});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
дизайн / 27 ОКтября

Зачем дизайнеру навыки препресса и что не так с дизайном в России: интервью с Антоном Панкратовым

Пообщались с преподавателем курса «Препресс» и других предметов в Среде обучения Антоном Панкратовым. Антон рассказал, как за 20 лет сменились обязанности дизайнера, зачем вам знать разницу между RGB и CMYK и о том, что нужно уметь в 2020 году, чтобы не остаться без работы.
Антон Панкратов
Преподаватель первой категории, региональный эксперт Worldskills. Опыт преподавания — 5 лет, опыт работы в дизайне — 21 год. Работал в таких компаниях, как BBDO и «Апостол». Преподает предметы «Препресс», «Дизайн многостраничных изданий», «Типографика» и «Модульные сетки» в Среде обучения.

От технического дизайна к преподаванию

Я работаю в сфере дизайна с 1999 года — занимался цветокоррекцией, работал менеджером дизайн-студии, руководителем препресс-отдела (отдела предпечатной подготовки). На Behance есть фото самого первого журнала, для которого я делал верстку. Интересно, кстати, что когда Behance не было, все дизайнеры ходили на собеседования с папочками или даже чемоданами.
Моим относительно недавним большим проектом в дизайне стало оформление издания для форума врачей-профпатологов. Мы добились того, что называют вау-эффектом, правда фото это не очень хорошо передают. Концепция проекта была такая: у нас были вставки с картинами художников, где место персонажей занимали люди разных профессий: медсестры, балерины, столяры и другие. Я разрабатывал макет, делал верстку, готовил иллюстрации и макет к печати. А еще ввел несколько фишечек, которые оценил заказчик — например, придумал систему иконок для удобной навигации. Предпечатная подготовка включает не только использование техники, но и создание идей. Ведь странно заниматься проектом, который тебе нравится, и не придумывать ничего нового?
В 2015 году я начал преподавать и со временем ушел в это полностью. Чтобы оставаться в курсе трендов, я подписываюсь на известных дизайнеров в Facebook, читаю и пишу статьи. И всегда адаптирую свои учебные программы в соответствии с тем, что требуется рынку сегодня.

О важности навыков препресса

В начале 2000-х дизайнеров в сетевых рекламных агентствах было принято делить на две группы: креативные и технические. Креативный дизайнер все придумывает, а технический — доводит проект до ума. Судя по вакансиям на HeadHunter и Superjob, такие профессии, как верстальщик или специалист по допечатной подготовке менее востребованны (исключения: книжные издательства и крупные типографии), а значит, теперь задачи этих людей лежат на дизайнерах.
Увы, у многих это слабое место — я часто вижу в профессиональных чатах странные вопросы, связанные с препрессом и полиграфией. Обычно их задают диджитал-дизайнеры, которым нужно что-то напечатать и которые понимают, что столкнулись с областью, о которой они вообще ничего не знают. Прошло то время, когда дизайнер мог передать файл в неподходящем разрешении и цветовой модели RGB — теперь все должны знать разницу между RGB и CMYK, задавать правильные вопросы и, что еще важнее, правильно применять ответы на них.

Дизайн — не красивая картинка, а готовый продукт. А чтобы сделать готовый продукт, нужно иметь навыки верстки и препресса
Печать — сложный процесс, зависящий от многих факторов. Можно пользоваться готовым и почти универсальным шаблоном: экспортировать файлы в CMYK, ставить профиль Euroscale, добавлять вылеты по 3 мм. И в 90% случаев это сработает. Но если дизайнер задумывается, как улучшить свою графику в печати, сделать ее более привлекательной, он должен знать, что происходит с файлом, когда тот попадает в типографию. Например, для визиток можно использовать не обычную глянцевую бумагу, а «слоновую кость», которая даст интересные тактильные ощущения. Обложку можно покрыть УФ-лаком или сделать на ней вырубной штамп. И тут возникают тонкости, в которых дизайнеры начинают плавать.

Что не так с дизайном в России

В Москве дизайн не хуже европейского или, по крайней мере, близок к нему, потому что здесь много хороших специалистов и известных сетевых агентств. Но если мы отъедем чуть дальше, в регионы, там ситуация резко поменяется. Это связано с тем, что талантливые кадры стремятся уехать в Москву, Европу или Америку.

Следующая проблема — то, что дизайнеры далеко не всегда далеко предлагают лучшее решение, вместо этого строго следуя ТЗ. Если ты понимаешь, как лучше, и клиент соглашается, то выигрывают в итоге все — от заказчика до аудитории.

И тут мы упираемся в основную беду российских дизайн-проектов — художественный вкус среднестатистического клиента. Если человек с хорошим портфолио с работами в минималистичном стиле придет на собеседование к работодателю, в приемной которого будут стоять резные и позолоченные стулья, то дизайнер и наниматель, скорее всего, просто друг друга не поймут. Как мы все понимаем, дизайнер — это не художник, а человек, который занимается прикладной наукой, ремеслом. Поэтому часто бывает так, что он делает не то, что нравится ему, а то, что нравится клиенту, который платит.

Есть проблема и в дизайн-образовании — низкая ценность самого этого образования, особенно в классических учреждениях. Туда нельзя прийти «с улицы» и предложить свои услуги преподавателя. Сейчас, конечно, есть подвижки в эту сторону. Но их недостаточно. С вероятностью 99% преподавателем возьмут человека с высшим образованием, желательно с кандидатской работой, а не человека, который просто отработал 20 лет в профессии.
Чтобы хорошо зарабатывать в вузе, нужно иметь кандидатскую, какие-то регалии, постоянно писать статьи и публиковаться — это очень большой объем задач, которые практическим дизайнерам просто не интересны. Поэтому, если хороший специалист с опытом захочет преподавать, он, скорее, пойдет в Среду обучения
А с практикой связано самое важное — нельзя научить дизайну, вещая с кафедры лекции под запись. Я стараюсь дать студентам то, что им реально нужно, и не говорить о том, что может не пригодиться. Например, знать, что такое растровая розетка — это, конечно, хорошо, но это можно изучить и самостоятельно. А вот умение готовить файл к шелкографии — действительно важный навык, который в классических учебных планах могут упустить.

Каким должен быть дизайнер в 2020 году

Рынок меняется. Лучше уметь делать все — быть и графическим, и диджитал-дизайнером. Если уйти в узкую нишу, то можно столкнуться с тем, что в какой-то момент эта специализация никому не понадобится. Я знаю многих людей, которые переучились со специалистов предпечатной подготовки, например, на диджитал-дизайнеров. Потребность в кадрах в разных сферах уменьшается, зарплаты в них падают, и чтобы быть востребованным специалистом, надо постоянно быть в струе.

Дополнительная литература:
статьи и материалы Антона Панкратова

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ