});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 20 июня

Антология: 88 лет плакату Чемпионата мира по футболу

Первый Чемпионат мира по футболу прошел Уругвае в 1930 году. Тогда же появился и первый его символ — плакат. Вот так выглядит увлекательная история визуальной культуры через призму спортивного постера.

1
УРУГВАЙ
1930
Плакат в авангардном стиле изображает вратаря в форме национальных цветов, который ловко ловит мяч, пролетающий под верхней перекладиной.
УРУГВАЙ
1930
Плакат в авангардном стиле изображает вратаря в форме национальных цветов, который ловко ловит мяч, пролетающий под верхней перекладиной.

2
ИТАЛИЯ
1934
Главный герой этой работы в стиле ар деко — футболист, на груди которого красуется герб Королевства Италии. Такой же герб был изображен на флаге Италии до установления республиканского строя в 1946 году. Лента флагов позади футболиста страны-фавориты чемпионата того года.

3
ФРАНЦИЯ
1938
Футболист, изображенный на плакате, символизировал мир и объединение всех жителей планеты во время проведения чемпионата. Для создания изображения использовалась трафаретная техника.
ФРАНЦИЯ
1938
Футболист, изображенный на плакате, символизировал мир и объединение всех жителей планеты во время проведения чемпионата. Для создания изображения использовалась трафаретная техника.

4
БРАЗИЛИЯ
1950
К первому послевоенному чемпионату Бразилия подготовила два постера. На обоих изображена нога футболиста. Первый выполнен в цветах национального флага Бразилии — желтый, голубой, зеленый. На втором изображены флаги всех стран-участников первенства.

5
ШВЕЙЦАРИЯ
1954
Плакат 1954 года не похож на то, что обычно понимают под швейцарским дизайном. Темнокожий вратарь в необычной одежде символизирует объединение мира и празднование по случаю 50-летнего юбилея FIFA. Это первый чемпионат, который транслировали по телевидению.
ШВЕЙЦАРИЯ
1954
Плакат 1954 года не похож на то, что обычно понимают под швейцарским дизайном. Темнокожий вратарь в необычной одежде символизирует объединение мира и празднование по случаю 50-летнего юбилея FIFA. Это первый чемпионат, который транслировали по телевидению.

6
ШВЕЦИЯ
1958
Дизайн постера напоминает знаменитую афишу «Головокружения» Альфреда Хичкока. Интересно, что премьера фильма состоялась в год проведения чемпионата. На постере изображен затемненный силуэт футболиста и мяч, обвитый лентой из флагов стран-участников.

7
ЧИЛИ
1962

В 1961 году за Юрием Гагариным наблюдал весь мир. Плакат к чемпионату мира в Чили был посвящен первому полету человека в космос. Градиент напоминает ночное небо, а мяч — спутник на орбите Земли.
ЧИЛИ
1962

В 1961 году за Юрием Гагариным наблюдал весь мир. Плакат к чемпионату мира в Чили был посвящен первому полету человека в космос. Градиент напоминает ночное небо, а мяч — спутник на орбите Земли.

8
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
1966

1966 год запомнился англичанам не только победой на домашнем чемпионате, но и появлением первого в истории персонажа-талисмана соревнований. Сюжет постера: Лев по имени пробивает победный пенальти.

9
МЕКСИКА
1970

Шрифт, используемый в плакате — прямая отсылка к логотипу Олимпиады 1968 года в Мексике. Один из самых лаконичных дизайнов за всю историю ЧМ.
МЕКСИКА
1970

Шрифт, используемый в плакате — прямая отсылка к логотипу Олимпиады 1968 года в Мексике. Один из самых лаконичных дизайнов за всю историю ЧМ.

10
ФРГ
1974

Футболист в центре плаката изображен в технике импрессионизма. В поиске родства спорта и искусства, атлетики и красоты.

11
АРГЕНТИНА
1978

Чемпионат проходил в Аргентине всего через 2 года после военного переворота. Активисты совершили неудачную попытку организации бойкота турнира. И выпустили серию демотивирующих постеров, которые, увы, отражали реальное положение дел в стране.
АРГЕНТИНА
1978

Чемпионат проходил в Аргентине всего через 2 года после военного переворота. Активисты совершили неудачную попытку организации бойкота турнира. И выпустили серию демотивирующих постеров, которые, увы, отражали реальное положение дел в стране.

12
ИСПАНИЯ
1982

Самый сюрреалистичный постер за всю историю чемпионатов. Яркие цвета в густой черной обводке — узнаваемый стиль каталонского художника Жоана Миро.

13
МЕКСИКА
1986

Первый фотопостер чемпионата. Тень, падающая на тотемные столбы ацтеков, была создана с помощью ретуши за четыре года до появления первой версии Photoshop.
МЕКСИКА
1986

Первый фотопостер чемпионата. Тень, падающая на тотемные столбы ацтеков, была создана с помощью ретуши за четыре года до появления первой версии Photoshop.

14
ИТАЛИЯ
1990

Еще один постер, с применением фото. Увеличенную фотография колизея украсил коллаж стадиона в окружении флагов стран-участниц соревнования.

15
США
1994

Футболист выводит мяч на орбиту Земли, сообщая об уверенном лидерстве США в космической миссии. В 1997 году автор плаката Питер Макс, создал постер для Суперкубка.
США
1994

Футболист выводит мяч на орбиту Земли, сообщая об уверенном лидерстве США в космической миссии. В 1997 году автор плаката Питер Макс, создал постер для Суперкубка.

16
ФРАНЦИЯ
1998

Автором постера стала студентка французской школы искусств, победив в национальном конкурсе. Спустя 20 лет конкурс с народным голосованием провели и в России, чтобы выбрать талисман чемпионата. Примечательно, что победителем тоже стала студентка. Екатерина Бочарова придумала символ ЧМ-2018 — Забиваку.

17
КОРЕЯ-ЯПОНИЯ
2002

Чемпионат организовывали две страны, а над созданием плаката работали двое каллиграфов Бюн Чу Сук (Корея) и Хирано Соген (Япония).
КОРЕЯ-ЯПОНИЯ
2002

Чемпионат организовывали две страны, а над созданием плаката работали двое каллиграфов Бюн Чу Сук (Корея) и Хирано Соген (Япония).

18
ГЕРМАНИЯ
2006

Плакат — победитель народного голосования. Звездное небо символизирует мечту о победе каждого игрока и фаната соревнования.

19
ЮАР
2010

Шея игрока сливается с контурами африканского континента, сообщая о единстве человека и его родной земли.
ЮАР
2010

Шея игрока сливается с контурами африканского континента, сообщая о единстве человека и его родной земли.

20
БРАЗИЛИЯ
2014

Плакат передает бесконечное разнообразие Бразилии. Если внимательно разглядывать миниатюрные детали, видно, что они изображают элементы культуры, флоры и фауны страны.

21
РОССИЯ
2018

Автор плаката, Игорь Гурович использовал графический язык постконструктивистских плакатов 1920—1930-х годов: «Этот стиль один из самых важных и чтимых русских культурных кодов. Работая над плакатом, я очень хотел, вновь сделать этот язык современным и актуальным».
РОССИЯ
2018

Автор плаката, Игорь Гурович использовал графический язык постконструктивистских плакатов 1920—1930-х годов: «Этот стиль один из самых важных и чтимых русских культурных кодов. Работая над плакатом, я очень хотел, вновь сделать этот язык современным и актуальным».
Подготовили Полина Весна, Катрин Пепел
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ