});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 27 марта

«Часто художник сомневается в себе и не уверен в том, что его работа — это вообще работа»

Маша Шишова, лидер направления «Иллюстрация» на Факультете дизайна, рассказала об опыте работы иллюстратором на премии «Муз-ТВ», сделках с совестью и профессиональном самоуважении.
— Ты работала иллюстратором на премии «Муз-ТВ», как вообще удалось туда попасть?
— Начнем с того, что до недавнего времени три года я работала в студии Raketamedia, которая занимается моушен-дизайном. В основном мы делали оформление для концертов, задние экраны. Нашими клиентами были всякие звезды эстрады, если честно, лично мне не очень симпатичные и интересные. Но надо признаться, иногда появлялись крутые заказы. В том числе работа с премией «Муз-ТВ», правда это было два года назад. Режиссером проекта стал Василий Бархатов, что довольно здорово.
MUZ-TV 2017 music show
— А в чем заключалась твоя часть работы над этим проектом?
— Я выступала в качестве художника, то есть работала в команде с арт-директором Сашей Яичниковым и была одним из двух художников. Поскольку мы уже давно работали в таком составе, конечно, уровень доверия ко мне был довольно высокий. И поэтому задачи звучали примерно так:
  • Саша Яичников, арт-директор Raketamedia
    «Вот, Маша, надо что-то придумать».
Ну и я бралась за работу: сама уже собирала мудборд, который отправляли заказчику, и потом сама разрабатывала какие-то картинки. Передо мной стояла задача создать персонажей, которые будут появляться на экранах на протяжении всей премии между номерами.
MUZ-TV 2017 music show
— И как? Возникали какие-то сложности, или все сразу пошло как по маслу?
— Конечно, без трудностей не обошлось. Там была довольно сложная система экранов, и мы старались придумывать ходы, чтобы обыграть каждый экран. Мы решили, что нужно создать несколько персонажей, которые отразят историю с нашей современной российской поп-сценой и как-то будут потом анимированы. Ну и, собственно говоря, я придумала несколько персонажей. Заказчик их утвердил, и в итоге они появились на премии.
 — А в каких программах работала над таким крупным проектом?
— Все рисовала в Photoshop, потому что я в принципе работаю только в Photoshop, ну и руками. Но на работе, как правило, в ручном рисовании не было необходимости.
My Michelle band show art
— Что нового ты открыла для себя с профессиональной точки зрения благодаря этому опыту?
— Технически это была более-менее обычная для меня история. Но мне всегда было интересно, как рисовать картинку, заточенную под анимацию. Ее ведь нужно создавать по слоям, представляя, как именно это все потом придет в движение, и думая еще о том, насколько вообще дизайнерам будет удобно работать с моим файлом и насколько достоверно можно оживить этого персонажа. Когда ты рисуешь просто статичную картинку, таких моментов не возникает. Работа над картинкой, которая потом будет оживляться каким-то образом, требует дополнительного внимания к деталям.
Еще на этой работе я, конечно, очень подтянула Photoshop. Пришла я туда, практически ничего не умея делать в этой программе: только рисовать и стирать, как-то так. И понятное дело, что за три года работы исключительно в Photoshop я прям очень сильно прокачала этот скилл.
«Вообще, в каждом проекте, в том числе и для премии „Муз-ТВ“, приходилось придумывать какие-то новые маневры, и каждый раз это было очень познавательно»
 — Ты сказала, что клиентами иногда были звезды эстрады, не очень тебе симпатичные. А вообще иллюстратору стоит ломать себя и работать с заказчиками, которые от него далеки? Или лучше не браться за такую работу?
— Насчет каких-то сделок с совестью — все зависит от формата работы. Когда ты работаешь не на фрилансе, а в штате, то, разумеется, делаешь все, что должен, все, что от тебя требуется. Я на тот момент еще училась в Британке и сама оплачивала себе учебу. И каждый раз, когда приходилось делать то, что мне совсем не нравится, я просто напоминала себе: мне нужны деньги, я должна зарабатывать на то, что кажется очень нужным для собственного развития.
Конечно, если ты иллюстратор на фрилансе, то тут уже ты можешь и, на мой взгляд, должен выбирать проекты, над которыми работаешь. Сейчас, уже уволившись и работая как свободный художник, я отсеиваю многие варианты.
«Я соглашаюсь только на то, что мне интересно, что нормально оплачивается и оплачивается вообще. И если что-то по каким-то идейным соображениям мне кажется неподходящим, я просто за это не берусь»
GQ Russia
 — Конечно, человек учится только на своем опыте, но что бы ты могла посоветовать начинающему иллюстратору?
— На мой взгляд, начинающему иллюстратору важно осознавать одну простую вещь: тот факт, что ты зарабатываешь деньги, рисуя картинки, не значит, что это не труд и что он должен быть оплачен как-то мизерно или не оплачен вовсе.
«Нужно знать себе цену, понимать, сколько стоит твое время, в общем, уважать себя, свой труд и свое время. И не давать заказчику спекулировать на вашей неуверенности в себе, на ваших сомнениях»
Потому что часто художник сомневается в себе и не уверен в том, что его работа — это вообще работа. Ну у меня, по крайней мере, так было и периодически так до сих пор есть. Но в эти моменты я думаю: «Черт возьми, я же профессионал, ну come on!» В конце концов, картинка действительно важна для проекта, будь то реклама или какой-то иллюстрированный материал.
Картинка делает очень большую работу и играет очень значимую роль. Это ведь именно то, за что цепляется глаз зрителя в первый же момент. Поэтому если вы иллюстратор, ваша работа очень важна и она должна быть хорошо оплачена. Нужно себя ценить и не соглашаться на малооплачиваемую работу.

Подготовила Камила Багирова
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ