии в диджитале.
Графический дизайн от Владимира Аюева
Сможет ли человечество отказаться от слов и построить коммуникацию на визуальных образах? А зачем? Не надо. Вообще слова первее всего. Я уже говорил, что, во-первых, всё, что мы рисуем, мы сначала формулируем вербально, а после этого к ним уже есть картинки. То есть я сначала говорю «свет» и после этого показываю, как он там работает. Так или иначе, слово идёт впереди.

Share некоторых материалов с благодарностью у: hse / bandwerkplus / creativebrief / ih0.redbubble / maxcdn.icons8 / talenthouse-res.cloudinary / artchive / allvans / ilyabirman
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ