Самое сложное, и, наверное, самое знакомое многим заочникам — это совмещение материнских обязанностей, работы и диплома. Учиться было просто, так как многие процессы я могла вести параллельно, например, смотреть лекцию и кормить ребенка, но диплом требовал погружения, а кое-где даже физического присутствия. Когда за пару дней до предзащиты нам сообщили дату и время, я поняла, что за это время, находясь в сельской местности, я никак не смогу организовать себе няню и, возможно, рассказывать об особенностях оформления IT-конференций в России уважаемой комиссии я буду с трехлетней девочкой на голове. В тот раз мне повезло, и дочь удалось уложить спать буквально за четыре минуты до начала моего выступления.
Сложно было выступать не видя перед собой живой аудитории и не имея возможности расслабленно пройтись по залу, как, например, на защите проектов перед советом директоров компании, где можно показать на график, свободно двигаться и вступать в диалог. Статичное сидение на стуле перед экраном усиливало зажим от волнения, и на защите я, как мне казалось, сильно тараторила и забывала дышать. Хотя до этого имела многократный опыт презентации своих проектов, так как сначала несколько лет работала дизайнером в офисе и преподавала рисунок, а после ухода на фриланс необходимость защищать свой дизайн никуда не делась, просто из переговорки перекочевала в кафе.
Интересно, что по первому образованию я артист, то есть публичные выступления — это моя специальность. Что совершенно не помогло мне побороть волнение перед предзащитой и защитой: сердце колотилось, руки потели, все как у любого обыкновенного студента. И за эти чувства я тоже благодарна, они помогли сделать процесс защиты диплома более ярким и запоминающимся.