Искусство принадлежит народу! Советский стиль в проектах современных дизайнеров
В последнее время дизайнеры во всех сферах все чаще стали обращаться к советскому стилю. Только тогда стиль больше диктовался тотальной экономией и отсутствием технических возможностей. А почему сейчас мы возвращаемся к нему? Ностальгия по ушедшему или просто очередная мода в дизайне? Можно долго рассуждать на эту тему, но то, что советский минимализм мы видим в современном дизайне — это факт! Чтобы не быть голословными, решили сделать подборку айдентики в советском стиле, которая была разработана за последнее десятилетие.
Проект: логотип клуба «Солянка» Дизайн: Bubadi(Маша Пугонен) Год: 2007
Клуб «Солянка» появился в 2007 году. Сейчас его уже нет, но легендарный логотип до сих пор остается узнаваемым для тех, кого в свое время объединил клуб. Как рассказывает основатель клуба «Солянка» Роман Бурцев, идея была взята с логотипа холодильника «ЗИЛ». Авторы хотели дать отсылку к советским временам, что у них неплохо получилось. Рассматривали также символику автомобиля «Волга», но остановились на шрифте «ЗИЛа».
На ребрендинг «КАРАТа» ушло около года. Причиной перезапуска явилось отставание от лидеров рынка и то, что сыры «Дружба», «Янтарь» продаются сейчас от разных производителей с практически одинаковой упаковкой, но с худшим качеством продукта. В новой версии «КАРАТ» постарался уйти от советского стиля плавленых сыров — размашистых букв «Дружба», знакомого глобуса, сохранив только узнаваемое цветовое сочетание — для «Дружбы» красно-желтый, для «Волны» сине-желтый, бирюзово-желтый для «Янтаря». Ванночки с сыром дополнены упаковками, с изображением сырков в знакомом нам дизайне. По словам креативного директора Depot WPF Алексея Фадеева, за основу стиля был взят советский супрематизм начала XX века. Новый стиль имеет много общего с ретро, только в современном исполнении.
Видео: Leo Burnett Moscow
Проект: айдентика ко дню рождения ЦДМ Дизайн: Depot WPF Год: 2017
Фирменный стиль и серию кейвижуалов для дня рождения Центрального Детского Магазина разработало брендинговое агентство Depot WPF. По словам Depot WPF, в основе решения — узнаваемый многими и существующий сейчас знак на крыше с аббревиатурой «ДМ». Доработав, они сделали его современным, при этом сохранили узнаваемость. Круг в основании знака, отлично вписался в «60». Слоган «Оторвись!» удачно слился с яркими кейвижуалами. Сюрр в коллажах привлекает внимание, запоминается. И понимаем, что новый стиль ЦДМ быстро станет узнаваемым.
Проект: плакаты в мотокафе «Энтузиаст» Дизайн: Дмитрий Пантюшин Год: 2013−2016
Автор плакатов, он же совладелец мотокафе «Энтузиаст», Дмитрий Пантюшин уже даже выпустил книгу посвященную своей работе над плакатами для «Энтузиаста». За три года он нарисовал 299 плакатов, которые также вошли в книгу. Бодрые плакаты очень лаконичны и просты. Есть в них что-то от советских стенгазет и плакатов Родченко: слоганы, минимализм в рисунках, но в то же время выглядят они очень современно. При создании плаката главной задачей было сделать его максимально быстро.
Проект: логотип и фирменный стиль ВДНХ Дизайн: «Мастерская» Год: 2014
В новом стиле и логотипе прослеживается стилистика 30-х, 60-х и 80-х годов. Об этом говорит и сама «Мастерская»: во время работы над проектом, были изучены архивы ВДНХ, где обнаружилось, что каждый новый стиль оказывался актуальным только для своего времени, что и делало его недолгоиграющим. Исходя из этого, «Мастерская» предложила классический вариант дизайна, который должен быть вне времени, как-будто его создали давно. Для проекта разработали два новых шрифта: «Эмиль» и «Лебедев». Оба на основе шрифтов 1920—1930-х годов. На разработку шрифта «Лебедев» авторов вдохновила обложка книги С. Я. Маршака «Вчера и Сегодня». А шрифт «Эмиль» создан по мотивам журнальной рубленой гарнитуры НИИ Полиграфмаш, в основе которой лежит шрифт «Эрбар».
Проект: логотип для Крыма и система визуальной идентификации Дизайн: студия Артемия Лебедева Год: 2015
Логотип заключил в себе природные мотивы и советский леттеринг. Авторы отмечают, что логотип не имеет определенной расцветки и может окрашиваться в любые оттенки. Предпочтение отдается ярким градиентам на темном или смешанном фонах. Дизайнеры разработали несколько тем — «море», «пейзаж», «камуфляж», «песок», «природа», «пляж», «кофе с молоком», «абстракция» и «волны». Детали в эмблеме отражают историю и географию полуострова, а конструкция букв позволяет использовать знак в качестве трафарета. Проект был выставлен на общих основаниях на конкурс идей на создание туристического бренда Крыма. Но его обошел другой проект.
Проект: оформление московских городских библиотек Дизайн:Saatchi & Saatchi Год: 2014
Минимализм и неоновые вывески — новый разработанный дизайн для московских библиотек от Saatchi & Saatchi. В основе стиля — образ закладки в черно-белых тонах, элемент, который непосредственно относится к книге. Как отмечает руководитель творческой группы Saatchi & Saatchi Сергей Сидоров, выбор нейтрального черно-белого тона определяется тем, что сама книжная страница — это черный орнамент на белом фоне. Кроме того, черно-белая символика позволяет оставлять поле для творчества. Например, библиотеки для детей могут добавить узоры или раскрасить интерьер.
Проект: фирменный стиль Центрального парка им. Горького Дизайн: студия Артемия Лебедева Год: 2012
Парк получил довольно консервативный стиль, построенный на строгой и красивой типографике. Разбавляют его небольшие милые символы, скрытые в буквах и связанные с их значением. Для каждого слова или фразы придумано свое символическое обозначение. В качестве фирменного шрифта Парка Горького выбран «Директ», к девяти существующим начертаниям которого добавилось еще одно — в нем собраны все знаки с символами.
Проект: фирменный стиль для Политехнического музея России Дизайн: дизайнеры Анна Кулачек и Ирина Иванова Год: 2013
На создание фирменного стиля был объявлен конкурс, который выиграл проект команды Анна Кулачек — Ирина Иванова. Как утверждают члены жюри, при отборе работ был важен не столько дизайн, сколько его коммуникативная способность. Учитывая целевую аудиторию проекта (от 6 до 60 лет), он не должен быть модным. По словам Дмитрия Ликина, главного художника Первого канала и основателя архитектурного бюро Wowhaus, проект ясно коммуницирует «политехничность». В буквальном смысле слова. И множественность, и техницизм проявлены максимально.
Новый логотип «Эконики» стал легче и женственнее. Надпись, исполненная в рукописном стиле, дает отсылку на 60-е. Только западные исполнители не учли особенности кириллической типографики. В итоге логотип читается неоднозначно. Соседство «э» и «к», нечеткая «н» наталкивают на неприличное слово)
Подготовила Наталья Швензель Share визуальных материалов с благодарностью у: depotwpf / instagram / sostav / artlebedev / issuu