});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 24 января

«В Москве и так все в порядке с мероприятиями. Наша цель — нести образование в регионы»

20 и 21 января в Ульяновске состоялся уже 23-й форум Дизайн-выходные. Мы тоже съездили в Ульяновск, чтобы послушать, что профессионалы говорят о продуктовом дизайне и проектировании, познакомиться с местным дизайн-сообществом и подробно расспросить организаторов Вячеслава Правдзинского и Артема Геллера, как у них получилось классное всероссийское мероприятие, как оно развивалось и что начинается после встречи нескольких сотен дизайнеров в одном городе.
«Среда обучения» съездила на Дизайн-выходные
Ульяновск, 20 — 21 января
— Как вы начинали? Как появилась идея Дизайн-выходных, и как вы ее «продали» партнерам, спикерам и арендодателям площадок?
  • Вячеслав Правдзинский, дизайнер, творческий директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива», советник главы Удмуртии
    Недавно Facebook напомнил мне, что мы с Темой познакомились шесть лет назад. Собственно, «Дизайн-выходные» и были итогом нашего первого разговора в Сети. Началось все с рассуждений на тему того, какой должна быть поддержка дизайна со стороны государства, ну, а закончилось решением, что мы и сами кое-что можем сделать.
  • Артем Геллер, генеральный директор Лаборатории Артема Геллера, ведущий эксперт Института развития интернета в экосистеме дизайна интерфейсов и юзабилити, участник разработки сайта президента России
    Слава написал пост о том, как он видит развитие дизайн-образования в нашей стране, что можно улучшить. Я тогда работал над этим ресурсом, нечаянно прочитал его сообщение и сказал что-то вроде: «Пока ты вот это все тут рассказываешь, теорию, мы уже съездили в Брянск».
Спикеры приехали бесплатно, просто сели в одну машину в субботу утром и поехали
  • Артем рассказал, как они за пару месяцев до этого ездили с ребятами в Брянск на родину Саши Коровина и организовали что-то вроде открытой лекции на местном факультете дизайна. Спикеры приехали бесплатно, просто сели в одну машину в субботу утром и поехали. Для студентов и тех, кто хотел прийти, не было никаких входных билетов, и в целом был очень неформальный и полезный для всех разговор. Называлось это их мероприятие тогда Design Day. Мне эта идея понравилась, и я предложил Артему повторить, но уже в моем родном городе — Костроме. По аналогии с мероприятием в Брянске мы назвали наше Kostroma Design Weekend.
  • Я знал, что можно было провести в Смоленске, потому что я из Смоленска, а Слава знал, что можно организовать в Костроме, потому что он оттуда.
  • Я рассказал об идее провести такое мероприятие своим друзьям и знакомым в Костроме, им эта идея очень понравилась, и, собственно, из них и сформировался первый оргкомитет мероприятия. Один из них был управляющим в гостинице и организовал нам бесплатное размещение для спикеров. Знакомые ребята бесплатно предоставили нам лекционный зал. Знакомая, руководившая глянцевым журналом, выделила нам несколько рекламных площадей, в обмен на которые мы привлекли еще ряд спонсоров. Администрация региона бесплатно предоставила большой туристический автобус, на котором мы привезли спикеров в Кострому. В общем, с миру по нитке собрали мероприятие.
  • Меня удивило тогда, что все спикеры довольно просто соглашались. То есть те люди, которые кажутся кому-то недосягаемыми, оказались максимально доступны. Вся жизнь так устроена: всем кажется, что кто-то большой и страшный, а он на самом деле совсем рядом.
Приглашаем на мероприятие только практиков, дизайнеров, которые сами что-то делают руками, и, мы стараемся поддерживать максимально неформальную обстановку и говорить друг с другом максимально искренне
— Как прошло первое мероприятие? Какая была реакция? С чем неожиданно приятным или неприятным пришлось столкнуться тогда?
  • Когда мы с Артемом обсуждали первое мероприятие, мы обговорили формат, который и соблюдаем, в общем-то, без изменений поныне. Основные его принципы: мероприятия должны быть бесплатными (никаких гонораров спикерам и никаких входных билетов), мы приглашаем на мероприятие только практиков, дизайнеров, которые сами что-то делают руками, и, самое важное, мы стараемся поддерживать максимально неформальную обстановку и говорить друг с другом максимально искренне. Мы всегда стараемся приглашать новых спикеров, но если человек не воспринял наши принципы: лукавит во время выступления или под видом полезного для всех доклада пытается «продать» себя или какую-то работу, то мы таких спикеров, как правило, больше не приглашаем.

    Неожиданным был тот интерес, который вызвали — и вызывают до сих пор — наши мероприятия. На первое мероприятие мы хотели пригласить пять-семь спикеров и рассчитывали на 50−70 слушателей. Но в итоге там было около 650 слушателей и 35 спикеров. Помню, как за несколько дней до мероприятия пришлось спешно искать стулья, лавочки, вешалки и открывать второй зал, чтобы вместить всех желающих.
  • Дополнительные пуфики, на которых ребята сидели, люди шили чуть ли не прямо перед стартом. Потому что никто не думал, что мы соберем столько народу. В дальнейшем для меня было шоком, когда мы полторы тысячи собрали в Воронеже. Все-таки полторы тысячи и шестьсот — это разные цифры. А вообще, когда проводится такое многочисленное мероприятие, уже должна стоять машина скорой и должны быть предусмотрены всякие вещи, но нам удалось как-то по-тихому его тогда провести.
—  Главное, чтобы вас не прозвали несанкционированным митингом…
  • Да. Мы по-тихому провели, инцидентов не было, и все прошло прекрасно. В остальном от администрации никаких проблем. Она только нам помогает.
Мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории
— То есть администрация города нормально реагирует на такое мероприятие?
  • Всегда по-разному. В каких-то регионах муниципальные и региональные власти очень плотно включены в подготовку: помогают площадками и информационным ресурсом. Где-то мероприятие проходит без непосредственной поддержки властей. Все зависит от местных организаторов. Но мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории.

    Год назад, после мероприятия в Суздале, мы провели опрос среди участников и выяснили, насколько наши мероприятия полезны для территорий в количественном выражении. И хотя мероприятие в Суздале не совсем стандартное для нас, так как 90% аудитории там были приезжие, но тем не менее, при затратах на его организацию в 200 с лишним тысяч рублей, участники мероприятия оставили в городе за два дня пребывания (в гостиницах, ресторанах и магазинах) более 3,6 миллиона рублей.
  • Есть очень показательный пример. Сегодня на сравнительно небольшом мероприятии в Ульяновске мы договорились о Дизайн-выходных, которые будем проводить в Самаре — с главой информационного департамента Самары, который сам приехал на Дизайн-выходные в Ульяновск. И еще договорились с Казанью, с Иннополисом, что будем проводить мероприятие там, потому что на Дизайн-выходные в Ульяновск приехал и чиновник из Иннополиса, который занимается развитием этого, скажем так, квазигорода.
Мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории
— Как и когда в составе участников появились «звезды», Денис Башев, например?
  • Прямо сразу. За привлечение «звезд» у нас всегда отвечал Артем, и на первом же мероприятии у нас выступали и Виталий Быков, и Саша Ковальский, и Василий Эсманов, и еще несколько десятков дизайнеров первой величины. Был забавный эффект, который мы закрепили и которым пользуемся до сих пор: дизайнерам иногда легче собраться и увидеться друг с другом на таких выездных мероприятиях, как наше, поэтому, видя фамилию своего товарища или хорошо знакомого человека в списке выступающих, «звезды» охотно соглашались поучаствовать тоже.

    Ну и потом, совсем уж «звезд» мы никогда не приглашали. Тема Лебедев, например, так и не поучаствовал у нас ни разу. А те, кто участвуют, вот Денис Башев, например, — люди максимально простые и понятные. Ну и потом, начиная со второго года жизни проекта, сформировалось сообщество спикеров, которые ездят к нам довольно часто, и мы считаем, что проект давно уже не наш с Артемом — это проект всего сообщества. Денис, когда приезжает, уже не в первый раз выступает с рассказом, что такое Дизайн-выходные и как ими пользоваться.
  • Мне кажется, что на Выходных так или иначе выступали — не просто сидели, а именно выступали — наверное, все значимые люди индустрии или практически все, потому что у нас комфортная площадка для тех, кто хочет начать говорить, даже для тех, кто не очень публичный человек.
— Авторские мастер-классы на мероприятии сразу появились или пришли со временем?
  • Они пришли со временем. Мы хотели разнообразить формат. Вообще у нас несколько форматов. Есть однодневный формат, по одной узкой теме. Самый частый — это двухдневный формат, там лекции и мастер-классы. И есть формат Дизайн-недели. Это чем-то похоже на лагерь: площадка, на которой решаются конкретные задачи.
  • Мастер-классы — это реакция на запрос аудитории «сделать больше практики» в рамках мероприятий. И, когда кто-то из спикеров предлагает вместо лекции провести мастер-класс, мы всегда стараемся вставить в программу такой блок.
Неделя в Абрау-Дюрсо — наше самое знаменитое мероприятие. Там ребята сделали очень много классного: велодорожки, навигацию, туристическую айдентику, скамейки, сайт Абрау
  • Есть проблема мастер-классов двухдневного формата, не говоря уже о дневном. Мы хотим приносить пользу в том месте, где находимся. И за день, и даже за два невозможно получить готовый результат. А на мероприятии длиной в неделю дизайнеры за первые два-три дня проходят стадию концепции, в конце недели идет тестирование их идей, решений, и они могут получить реальный результат.

    Всего таких Недель прошло у нас три-четыре, и мы многое успели там сделать. Последняя Неделя в Абрау-Дюрсо — наше самое знаменитое мероприятие. Там ребята сделали очень много классного: велодорожки, навигацию, туристическую айдентику, скамейки, сайт Абрау.
Помимо организации самого мероприятия местное дизайн-сообщество налаживает связи с другими активными городскими сообществами и структурами
— Вы сказали ранее, что Выходные — некоммерческое мероприятие. Как осуществляется его продвижение?
  • Самое лучшее продвижение — профессиональные гости. Не все, но многие дизайнеры — довольно медийные личности. Если они соглашаются ехать на Дизайн-выходные, мы их не просим об этом, но они сами могут написать (в соцсетях. — Ред.): «Я еду в Кострому на Дизайн-выходные». Часто этого достаточно. Иногда — нет, и мы просим ребят из того города, в который едем и не знаем местных сообществ, сайтов, где «живут» местные дизайнеры, разместить в них анонсы, посты или еще что-то. За это мы не платим и не собираемся.
  • Хотя в последнее время партнерами мероприятия все чаще выступают крупные бренды федерального уровня, по-прежнему основной груз организации лежит на местном сообществе. Поэтому, когда к нам выходили местные дизайн-сообщества с инициативами о проведении мероприятия, мы по своим контактам подключали к ним местных предпринимателей, депутатов и региональные власти. Это помимо организации самого мероприятия, помогает наладить связи местного дизайн-сообщества с другими активными городскими сообществами и структурами.
— А когда вы поняли, что о мероприятии всерьез заговорили?
  • Честно говоря, не уверен, что к нам можно применить понятие «всерьез заговорили». Так как мы никогда целенаправленно не занимались пиаром и продвижением, то мероприятие если и известно, то в относительно узких кругах деятелей дизайна.
  • Оно сразу стало известным в нашей дизайнерской среде. С другой стороны, есть такой момент, что эти вещи живут недолго, год могут они жить или несколько, а потом это все закрывается. А у нас так получилось, что этот формат востребован вот уже больше шести лет, и мы все еще собираем много людей. В этом году у нас очень много мероприятий, и мы уверены, что большое количество ребят их посетит.
  • Всего через мероприятие уже прошло где-то 10'000 человек.