Как и положено, я начал с брифа. На этом этапе важно не облажаться и не позволить заполнить бриф заказчику лишь для соблюдения формальности. Мне с заказчицей повезло, мы оба понимали — чем качественнее заполнен бриф, тем меньше неизвестных остается в проекте. Из брифа я узнал, какой образ желает сформировать заказчица, какие референсы ей нравятся, что представляет собой рынок и какие есть основные конкуренты. Бриф дает представление о направлении вектора развития, но все же остается много неопределенностей. Закрыть их поможет маркетинговое исследование. Это был неожиданно для меня один из самых интересных этапов. 72 человека из числа подписчиков заказчицы ответили на 13 вопросов. Вопросы были разделены на два блока — первый блок включал в себя демографические и социально-экономические вопросы, второй блок — вопросы про мотивацию и поведение целевой аудитории. Как раз во втором блоке вопросов на меня снизошли сразу два важнейших инсайта, на которых в дальнейшем будет стоять вся концепция. Первый инсайт появился, когда респонденты ответили на вопрос о том, что им важнее всего при сотрудничестве с дизайнером: визуальный образ, полная спецификация, продуманная эргономика, точность чертежей или помощь во время стройки.
53,5% опрашиваемых, то есть абсолютное большинство, выбрали визуальный образ — это означает, что люди ищут дизайнера в основном для помощи в создании яркой формы, их в меньшей степени заботит содержание. Второй инсайт связан с вопросом «Что ты не простишь дизайнеру?» В итоге 35,2% выбрали вариант «Навязанные решения» — людям важно, чтобы дизайнер слышал их и не продавливал свои решения и видение. Здесь явно начинает проступать конфликт, почти как в литературном произведении. С одной стороны клиент, который хочет получить безупречный стиль, однако он хочет сам участвовать в процессе разработки стиля, подбора элементов дизайна, не обладая при этом необходимыми компетенциями. С другой стороны дизайнер со своим профессиональным подходом, опытом и знаниями, и он очень не хочет, чтобы клиент «лез» в проект, ибо тот может его бесповоротно обезобразить. Если клиент продавит свои правки, то в итоге может получиться проект, за который будет стыдно. А неутешному в своем горе дизайнеру будет нечего положить в портфолио. Если же дизайнер кремень и у него получится отстоять свои видение и решения, то можем получить неудовлетворенного клиента, который живет в стилистически идеальной квартире, но без частички его собственного я. Вот так я докопался до многовековой боли дизайнера и клиента, боли, которая породила столько мемов и шуток. Как же быть, что делать? Компромисс — вот ответ. Дизайнеру важно уметь находить равновесие. Балансировать между мнением заказчика и своим профессиональным видением. Нужно уметь мягко и аргументированно отказывать. Нужно уметь отстаивать свои решения, но вместе с этим не портить отношения с заказчиком.