});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 6 сентября 2017

Интервью с Юлией Мокроусовой

Визуальные коммуникации (ВК — Прим. ред.) — главный инструмент для маркетологов, рекламщиков, и дизайнеров. Правда, для последних это уже не инструмент, а скорее язык, на котором нужно свободно говорить. О секрете эффективного послания, структуре ВК и о необходимых навыках для дизайнера сегодня, рассказывает Юлия Мокроусова.
Креативный директор MAL1EN и преподаватель курсов «Бриф», «Дизайн и право», «Визуальные коммуникации», «Портфолио» и «Маркетинг» на Факультете дизайна
— Что поменялось в дизайне, в создании ВК за последние 10−20 лет?
— Настал цифровой век, и компьютер оказался главнее руки. В 96-м, кажется, году появился Corel Draw, и перестало быть важно, умеешь ли ты рисовать. Главнее оказалось то, насколько ты владеешь техникой. Например, я сама пришла в институт и начала говорить: вот, у меня, кстати, красный диплом художественной школы, у меня персональная выставка, я умею как Шишкин рисовать маслом, а могу в разных стилях рисовать, как Малевич, как Матисс могу. На что мне сказали, что это вообще нездорово, забудь, если ты не знаешь комп, ты лох. И вот у меня ушло пару лет на то, чтобы компом научиться пользоваться. А затем стало иначе. Теперь снова на цифровой рынок выходит человечность. Теперь я снова достала свои маркеры, акварель. И наоборот это стало настолько понтово. Это ручной леттеринг и не только. И если ты не используешь ручную графику, то это как-то странно. И я теперь могу сказать снова: а вы знаете, у меня диплом, я могу то и это, прямо руками! То есть, если сравнивать, сейчас такой микс: самое крутое, востребованное — это владеть цифровой технологией, но и уметь ее оживлять, делать человечной, для человека. Что это делал человек, а не бот. Поэтому же до сих пор ценится искусство: это энергия человека и то, что вызывает эмоции.
— Как за последнее время поменялось восприятие человеком визуальных посланий? Как поменялись ожидания аудитории от ВК?
— Настало время «эффекта инстаграма». Когда люди перестают читать тексты, потому что нужно напрягаться. Раньше мы читали книги, потом статьи, короткие заметки, а теперь, если попался пост в инстаграме длинный, мы и его до конца не читаем. Точнее, решение, читать или нет, будет зависеть от картинки. Поэтому ВК — упаковка, оболочка — становится определяющей при любом условии, становится важнее, чем содержание, контент. Раньше маркетологи писали тексты на 10 листов. Теперь решение, уделить внимание или нет, будет зависеть от крутого заголовка или яркой заглавной картинки. То же самое относится и к витринам: зайдешь в магазин — не зайдешь. Далее, возьмешь буклет, каталог или не возьмешь. Еще мы все занятые, спешим, поэтому решение принимаем мгновенно. С этим и надо работать.
— Чтобы работать с ВК, какой информацией и какими навыками нужно обладать?
— Чтобы делать коммуникацию, к сожалению, недостаточно только владеть инструментами: редакторами, основами типографики, цвета, композиции и т.п. Дизайнер — не наемный Photoshop. Это именно мастер ВК. Нужно всегда понимать, к кому вы обращаетесь, целевую аудиторию. Дальше еще интереснее: хорошо бы знать, как донести информацию, т. е. знать, как у человека, который увидит результат вашей работы, глаз, мозг работает.
«Навык визуальных коммуникаций — это навык системного мышления»
Он помогает встроиться в системное знание, в культуру, чтобы применять эти знания для эффективного сообщения для разных аудиторий и на разных носителях.
— Потребитель зачастую принимает решение импульсивно, поэтому яркий эмоциональный посыл — сочное фото, дерзкий лозунг, удачное время показа рекламы и т.п. — может сыграть решающую роль при покупке. А как с помощью ВК эффективно обращаться к бизнесу, чтобы получить результат? Ведь в бизнесе решения не принимаются спонтанно.
— При помощи логического типа аргументации. Это визуализация цифр, фактов, динамики роста в графиках, диаграммах, наглядных схемах. Инфорграфика, иконографика, визуализация данных. То, что убедительно доказывает выгодное сотрудничество.

Для разных бизнесов убедительными для аудитории аргументами будут разные вещи. Если мы говорим о тренде на продукты осознанного потребления, экологическую переработку, безвредную утилизацию и т.п., в нашем распоряжении значки «эко», «вторичная переработка», «не тестировалось на животных» и т.п.
Другой пример, банки, застройщики, риелторы с помощью привлекательных фото, живописуют и продают стиль жизни, комфорт, качество жизни.
«Но везде коммуникация строится на понятии доверия»
Ведь как бывает: логотип компании занимает маленькую часть, краешек страницы. Еще у нее есть бланк и визитка, в лучшем случае, — все, из чего можно составить впечатление о компании. А задача компании, к примеру, продать тысячу трансформаторов. Что нужно сделать? Нужно сделать доверительную историю, вызвать доверие. У музыканта для создания музыки есть 7 нот. А у мастера ВК есть 7 цветов радуги, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, трапеция, законы композиции, 33 буквы кириллицы. т.е. мастеру ВК повезло гораздо больше для создания образов.
— Давай поговорим про ВК для малого или среднего бизнеса. Если для крупных компаний с отделом маркетинга все понятно, то вот возьмем бизнесмена, который заказывает дизайн, берет в штат дизайнера или нанимает фрилансера. Я сейчас не говорю о тех бойких стартапах и компаниях, которые ориентируются на продвинутую аудиторию. А о товарах и услугах, которые нас ежедневно окружают, стоит только на улицу выйти. Что тут можно сказать про особенности работы?
— У дизайнера вообще, а у дизайнера-фрилансера в особенности, если он один берется за проект, есть определенная ответственность. Арт-директора на таком проекте у дизайнера не будет, маркетолога, копирайтера нет, аккаунт-менеджера — тоже, брифа, скорее всего, хорошего нет. И на дизайнера сваливаются все эти функции. И если у дизайнера нет понимания маркетинговой задачи дизайна, нет навыка создания и реализации концепции, ему, конечно, придется туго. Что тут может помочь? Проясняющие задачу вопросы заказчику. Какой продукт? Какая задача? Что будем рисовать? Какое у вас УТП (уникальное торговое предложение — Прим. ред.)? 1000 вопросов задашь, на десять получишь ответ, уже хорошо, можно работать. Дизайнер тут должен быть больше, чем дизайнер. А если дизайнер хочет стать больше, чем верстальщик, стать большим специалистом, придется учиться всему самому.
Случается, что дизайнер подписывается не под теми целями, которых достигает дизайн, и сильно обламывается
— Как создается ВК?
— Первый этап целеполагание. На каждый вопрос — сделайте мне новую визитку, нужна новая упаковка, новый фирменный стиль, сделайте новый сайт, рекламную кампанию и т.п. — мы задаем встречный вопрос: зачем? И отвечая на этот вопрос, мы увидим много интересных вещей. Например, стандартный запрос увеличить продажи. Постойте, но за счет изменения фирменного стиля вы сразу же не увеличите продажи. Вы можете максимум повысить вашу узнаваемость. На этом месте хорошо бы договориться, что вы конкретно делаете для заказчика.
«Случается, что дизайнер подписывается не под теми целями, которых достигает дизайн, и сильно обламывается»
Сделать логотип более актуальным аудитории или времени — уже ближе к адекватной задаче дизайнера.

Второй этап кто наша аудитория. Тут главное не мерить по себе.
Я люблю классику, говорит заказчик. Классика это что? Красный, синий, белый цвета классические. А кто-то скажет, это же триколор, флаг, государственность, совсем другой смысл. Если мы не представляем, для кого мы это собрались делать, кто это будет считывать, то можно и компьютер не включать.

Третий этап формирование структуры сообщения. У баннера — одна структура, у упаковки другая. У визитки и бланка своя структура. Структура есть всегда. Когда эти элементы сложились, переходим к следующему этапу.

Контент-маркетинг. Чем мы будем наполнять сообщение. Например, тут нужна классная фотка, чтобы у сока «Я» текла большая капля прямо в рот. Тут поставим логотип, тут будет яркий текст и т.д. На этом этапе ведется работа, чтобы элементы были запоминаемыми, уникальными и узнаваемыми.

И только пятым шагом является собственно дизайн, проектирование. Будем ли мы делать это в стиле русского лубка, или это будет эко, или по линеечке в швейцарском стиле или как-то еще. Тут дизайнер уже ищет концепцию: будет ли это фото капли, или это будет шикарная 3d-капля. Оценивает возможности, инструменты реализации, насколько идея исполнима. На последнем этапе, кстати, многие дизайнеры обламываются — оказывается, это «не творческая» профессия. Я хотела совсем другое нарисовать, а нужно концепцию выполнять.
— Так дизайнер оказывается наедине с этим процессом, совсем один?
— Да, именно поэтому тут важно знать не только про графические инструменты, визуальные, стилистические «ходы», а понимать, какую проблему нужно решить с помощью дизайна, прорабатывать аудиторию, знать аргументацию для нее. Чем мы на курсе ВК и занимаемся.
— Насколько можно пренебречь правилами в технике: композиции, типографике и др., если стоит задача — донести яркий посыл через ВК? Музыкант может пожертвовать падежом ради эмоциональной энергии в песне. А дизайнер так может?
— Есть критерий читабельности. Дизайнеры вообще эстеты, любят намельчить мелким стильным серым шрифтом по сеточке. А нужно делать с учетом того, что информацию нужно суметь быстро считать. Например, ситуация: водитель проезжает мимо билборда. Конечно, там цена будет несоизмеримо больше, чем продукт, холодильник. Поэтому да, для решения определенных задач можно и нужно пренебрегать правилами.
— Каким визуальным решениям аудитория уделяет более пристальное внимание?
— Ярким. Удивляющим. Эмоциональным. Целостным. Логичным. Эстетичным изображениям. Есть много слов, но вместо тысячи слов одно изображение меняет мир!
— Как сделать узнаваемый кейвижуал (ключевой рекламный образ для налаживания коммуникации с потребителем — Прим. ред.)?
— Делать. Переделывать. Смотреть. Тестировать. Проявлять смелость.
—  Дай безотказный рецепт, как эффективнее всего соблазнить аудиторию?
— Рецепт № 1: зверская запоминаемость. Вот что нужно ключевой аудитории. Рецепт № 2: мозг «читает» логику, душа «читает» образы. Задача дизайнера запустить в работу и то, и другое!

Беседовала Татьяна Павлова
А вот, как студенты понимают курс «Визуальные коммуникации»
  • В зависимости от того, какое у человека мышление, таким будет и продукт, деятельность и результат. К слову сказать, я веган, и тема фастфуда для меня чужда. Но всегда можно изменить что-то к лучшему, даже то, что отталкивает тебя. Нужно быть терпимее к тем, кто живет не по твоим правилам, нужно найти правильный подход и тогда люди пойдут за тобой. Это почва для новых мыслей, идей и свершений
    Эмилия Вахрушева
    Студентка первого курса
  • Я стала внимательнее и со знанием дела относиться к этикеткам и упаковкам, пытаюсь понять для себя какой продукт (дизайн) и на какого покупателя рассчитан. Когда сталкиваюсь по работе с людьми, которые выпускают свой продукт, интересуюсь почему именно это они сделали в дизайне своей этикетки
    Елена Гарматина
    Студентка первого курса
  • Очень важно развивать свою насмотренность, а также уметь анализировать и принимать на себя роль заказчика и потребителя. Чтобы сотворить по настоящему работающий дизайн, необходимо знать несколько инструментов и использовать их по случаю. Очень важно не терять интерес и познавать, быть исследователем, читать литературу. Не стоит забывать и про конкурентоспособность и наделять свой дизайн привлекательностью, уникальностью и сильными ассоциациями. Позиционирование, УТП и эмоциональная составляющая бренда это мощнейшее оружие для его создания. Умение все структурировать упрощает работу и дает возможность действовать поэтапно для достижения поставленной цели
    Диана Хмилевская
    Выпускница лета 2018
  • Для дизайнера важно знать, понимать и уметь оперировать основами рекламы и психологии потребителя. На первый взгляд, очевидный момент, пока не начинаешь самостоятельно продумывать абсолютно всё в рекламном обращении. Дизайн — это не только знание композиции, перспективы, основы цвета. Дизайн — это еще и понимание того, как именно до мельчайшей детали должна восприниматься красиво поданная информация. И эстетическая составляющая — совсем не единственный фактор успеха, порой даже не главный. Раньше я сталкивалась с другими сторонами рекламных процессов, и обычно портрет аудитории уже был заранее подготовлен. Теперь я смогу не только принимать участие в этом бизнес-процессе, но и более критично относиться к результатам работы по составлению этого портрета. Ведь если он был составлен не правильно, то вся рекламная кампания будет малоэффективной
    Елена Юрданова
    Студентка третьего курса
  • Дизайн это не про рисовать, а про много думать, планировать, анализировать, сопоставлять, подглядывать, решать задачи, кодировать, рассказывать истории. Для этого, нужно сначала узнать, кому мы рассказываем эту историю, как эти люди воспримут конкретно такую историю, может им будет интереснее услышать другую, которая к ним ближе и понятнее. Дизайн — это умение говорить на понятном языке
    Студентка четвертого курса
  • Никогда не задумывался до этого над тем, что вся доносимая информация в коммуникации должна быть максимально простой, предельно понятной и действовать на большой дистанции. Неправильное сообщение, с ошибкой или с неточностью, может полностью сломать представление о товаре и оттолкнуть или не привлечь необходимую ЦА
    Антон Николаев
    Студент первого курса
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ