});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 2 Августа

«Мне всегда хотелось сделать фирменный стиль по всем канонам жанра, как завещали дизайн-отцы…»

Наш выпускник Павел Скоринов решил подойти к дипломной работе максимально ответственно и создать фирменный стиль для интерьерного дизайнера по всем канонам жанра. Он рассказал, как развивать насмотренность, «думать карандашом» и грамотно выстраивать рабочий процесс.
Тема моего дипломного проекта — «Айдентика для интерьерного дизайнера Юлии Шугаевой». Как ни странно, в мире интерьерных дизайнеров крайне мало примеров хороших систем идентификации. Как правило, все ограничивается логотипом, сделанным на правой коленке левой рукой ночью при тусклом свете лучины в хижине на краю мира. По этой причине я и выбрал эту тематику, надеясь хоть немного изменить текущую ситуацию.
  • Мне всегда хотелось сделать фирменный стиль по всем канонам жанра, как завещали дизайн-отцы — с грамотным брифом, маркетинговым исследованием, крепкой концепцией. Так устроен мой характер, что мне очень сложно проводить подготовительные, изыскательные работы, всякий там маркетинг. Я хочу сразу со стилусом в одной руке и литром кофе в другой ринуться неистово рисовать варианты. Мне кажется, «думать карандашом» эффективнее всего. Но в этой работе все-таки удалось побороть самого себя и поэтапно следовать алгоритму.
Как и положено, я начал с брифа. На этом этапе важно не облажаться и не позволить заполнить бриф заказчику лишь для соблюдения формальности. Мне с заказчицей повезло, мы оба понимали — чем качественнее заполнен бриф, тем меньше неизвестных остается в проекте. Из брифа я узнал, какой образ желает сформировать заказчица, какие референсы ей нравятся, что представляет собой рынок и какие есть основные конкуренты. Бриф дает представление о направлении вектора развития, но все же остается много неопределенностей. Закрыть их поможет маркетинговое исследование. Это был неожиданно для меня один из самых интересных этапов. 72 человека из числа подписчиков заказчицы ответили на 13 вопросов. Вопросы были разделены на два блока — первый блок включал в себя демографические и социально-экономические вопросы, второй блок — вопросы про мотивацию и поведение целевой аудитории. Как раз во втором блоке вопросов на меня снизошли сразу два важнейших инсайта, на которых в дальнейшем будет стоять вся концепция. Первый инсайт появился, когда респонденты ответили на вопрос о том, что им важнее всего при сотрудничестве с дизайнером: визуальный образ, полная спецификация, продуманная эргономика, точность чертежей или помощь во время стройки.

53,5% опрашиваемых, то есть абсолютное большинство, выбрали визуальный образ — это означает, что люди ищут дизайнера в основном для помощи в создании яркой формы, их в меньшей степени заботит содержание. Второй инсайт связан с вопросом «Что ты не простишь дизайнеру?» В итоге 35,2% выбрали вариант «Навязанные решения» — людям важно, чтобы дизайнер слышал их и не продавливал свои решения и видение. Здесь явно начинает проступать конфликт, почти как в литературном произведении. С одной стороны клиент, который хочет получить безупречный стиль, однако он хочет сам участвовать в процессе разработки стиля, подбора элементов дизайна, не обладая при этом необходимыми компетенциями. С другой стороны дизайнер со своим профессиональным подходом, опытом и знаниями, и он очень не хочет, чтобы клиент «лез» в проект, ибо тот может его бесповоротно обезобразить. Если клиент продавит свои правки, то в итоге может получиться проект, за который будет стыдно. А неутешному в своем горе дизайнеру будет нечего положить в портфолио. Если же дизайнер кремень и у него получится отстоять свои видение и решения, то можем получить неудовлетворенного клиента, который живет в стилистически идеальной квартире, но без частички его собственного я. Вот так я докопался до многовековой боли дизайнера и клиента, боли, которая породила столько мемов и шуток. Как же быть, что делать? Компромисс — вот ответ. Дизайнеру важно уметь находить равновесие. Балансировать между мнением заказчика и своим профессиональным видением. Нужно уметь мягко и аргументированно отказывать. Нужно уметь отстаивать свои решения, но вместе с этим не портить отношения с заказчиком.
  • Дизайнер должен умело лавировать и находить баланс между порой бессмысленными хотелками заказчика и своими решениями. Он должен иногда легко согласиться поменять что-то несущественное в проекте, чтобы отстоять что-то действительно важное. И, конечно, быть великим коммуникатором и психологом.
Вот оно! Концепция! Будем позиционировать Юлю как суперчуткого дизайнера, который везде находит равновесие. Равновесие в композиции, равновесие в отношениях клиент-исполнитель, равновесие в эклектике.

Теперь важно перевести концепцию равновесия на визуальный язык. Я решил воспользоваться проверенным способом — подобрать метафору. В изобразительных искусствах есть понятие композиционного равновесия, когда все элементы сбалансированы между собой. Вот эту метафору я и решил использовать. Существует множество приемов достижения композиционного равновесия, я выбрал из них два наиболее наглядных — симметрию и контраст.

А дальше начался более привычный для меня этап: подбор референсов, эскизирование, прототипирование, подбор шрифтов, цветовых палитр и создание визуализаций.

В этом проекте я отсмотрел много работ интерьерных дизайнеров в стиле неоклассики и мид-сенчури, пытаясь выделить из них какой-то уникальный узнаваемый образ. В итоге мне помогли референсы с орнаментами разных эпох. Я взял архетипичный образ королевской лилии — геральдический символ династии французских королей, одна из самых популярных фигур, наряду с крестом, орлом и львом. Примечателен тот факт, что я сначала нарисовал эту лилию, а лишь потом нашел про нее материал, прочитал и узнал название. Сработала визуальная память или насмотренность. Этот навык очень важен для дизайнера, его надо прокачивать постоянно.
  • А вообще для собственных проектов я стараюсь искать образы в смежных дисциплинах — в кино, музыке, литературе. В них есть неисчерпаемый запас первоклассных метафор, аллегорий и символов.

    Особых откровений не было, диплом — это скорее систематизация и повторение накопленных знаний. Кстати, это работает. Разрозненные знания, полученные в разных семестрах, знания из книг и всяческих интенсивов, опыт в работе графическим дизайнером — все это структурируется и складывается в мозгах ровными стопками.

Это мое второе образование, поэтому на предзащите я не нервничал. Про свой проект я могу рассказывать часами и даже успеть поведать о нем случайному человеку за время поездки в лифте. Главным для меня было успеть уложиться в тайминг, отведенный на предзащиту. Я трижды отрепетировал, с третьего раза влез в пять минут, и на этом все. Для защиты я готовился чуть обстоятельнее, даже записывал себя на диктофон, чтобы отследить слова-паразиты, хронометраж, и вообще было интересно :)

Я уже 2,5 года работаю графическим дизайнером. Из них год я проработал в «Зарплата.ру» — это сайт по поиску вакансий и сотрудников, затем я перешел в другую структуру холдинга HEARST SHKULEV и с тех пор уже 1,5 года работаю в «Сети городских порталов» — это крупнейшая в России сеть новостных сайтов.

Отдельно стоит поблагодарить моего дипломного руководителя Яшу Файбисовича,
он четкий и последовательный. Очень помог ценными советами и подсказками. Например, порекомендовал по итогу маркетингового исследования целевой аудитории составить портреты представителей той самой аудитории, сам бы я не догадался, а это реально полезная штука. Я придумал Олега и Ольгу, и все последующие дизайн-решения прогонял через парадигму их восприятия. И вообще, профессиональный критический и свежий взгляд со стороны очень отрезвляет, потому что глаз замыливается и в какой-то момент сам ты уже можешь не замечать явных проблем.
Что насчет профессиональных планов? Буду «затачивать пилу» и дальше, постоянно учиться и совершенствоваться. По-другому в нашей профессии нельзя, иначе рискуешь превратиться в человека, который начинает использовать тренды на последней стадии их существования. В планах выиграть какой-нибудь престижный конкурс и обязательно освоить Cinema 4D.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ