});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 15 ИЮНЯ

Как зарабатывать иллюстрацией на стоках

Разбираемся, как работают стоки, рассказываем о преимуществах и недостатках пути стокового иллюстратора и даем список сайтов, с которых можно начать.

Что такое сток

Стоки или микростоки — это онлайн-площадки, на которых иллюстраторы и фотографы размещают свои работы за небольшую плату. Низкая стоимость картинки компенсируется тем, что изображение может продаваться неограниченное количество раз покупателям со всего мира.
Преимущества работы со стоками
  • Отсутствие контроля работодателя
    Вы сами строите свой график, выбираете темы для иллюстраций и стили рисования. Можете работать из любой точки мира, не привязаны к офису, желаниям работодателя и ТЗ заказчика. Если вам повезет, то вы сможете зарабатывать теми иллюстрациями, что рисовали бы для себя в свободное время.
  • Нет потолка заработка
    Прорываться к стабильному и высокому заработку трудно и долго, но это того стоит — чем больше опыта, работ и навыков, тем больше иллюстраторы зарабатывают на стоках. Точные суммы обычно не раскрываются из-за правил площадок, но речь может идти о тысячах долларов.
  • Вы не отстанете от тенденций в графике
    Чтобы ваши работы продавались, вам всегда нужно держать руку на пульсе. Какие жанры сейчас популярны? Какие цвета в тренде? Если вы захотите соскочить со стоковой иглы и устроиться в компанию, актуальность ваших знаний также пригодится.
  • Ваши работы могут оказаться где угодно
    Работы стоковых иллюстраторов покупают во всем мире — вы можете жить в российской провинции, но делать дизайн для небольших бизнесов из Америки или, например, ЮАР.
Недостатки работы со стоками
Огромная часть работы не связана с творчеством
Иногда работы не сразу проходят проверку авторских прав, и их приходится перезаливать на площадки заново. Кроме того, если вы не пользуетесь специальным мультиплатформенным загрузчиком, иллюстрации придется выкладывать на каждый сток отдельно, не забывая прописывать атрибуты и ключевые слова (иначе потенциальный заказчик их не найдет). Все это — тяжелая и скучная работа, поэтому успешные иллюстраторы могут даже нанимать помощников для загрузки изображений.
Чтобы добиться успеха, придется очень много рисовать
Точной статистики нет, но многие иллюстраторы говорят, что для выхода на приличный заработок им приходится заливать на стоки сотни картинок.
  • На 500 $ кто-то может выйти за полгода, а кто-то и через три года не сможет поднять больше 100 $. Есть так называемая стоковая долина смерти — это когда у тебя еще мало картинок и сток буквально убирает тебя в конец выдачи. По мнению многих, он начинает тебя замечать в районе 500 картинок, потом где-то на 1000−1500 продажи начинают расти. Чем больше картинок в портфеле, тем больше продаж. Многие остаются в долине смерти навсегда. Абсолютный минимум — 50 картинок в месяц. Грузить их лучше не сразу, а небольшими пачками и регулярно.

    Регина Милютина, стокер, выпускница Факультета дизайна Среды обучения
Темп сбавлять нельзя. Хотя какие-то деньги всегда «капают» и на старые иллюстрации, когда-нибудь алгоритм ранжирования выведет вас из гонки как не слишком активного иллюстратора. От недолгого провиса в пару недель ничего не случится, но за полгода без новых картинок свои позиции вы однозначно потеряете.
Серьезные деньги придут не сразу
Даже если рисовать много, талантливо и то, что хорошо продается, в первые месяцы рассчитывать на серьезную прибыль не стоит. Поэтому в начале работы со стоками лучше иметь финансовую подушку или основную работу.
  • Фриланс лучше вообще не бросать, потому что стоки не гарантируют стабильности. Пришел коронавирус и все рухнуло.
Конкуренция только растет
Со стоками работают тысячи других иллюстраторов, большинство из которых начали раньше вас и успели занять какие-то позиции. Также вы будете бороться за внимание покупателей со студиями, которые пачками выдают картинки на продажу. Если вы рисуете хорошо и то, что нужно покупателям, все будет нормально, но обращать на себя внимание на таком плотном рынке все сложнее.
Вы полностью зависите от площадок
У стоков есть свои правила и не все из них очевидны — например, Shutterstock запрещает обнародование заработков иллюстраторами. Также есть неподтвержденные конспирологические теории, что некоторые платформы искусственно понижают частоту выдачи работ некоторых стокеров в поиске, не давая им выйти на солидный заработок (верить этому необязательно). В любом случае, вы всегда зависите от площадок, с которыми работаете.
  • Сейчас Shutterstock поменял систему выплат. Если до июня минимальная выплата была 25 центов и зависела от уровня иллюстратора (суммарного количества продаж за все время на стоке и типа приобретаемой покупателем лицензии), то сейчас минимум — 10 центов, а уровень автора обнулится 1 января. Дальше в зависимости от количества продаж в текущем году ты получаешь процент от продажи. Так как большинство покупателей берет картинки по 22 цента… все стало паршиво. Но остаются маркетплейсы, где ситуация лучше, но и усилий они требуют больше.
Вы можете разлюбить иллюстрацию
Хоть вы и не ограничены ТЗ и пожеланиями заказчика, вам придется следить за трендами в иллюстрации и делать упор на создание работ, которые хорошо продаются. И, возвращаемся к пункту выше, таких картинок будет очень много. Если вы всю жизнь рисовали для удовольствия, вы можете разлюбить свое хобби, когда оно станет для вас обязательным.
  • Чтобы не выгореть, трендовые картинки можно разбавлять своими личными работами. Случайно нарисованные во время разговора по телефону узоры могут сложиться в прекрасный паттерн и продаваться не хуже популярнейших доставщиков в масках.
Где размещать иллюстрации
Начать лучше с больших площадок — Shutterstock (как правило, самый прибыльный сток), iStockphoto, Adobe Stock, Depositphotos. С ними работает много иллюстраторов, но и покупателей на них больше. Если вы займетесь стоковой иллюстрацией всерьез, то на первые заработанные деньги можно приобрести подписку на StockSubmitter — сервис, который загружает картинки сразу на 35 главных стоковых платформ.

Вот еще несколько популярных платформ:
Design Bundles и Creative Market подходят для продажи дизайн-проектов, шрифтов и кистей для Photoshop и Procreate, а также здесь можно выставлять продукты пакетами и устанавливать свою цену.
  • На Creative Market тяжелее всего пробиться, нужен высокий уровень не столько самих работ, сколько их оформления с лицензионными мокапами. Чтобы вас приняли, инспектор должен увидеть 3−5 готовых продуктов в едином стиле. Сюда стоит идти, когда уверен в себе на все 100, потому что попыток мало — часто после второй автора навсегда блокируют.

    На Design Bundles популярны принты для футболок, векторные картинки для вырезания на пленке и шрифты. Попасть на него довольно просто, достаточно предоставить ссылку на подборку работ или портфолио на Shutterstock и написать, почему тебе важно попасть на сток. Можно сказать, что хочешь стать частью прекрасной команды авторов, работать для клиентов по всему миру и развиваться.
Также можно заработать на принтшопах — сервисах, на которых дизайнеры и иллюстраторы загружают свои картинки, а покупатели заказывают предметы с ними. Требования большинства принтшопов совпадают со стоковыми. Вот небольшой список:

Society6
Printio
Redbubble
Vsemayki
Вы освоите пять главных дизайнерских программ, научитесь создавать анимацию и логотипы, подбирать шрифты и работать с композицией.
Визуальное искусство
15 советов для стоковых иллюстраторов
1. Найдите свое соотношение количества и качества
Большинству покупателей не нужны высококачественные и сложные иллюстрации, тем более с такими работами вам будет труднее держать нужный темп. Большое портфолио с хорошими работами быстрее продвинет вас к продажам, чем маленькое, но с суперкачественными. Конечно, есть исключения, но тут нет никаких гарантий, и должны сойтись звезды — и подходящая ниша, и идея, и качество исполнения, и удача.
  • Часто выстреливают самые простые картинки, которые автору могут казаться уродливыми. У меня, например, чаще всего берут скетчи рук в разных ракурсах и акварельные рисунки зубов.
Штампуя одинаковые иллюстрации, вы рискуете быстро выгореть, поэтому вам стоит найти компромисс между качеством и количеством работ. Он у каждого свой и вырабатывается в процессе.
2. Изучите правила и особенности площадок
У стоков есть технические требования к загружаемым картинкам и свои правила (например, то самое, про гонорары на Shutterstock), вам придется их соблюдать.
3. Анализируйте популярные ниши
Общие тренды в иллюстрации и дизайне актуальны и для стоков, поэтому вам так или иначе придется быть в курсе графических тенденций в бизнесе и подстраиваться под них. А еще вы можете пользоваться специальными сервисами — например, если работаете с векторной графикой, то рейтингом портфелей Shutterstock M-rank. Также может помочь сайт «Папа Стокер», который поможет определиться как с темами, так и с ключевыми словами.
4. Ищите свою тему и стиль
Даже непопулярные ниши приносят доход — возможно, вам стоит искать себя в одной из них. Подумайте, что получается у вас лучше всего, какие из ваших работ покупают, и продолжайте работать в этом направлении, даже если эти темы и техники не коррелируют с иллюстраторскими трендами.

Не старайтесь быть универсальным иллюстратором — практикуйте одну или несколько техник и старайтесь, чтобы ваши работы что-то отличало от других. Вы найдете свою фишку со временем, работая и развивая насмотренность, поэтому не забывайте изучать портфолио иллюстраторов с узнаваемыми и качественными работами.
5. Экспериментируйте с атрибутами иллюстраций
Без корректных описаний и подходящих ключевых слов даже лучшие работы пройдут мимо покупателей.
  • Атрибуты прописываются на английском, поэтому важно знать идиомы и разные общепринятые обороты. Теги должны содержать не только описание иллюстрации, техники и стиля, но и возможные сферы применения.
Не ленитесь добавлять работе столько тематических меток, сколько сможете придумать, меняйте их даже при загрузке похожих иллюстраций и анализируйте, какие работают лучше.
6. Если делаете праздничные иллюстрации, начинайте заранее
Самое масштабное событие в году для стокера — это, конечно, Рождество. К нему иллюстраторы готовятся заранее — работы на рождественскую тему появляются в большом количестве уже в августе. Чтобы ваши иллюстрации успели заметить, нужно начать публиковать тематические картинки хотя бы за пару месяцев.
  • Начать рисовать Новый год и Рождество нужно в мае. Грузить — с августа. И так со всеми праздниками.
Многие стокеры рассчитывают на праздничные сезоны, поэтому конкуренция в жанре рождественских иллюстраций выше. Считается, что новичкам не стоит этим заниматься, пока они не соберут увесистое портфолио.
7. Не бросайте работу и другие заказы, пока стоки не начнут приносить доход
Выход на приличный доход может занять месяцы, полгода, год. Поэтому, если у вас нет сбережений, основную работу лучше не бросать. Чтобы выдерживать темп на первых порах, можно подготовить небольшой запас иллюстраций перед регистрацией на стоках — все равно некоторые из них потребуют несколько работ на старте.

Если хочется и оклада, и практики, можно устроиться в стоковую студию. Как «подрастете», начнете работать на себя.
8. Если хотите зарабатывать много, отнеситесь к стокам как к бизнесу
Планируйте, сколько иллюстраций загрузите за месяц и сколько из них в течение каждой недели. Ведите статистику: записывайте то, что лучше продается, сколько заработали. Делайте выводы и оптимизируйте процессы, вкладываясь в то, что приносит прибыль.

Если вы планируете превратить стоки в единственный источник дохода, отнеситесь к иллюстрации как к full-time-работе и посвящайте ей несколько часов каждый день.
9. Участвуйте в иллюстраторских марафонах
В ходе марафонов участники поддерживают друг друга и соревнуются в качестве работ. Как правило, такие челленджи подразумевают какое-то количество выполненных иллюстраций.

Вы сможете добавить в ежедневную иллюстраторскую текучку азарт, а результаты выложить на стоках.
10. Вкладывайте часть заработка в иллюстрацию
Совершенствуйте все, что помогает вам работать: купите новый компьютер, планшет и сканер, приобретайте легальный софт и плагины.
11. Ищите компромисс между тем, что нравится, и тем, что продается
Если вы собираетесь заниматься стоковой иллюстрацией долго, вам жизненно необходимо рисовать то, что нравится. Если это не продается, то тоже ничего не получится. Нужно найти баланс.
12. Не переставайте загружать иллюстрации
Увы, так работают стоки — если вы потеряетесь, то упадете ниже в поисковых выдачах и рекомендациях. Конечно, запаса картинок хватит на какое-то время с сохранением прибыли, но рассчитывать на долгий отпуск без последствий лучше не стоит.
  • Чтобы не попасть в долину смерти снова, лучше планировать выпадения из работы заранее — готовить запас картинок и отправлять их хотя бы раз в неделю.
13. Ищите свои работы «в жизни»
Периодически «скармливайте» свои работы поиску по картинкам Google, чтобы узнать, как покупатели ими воспользовались. Увидев применение ваших иллюстраций в реальных условиях, вы сможете адаптировать их под нужды бизнеса, а значит, улучшить продажи. Кроме того, воплощение кем-то ваших идей на другом конце земного шара может здорово вдохновить.
  • Можно придумать себе хештег, разместить его в описании профиля и попросить покупателей упоминать вас. Некоторые относятся с пониманием и действительно тегают.
Если вы обнаружили, что вашу иллюстрацию украли, сообщите об этом и «вору» (возможно, он просто был не в курсе), и стокам, с которыми работаете (они могут взять разбирательства на себя).
14. Не забывайте про Behance и Dribbble
Как правило, стоки не запрещают публикацию размещенных на них работ на других площадках. Например, на сайтах для портфолио Behance и Dribbble. Главное — не размещайте на них оригиналы для скачивания.

Во-первых, мощное портфолио на Behance и Dribbble — это ваше преимущество при найме в компанию, а во-вторых, через эти сайты на вас могут выйти заказчики, которые заплатят за авторский эксклюзив гораздо больше, чем за картинку на стоках.
15. Заботьтесь о зрении и здоровье спины
Это правило актуально для всех, кто проводит много времени за компьютером. Чтобы поддерживать здоровье спины, купите хороший стул, а расслаблять глаза можно, например, с помощью онлайн-зарядки Blimb.
Что еще почитать
Прочее
FAQ по Shutterstock от «Фотостокера» — ответы на вопросы, которые могут возникнуть при работе с главным стоком.

Сайт о стоках Supermicrostock — большая база справочных материалов для стоковых фотографов и иллюстраторов.

Блог Depositphotos со статьями о дизайне и иллюстрации — о трендах и новостях в дизайне и иллюстрации в мини-издании крупного стока.

Форум Microstock.ru — здесь можно задать вопрос опытным стоковым иллюстратором и обсудить профессиональные темы.
Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ