});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 31 января

«Мне всегда нравилась идея рассказывать истории или общаться с миром с помощью изображений»

ЛУИЗА РИВЕРА
Художница Луиза Ривера, автор мечтательных и сюрреалистичных иллюстраций для Variety и The New York Times, красочных обложек для книг и комиксов рассказывает о том, что самое ценное она находит в работе иллюстратором, из чего складывается ее вдохновение и персональный художественный почерк.
— Откуда вы родом и где живете?
— Я из Сантьяго, это в Чили, но сейчас живу в Лондоне. До этого я провела два года в Соединенных Штатах, где училась на магистерской программе.
— Что вас вдохновляет?
— Я черпаю вдохновение от природы, народной культуры, литературы, от магического реализма, жанра, где сверхъестественное становится частью бытового повествования.
— Где и чему вы учились?
— Я получила диплом бакалавра изящных искусств в Чили, учеба была сосредоточена на изобразительном искусстве. Через некоторое время я решила больше узнать об иллюстрации и благодаря стипендии Фулбрайта недавно получила степень Магистра изобразительных искусств по иллюстрации в Колледже искусств и дизайна Миннеаполиса (США).
— Какие главные профессиональные уроки вы усвоили от них?
— Правильно концептуализировать и раздвигать границы своей зоны комфорта, чтобы достичь ранее невиданных результатов.
— Вы всегда хотели быть иллюстратором? Когда вы начали работать «профессионально», как вы развивали свой особенный визуальный язык?
— Я выросла в окружении иллюстрированных книг, но иллюстрация не считалась «настоящей» карьерой в Чили. Люди выбирают профессию художника, либо графического дизайнера, поэтому мне никогда не приходило в голову намеренно стать иллюстратором, когда я росла.
«Встреча с работами иллюстраторов произошла в последний год университета. Это взорвало сознание: это была литература, искусство, рассказывание историй — все в одном»
Встреча с работами иллюстраторов произошла в последний год университета, когда у меня была возможность самой проиллюстрировать историю для издательского проекта. Это взорвало мое сознание: это была литература, искусство, рассказывание историй, все в одном.
White Fields
— Помните ли вы самое первое произведение искусства, над которым работали?
— Не уверена, что это можно считать искусством, но я много рисовала, когда была маленькой. Помню конкретный рисунок, который я сделала для мамы. Это было дерево из сада моей бабушки, а вместо листьев было полно зеленых попугаев. У меня всегда есть что-то такое на уме.
— Как бы вы определили свой стиль?
— Моя работа — образная и повествовательная. В моих иллюстрациях плоские цвета соседствуют с упрощенными формами. Однако мне нравится комбинировать этот язык с детализированными поверхностями, чтобы установить разные иерархии в композициях.
— Расскажи про проекты, с которыми вам было особенно интересно работать или которые стали серьезным вызовом для вас: темы, тексты, которые приходилось иллюстрировать, — что резонировало больше всего?
— Я имела честь иллюстрировать испанское издание «Ста лет одиночества» колумбийского автора Габриэля Гарсиа Маркеса для испанского отделения издательства Penguin Random House. В Латинской Америке вы растете с этим романом, он очень популярен, и это одна из моих самых любимых книг. Поэтому, когда я получила этот заказ, мне было одновременно волнительно и страшно. Что мне было особенно интересно в проекте — так это взаимодействие с миром магического реализма, который я люблю.
Human Island
— Какие материалы вы используете?
— Я в основном работаю с акварелью, гуашью, акрилом и карандашной графикой.
— Что вам нравится в работе иллюстратором?
— Мне всегда нравилась идея рассказывать истории или общаться с миром с помощью изображений. Это что-то, что превосходит вербальную коммуникацию, что-то очень важное для человечества. Кроме того, мне нравится, что каждый раз, когда я начинаю работать над иллюстрацией, будь то клиентский заказ или собственный проект, передо мной стоит совершенно новая задача. Каждый день разные и захватывающие задачи, что определенно ценно в современном мире.
— Каково ваше идеальное рабочее пространство? Это ваша нынешняя студия?
— Мое идеальное рабочее пространство должно быть полностью занято рабочими объектами, но мне нравится, чтобы оно находилось дома, поскольку для меня это не отдельные области. Раньше у меня было именно такое, но теперь я живу в Лондоне и пока не могу позволить себе большую студию.
«Раньше у меня было именно такое, но теперь я живу в Лондоне и пока не могу позволить себе большую студию»
Раньше у меня было именно такое, но теперь я живу в Лондоне и пока не могу позволить себе большую студию.
— Вы много рисуете для журналов. Когда появляется очередная задача, как строится процесс? Какие шаги вы предпринимаете, с момента получения заказа до его готовности?
— Обычно, когда клиент говорит, что он хочет получить, сначала обдумываю задачу, затем начинаю с быстрых эскизов, чтобы представить идею или композицию. Как только у меня это получилось, я выбираю свои любимые направления и создаю более крупные эскизы, которые я уже представляю арт-директору. После того, как он выбирает один, я приступаю к финальной работе, которую обычно рисую с использованием акварели.
Harmony, The Secrets Of The Night, The Bond, Abuse, Autism, The Reciever, Bob Dylan, Women Who Farm
— Бывает ли так, что вы пытаетесь создать что-то совершенное и теряетесь среди многих возможных решений в поисках идеального? Можете дать совет, как немного отпустить ситуацию и сделать шаг назад?
— Я считаю, что интуиция — лучший инструмент, который правильно реагирует на ситуации. Кроме того, если вы чувствуете блок, хорошо бы начать делать что-то еще, сходить на прогулку, например. Короткий перерыв поможет освежить ваш мозг. И лично я спрашиваю маму! Она не иллюстратор, но дает хорошие советы.
— Расскажите, как ваши эскизы трансформируются в то, что мы видим в финале?
— Мой альбом — странное место. Я не использую его для эскизов. Я рисую там законченные работы, но быстрее, чем мои личные картины. Лишь изредка я беру некоторые из этих работ для более крупного формата.
— Когда речь идет о ваших личных иллюстрациях, не о коммерческих заказах, какие области вас особенно интересуют?
— В основе моей работы лежат женская фигура и природа. Это произошло интуитивно, так как мой опыт связан с этими темами. Теперь уже я знаю, что скрыто за этими темами, содержание, и создаю обложку, которая исследует эти темы.
— Вы согласны, что особенности целевой аудитории влияют на результат работы?
— Зависит от проекта. Это реже встречается в редакционной иллюстрации, потому что здесь мы ориентируемся на более широкую аудиторию. Но в рекламе иначе: целевая аудитория, для которой предназначен продукт, может быть уникальной группой людей.
— Если встречались с этим в своей работе, приведите, пожалуйста, пример.
— Я создавала визуальную кампанию для продуктового рынка в Чили. Это были изображения фруктов и овощей, которые, конечно, передавали настроение и стиль жизни покупателей.
— Есть сейчас какие-то тренды в иллюстрации, как бы вы их охарактеризовали?
— Я постоянно вижу самые разные работы и стили, поэтому особо не задумываюсь о том, что происходит. Однако мне нравится наблюдать коллективные идеи. Например, меньше чем за два последних года появились проекты RESIST!, Bravery Magazine, книга «Хорошие ночные истории для бунтующих девчонок» и «Женщины, которые рисуют».
«Новое поколение женщин-иллюстраторов, которые будут формировать будущее»
Все они отмечают новое поколение женщин, которые будут формировать будущее, и это реакция на сегодняшний мир, а не на тенденцию.
— Расскажите для наших студентов, работы кого из ваших современников-художников и иллюстраторов в Чили и Англии вам импонируют.
— Первым на ум приходит Морис Сендак. Мне нравится то, что делает Палома Вальдивия из Чили. Она работает главным образом с детскими книгами, заработала на этом узнаваемое имя и очень плодотворна. Она была одним из первых иллюстраторов, которых я заметила в Чили и которые активно работали в этой области. Так что это было действительно значимое имя, когда я решила продолжать развиваться в иллюстрации. Мне также нравится работа Изабель Гринберг в Великобритании. Когда я впервые прочитала ее графический роман «Энциклопедия Ранней Земли», я был очарована: он напомнил мне книги Туве Янссон, которую я люблю.
Where the Wild Things Are, Bumble-Ardy
Работы Мориса Сендака
— Что самое сложное и самое радостное в вашей работе?
— Самое сложное — найти баланс между жизнью и работой. Я трачу слишком много времени на то, что делаю, иногда мне просто трудно остановиться. Сама работа приносит мне радость, я просто люблю все, что с ней связано. Есть в этом что-то похожее на сотворение миров, во время рисование время пролетает незаметно, и я чувствую себя счастливой.
— Приходилось ли вам преподавать?
— Да, я начала, когда училась на бакалавра. Я помогала некоторым профессорам, и мне очень нравилось.
— Какой опыт вы вынесли?
— Когда ты преподаешь, нужно следить за тем, чтобы твои идеи были предельно ясны, следить за их восприятием аудиторией. Ведь, будучи иллюстратором, ты от конкретики переходишь к абстракциям, имеешь дело с образами. Так что преподавание — отличный ученический опыт.
— Что бы вы хотели передать своим студентам?
— Сейчас я преподаю в Музее Уоллеса, это прекрасный музей в Лондоне, и еще читаю лекции в Вестминстерском университете. Мне это очень нравится. Преподавать очень увлекательно, это способ передать свои знания и подготовить студентов к их карьере. Думаю, прямо сейчас мы на пике развития индустрии иллюстрации. Стоит сказать, что творчество по-прежнему остается моей основной занятостью и карьерной целью, поэтому я стараюсь четко распределять время для преподавания, чтобы не терять сосредоточенности на своих проектах.
— Какой совет вы можете дать другим иллюстраторам?
— «Вставайте рано, работайте изо всех сил, будьте настойчивы и веселитесь»
Не бойтесь ошибаться, потому что благодаря ошибкам вы узнаете много нового. И делитесь тем, что вы знаете, с другими. Щедрость — это ключ к миру.

Источник фото / Подготовила Татьяна Павлова, беседовал Олег Вахромеев
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ