});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 2 Августа

Любимое хобби + диджитал-дизайн = крутой дипломный проект!

Как привычное хобби может вдохновить на создание полноценного дипломного проекта? Наша выпускница Антонина Весна рассказала о любви к собакам и диджитал-дизайну.
Тема моего проекта — «Разработка сайта курсов по дрессировке собак в онлайн-формате». Моим заказчиком стала Мария Фандеева, создательница и основной тренер в школе дрессировки «ФанДогс». С Марией я познакомилась сначала в качестве клиента. Мы с моей собакой занимались у Марии как очно, так и на онлайн-курсе. Сама идея заниматься дрессировкой через интернет на первый взгляд кажется абсурдной, но все становится понятно, когда узнаешь о методике работы в «ФанДогс». Дело в том, что Мария не работает напрямую с чужой собакой, не отдает ей команд, не хвалит, не кормит лакомством. Все команды и похвалы исходят только от хозяина собаки, а тренер, в свою очередь, общается и дает инструкции хозяину. Такой подход является очень правильным, в результате собака учится слушать и слушаться именно хозяина, а не тренера. Онлайн-курс дает возможность хозяину и тренеру общаться удаленно. Я на своем опыте почувствовала эффективность таких удаленных тренировок. А когда Мария пришла к выводу, что проводить дистанционные занятия через группу ВКонтакте не совсем удобно, я предложила ей свои услуги как дизайнера для улучшения рабочего процесса.
  • Моя основная работа связана с разработкой интерфейсов — это очень интересно, но набор задач довольно специфический. Здесь нужно скорее структурно мыслить и решать инженерные проблемы, чем заниматься чистым творчеством. Для дипломного проекта мне хотелось сделать что-то более свободное и легкое, применив также навыки графического дизайна, поэтому я выбрала именно эту тему.
Работа заняла три с половиной месяца, причем нагрузка была распределена неравномерно. В самом начале был довольно расслабленный этап, когда я подбирала референсы и составляла техническое задание, а неделя накануне предзащиты была настолько напряженной, что я даже не очень отчетливо помню этот период, работать приходилось по 16 часов в день.

Этапы работы, которые касались проектирования и составления логических схем, были для меня привычными и не представляли больших сложностей. А вот графическая часть проекта стала вызовом. В оформлении я не думала ограничиваться только фотографиями собак (хотя они и очень милые), хотелось придумать какое-то интересное графическое решение, набор приемов, которые бы объединяли и связывали весь проект. К тому же, передо мной встала дополнительная задача — обновить логотип школы и сделать его уникальным. Заказчик предоставил мне полную свободу действий, были высказаны только общие пожелания относительно цветовой гаммы и общего настроения сайта. Такой подход с одной стороны упрощает работу дизайнера, а с другой — необходимо самостоятельно найти какую-то опорную точку. После многих неудачных проб был найден набор приемов и правил, которые определили визуальный стиль всего проекта.
Григорий Липчану, мой дипломный руководитель, играл в проекте роль внимательного и чуткого арт-директора. Он не навязывал мне свое мнение в моментах, когда я была уверена в том, что делаю, но мягко указывал на недостатки и подсказывал пути улучшения. В случае если у меня возникали сложности, он подключался к обсуждению и вместе со мной искал возможные выходы из тупика. Также он взял на себя финальную проверку всей работы, и его свежий незамыленный взгляд очень помог. Помимо работы непосредственно над проектом, Григорий поддерживал меня морально, рассказывал о своем опыте обучения и защиты, это помогало мне перейти от состояния паники к спокойной работе.

Основные этапы, мне кажется, у всех проектов похожи:
исследование, проектирование, прототипирование, дизайн. У меня этап дизайна был разделен на две стадии — это поиск визуального решения и проработка всех страниц проекта. Стадия исследований была чуть проще, чем обычно, потому что я понимала процесс изнутри со стороны ученика, и было важно подробно выяснить потребности и проблемы, с которыми сталкивается тренер. Также мы с Марией постарались четко сформулировать дух, суть и миссию школы, обычно это то, что всем понятно, но никто не может коротко объяснить. Эти, казалось бы, абстрактные ценности потом очень помогли на этапе поиска графического решения. При проектировании я постаралась полностью учесть потребности пользователей и описать их в виде подробных сценариев. Поиск визуального стиля был самым сложным и одновременно самым интересным этапом работы. В получившемся графическом решении нет случайных элементов, для каждого из них есть объяснение, почему он должен быть именно таким. В дальнейшей работе каждый следующий шаг определялся предыдущим. Сценарии пользователей определили структуру проекта, список необходимых экранов, размещение информации на каждом из них. Правила построения обновленного логотипа также использовались для создания иллюстраций и иконок. Базовые элементы интерфейса были построены в соответствии с графическими элементами оформления, из них складывались более сложные компоненты. Финальная проработка всех страниц была не самым сложным, но, пожалуй, самым тяжелым этапом работы. На этой стадии уже практически нет свободы в том, как делать что-либо, все определено ранее, и нужно просто предельно аккуратно отрисовать все шаги путешествия пользователя по сайту.
Обычно я ищу референсы и вдохновение, просматривая работы других дизайн-студий. Я заглядываю в галереи лучших работ на Behance, регулярно смотрю сайты, представленные на Awwwards.com, ищу примеры на Pinterest и Dribbble, ежедневно получаю дайджест свежих статей и примеров работ с помощью Blogloving и Muzli.

В дипломном проекте меня также вдохновляли сопричастность и эмпатия. Моя собака — это огромный источник радости для меня, и я хорошо понимаю проблемы, с которыми сталкивается неопытный владелец собаки, особенно крупной, в условиях города. Работая над дипломным проектом, я понимала, какую реальную пользу смогу принести людям с таким же хобби, как у меня, как этот проект сможет помочь людям.
  • Вдохновение — важная часть работы дизайнера, но профессионализм заключается и в том, чтобы работать в любых условиях, а не только тогда, когда прилетела муза.
Для этого я обычно разбиваю рабочий процесс на маленькие шаги, каждый из которых понятен и конкретен. Даже если нет полета мысли, можно просто сесть и сделать еще один маленький шаг. А потом еще и еще один — и так прийти к результату. Я всегда веду такие списки на бумаге, мне кажется, что само выписывание этапов в блокнот настраивает на работу. Такие записи, к тому же, позволяют не концентрироваться на объемности задачи (и не впадать от этого в панику), можно не держать в голове большое количество целей, а сконцентрироваться на чем-то одном.

Предзащита далась мне непросто. Не хотелось показывать недоработанный проект, поэтому я стремилась сделать большую часть проекта к этой дате. У меня нет опыта выступлений перед публикой, и это тоже заставляло меня нервничать. Вначале казалось, что рассказать о своем проекте очень просто, ведь я его знаю от и до, но на самом деле уложиться в ограниченное время не так легко. Свою речь я учила практически наизусть, чтобы не тратить время на подбор слов. В результате я с почти готовым проектом, презентацией и выученной речью пришла на предзащиту на день раньше. Заработалась. Хорошо, что все это происходило онлайн.

Я довольно давно работаю дизайнером, успела попробовать себя в разных областях. С 2012 года работаю в компании JetBrains, концентрируюсь на проектировании взаимодействия и веб-интерфейсах. Два года назад перешла в команду разработки нового продукта и сейчас полностью сфокусировалась на продуктовом дизайне. Планирую продолжать развиваться в области UI/UX-дизайна и одновременно хочу какую-то часть своего времени потратить на обучение рисунку и иллюстрации.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ