});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 24 января

«В Москве и так все в порядке с мероприятиями. Наша цель — нести образование в регионы»

20 и 21 января в Ульяновске состоялся уже 23-й форум Дизайн-выходные. Мы тоже съездили в Ульяновск, чтобы послушать, что профессионалы говорят о продуктовом дизайне и проектировании, познакомиться с местным дизайн-сообществом и подробно расспросить организаторов Вячеслава Правдзинского и Артема Геллера, как у них получилось классное всероссийское мероприятие, как оно развивалось и что начинается после встречи нескольких сотен дизайнеров в одном городе.
«Среда обучения» съездила на Дизайн-выходные
Ульяновск, 20 — 21 января
— Как вы начинали? Как появилась идея Дизайн-выходных, и как вы ее «продали» партнерам, спикерам и арендодателям площадок?
  • Вячеслав Правдзинский, дизайнер, творческий директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива», советник главы Удмуртии
    Недавно Facebook напомнил мне, что мы с Темой познакомились шесть лет назад. Собственно, «Дизайн-выходные» и были итогом нашего первого разговора в Сети. Началось все с рассуждений на тему того, какой должна быть поддержка дизайна со стороны государства, ну, а закончилось решением, что мы и сами кое-что можем сделать.
  • Артем Геллер, генеральный директор Лаборатории Артема Геллера, ведущий эксперт Института развития интернета в экосистеме дизайна интерфейсов и юзабилити, участник разработки сайта президента России
    Слава написал пост о том, как он видит развитие дизайн-образования в нашей стране, что можно улучшить. Я тогда работал над этим ресурсом, нечаянно прочитал его сообщение и сказал что-то вроде: «Пока ты вот это все тут рассказываешь, теорию, мы уже съездили в Брянск».
Спикеры приехали бесплатно, просто сели в одну машину в субботу утром и поехали
  • Артем рассказал, как они за пару месяцев до этого ездили с ребятами в Брянск на родину Саши Коровина и организовали что-то вроде открытой лекции на местном факультете дизайна. Спикеры приехали бесплатно, просто сели в одну машину в субботу утром и поехали. Для студентов и тех, кто хотел прийти, не было никаких входных билетов, и в целом был очень неформальный и полезный для всех разговор. Называлось это их мероприятие тогда Design Day. Мне эта идея понравилась, и я предложил Артему повторить, но уже в моем родном городе — Костроме. По аналогии с мероприятием в Брянске мы назвали наше Kostroma Design Weekend.
  • Я знал, что можно было провести в Смоленске, потому что я из Смоленска, а Слава знал, что можно организовать в Костроме, потому что он оттуда.
  • Я рассказал об идее провести такое мероприятие своим друзьям и знакомым в Костроме, им эта идея очень понравилась, и, собственно, из них и сформировался первый оргкомитет мероприятия. Один из них был управляющим в гостинице и организовал нам бесплатное размещение для спикеров. Знакомые ребята бесплатно предоставили нам лекционный зал. Знакомая, руководившая глянцевым журналом, выделила нам несколько рекламных площадей, в обмен на которые мы привлекли еще ряд спонсоров. Администрация региона бесплатно предоставила большой туристический автобус, на котором мы привезли спикеров в Кострому. В общем, с миру по нитке собрали мероприятие.
  • Меня удивило тогда, что все спикеры довольно просто соглашались. То есть те люди, которые кажутся кому-то недосягаемыми, оказались максимально доступны. Вся жизнь так устроена: всем кажется, что кто-то большой и страшный, а он на самом деле совсем рядом.
Приглашаем на мероприятие только практиков, дизайнеров, которые сами что-то делают руками, и, мы стараемся поддерживать максимально неформальную обстановку и говорить друг с другом максимально искренне
— Как прошло первое мероприятие? Какая была реакция? С чем неожиданно приятным или неприятным пришлось столкнуться тогда?
  • Когда мы с Артемом обсуждали первое мероприятие, мы обговорили формат, который и соблюдаем, в общем-то, без изменений поныне. Основные его принципы: мероприятия должны быть бесплатными (никаких гонораров спикерам и никаких входных билетов), мы приглашаем на мероприятие только практиков, дизайнеров, которые сами что-то делают руками, и, самое важное, мы стараемся поддерживать максимально неформальную обстановку и говорить друг с другом максимально искренне. Мы всегда стараемся приглашать новых спикеров, но если человек не воспринял наши принципы: лукавит во время выступления или под видом полезного для всех доклада пытается «продать» себя или какую-то работу, то мы таких спикеров, как правило, больше не приглашаем.

    Неожиданным был тот интерес, который вызвали — и вызывают до сих пор — наши мероприятия. На первое мероприятие мы хотели пригласить пять-семь спикеров и рассчитывали на 50−70 слушателей. Но в итоге там было около 650 слушателей и 35 спикеров. Помню, как за несколько дней до мероприятия пришлось спешно искать стулья, лавочки, вешалки и открывать второй зал, чтобы вместить всех желающих.
  • Дополнительные пуфики, на которых ребята сидели, люди шили чуть ли не прямо перед стартом. Потому что никто не думал, что мы соберем столько народу. В дальнейшем для меня было шоком, когда мы полторы тысячи собрали в Воронеже. Все-таки полторы тысячи и шестьсот — это разные цифры. А вообще, когда проводится такое многочисленное мероприятие, уже должна стоять машина скорой и должны быть предусмотрены всякие вещи, но нам удалось как-то по-тихому его тогда провести.
—  Главное, чтобы вас не прозвали несанкционированным митингом…
  • Да. Мы по-тихому провели, инцидентов не было, и все прошло прекрасно. В остальном от администрации никаких проблем. Она только нам помогает.
Мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории
— То есть администрация города нормально реагирует на такое мероприятие?
  • Всегда по-разному. В каких-то регионах муниципальные и региональные власти очень плотно включены в подготовку: помогают площадками и информационным ресурсом. Где-то мероприятие проходит без непосредственной поддержки властей. Все зависит от местных организаторов. Но мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории.

    Год назад, после мероприятия в Суздале, мы провели опрос среди участников и выяснили, насколько наши мероприятия полезны для территорий в количественном выражении. И хотя мероприятие в Суздале не совсем стандартное для нас, так как 90% аудитории там были приезжие, но тем не менее, при затратах на его организацию в 200 с лишним тысяч рублей, участники мероприятия оставили в городе за два дня пребывания (в гостиницах, ресторанах и магазинах) более 3,6 миллиона рублей.
  • Есть очень показательный пример. Сегодня на сравнительно небольшом мероприятии в Ульяновске мы договорились о Дизайн-выходных, которые будем проводить в Самаре — с главой информационного департамента Самары, который сам приехал на Дизайн-выходные в Ульяновск. И еще договорились с Казанью, с Иннополисом, что будем проводить мероприятие там, потому что на Дизайн-выходные в Ульяновск приехал и чиновник из Иннополиса, который занимается развитием этого, скажем так, квазигорода.
Мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории
— Как и когда в составе участников появились «звезды», Денис Башев, например?
  • Прямо сразу. За привлечение «звезд» у нас всегда отвечал Артем, и на первом же мероприятии у нас выступали и Виталий Быков, и Саша Ковальский, и Василий Эсманов, и еще несколько десятков дизайнеров первой величины. Был забавный эффект, который мы закрепили и которым пользуемся до сих пор: дизайнерам иногда легче собраться и увидеться друг с другом на таких выездных мероприятиях, как наше, поэтому, видя фамилию своего товарища или хорошо знакомого человека в списке выступающих, «звезды» охотно соглашались поучаствовать тоже.

    Ну и потом, совсем уж «звезд» мы никогда не приглашали. Тема Лебедев, например, так и не поучаствовал у нас ни разу. А те, кто участвуют, вот Денис Башев, например, — люди максимально простые и понятные. Ну и потом, начиная со второго года жизни проекта, сформировалось сообщество спикеров, которые ездят к нам довольно часто, и мы считаем, что проект давно уже не наш с Артемом — это проект всего сообщества. Денис, когда приезжает, уже не в первый раз выступает с рассказом, что такое Дизайн-выходные и как ими пользоваться.
  • Мне кажется, что на Выходных так или иначе выступали — не просто сидели, а именно выступали — наверное, все значимые люди индустрии или практически все, потому что у нас комфортная площадка для тех, кто хочет начать говорить, даже для тех, кто не очень публичный человек.
— Авторские мастер-классы на мероприятии сразу появились или пришли со временем?
  • Они пришли со временем. Мы хотели разнообразить формат. Вообще у нас несколько форматов. Есть однодневный формат, по одной узкой теме. Самый частый — это двухдневный формат, там лекции и мастер-классы. И есть формат Дизайн-недели. Это чем-то похоже на лагерь: площадка, на которой решаются конкретные задачи.
  • Мастер-классы — это реакция на запрос аудитории «сделать больше практики» в рамках мероприятий. И, когда кто-то из спикеров предлагает вместо лекции провести мастер-класс, мы всегда стараемся вставить в программу такой блок.
Неделя в Абрау-Дюрсо — наше самое знаменитое мероприятие. Там ребята сделали очень много классного: велодорожки, навигацию, туристическую айдентику, скамейки, сайт Абрау
  • Есть проблема мастер-классов двухдневного формата, не говоря уже о дневном. Мы хотим приносить пользу в том месте, где находимся. И за день, и даже за два невозможно получить готовый результат. А на мероприятии длиной в неделю дизайнеры за первые два-три дня проходят стадию концепции, в конце недели идет тестирование их идей, решений, и они могут получить реальный результат.

    Всего таких Недель прошло у нас три-четыре, и мы многое успели там сделать. Последняя Неделя в Абрау-Дюрсо — наше самое знаменитое мероприятие. Там ребята сделали очень много классного: велодорожки, навигацию, туристическую айдентику, скамейки, сайт Абрау.
Помимо организации самого мероприятия местное дизайн-сообщество налаживает связи с другими активными городскими сообществами и структурами
— Вы сказали ранее, что Выходные — некоммерческое мероприятие. Как осуществляется его продвижение?
  • Самое лучшее продвижение — профессиональные гости. Не все, но многие дизайнеры — довольно медийные личности. Если они соглашаются ехать на Дизайн-выходные, мы их не просим об этом, но они сами могут написать (в соцсетях. — Ред.): «Я еду в Кострому на Дизайн-выходные». Часто этого достаточно. Иногда — нет, и мы просим ребят из того города, в который едем и не знаем местных сообществ, сайтов, где «живут» местные дизайнеры, разместить в них анонсы, посты или еще что-то. За это мы не платим и не собираемся.
  • Хотя в последнее время партнерами мероприятия все чаще выступают крупные бренды федерального уровня, по-прежнему основной груз организации лежит на местном сообществе. Поэтому, когда к нам выходили местные дизайн-сообщества с инициативами о проведении мероприятия, мы по своим контактам подключали к ним местных предпринимателей, депутатов и региональные власти. Это помимо организации самого мероприятия, помогает наладить связи местного дизайн-сообщества с другими активными городскими сообществами и структурами.
— А когда вы поняли, что о мероприятии всерьез заговорили?
  • Честно говоря, не уверен, что к нам можно применить понятие «всерьез заговорили». Так как мы никогда целенаправленно не занимались пиаром и продвижением, то мероприятие если и известно, то в относительно узких кругах деятелей дизайна.
  • Оно сразу стало известным в нашей дизайнерской среде. С другой стороны, есть такой момент, что эти вещи живут недолго, год могут они жить или несколько, а потом это все закрывается. А у нас так получилось, что этот формат востребован вот уже больше шести лет, и мы все еще собираем много людей. В этом году у нас очень много мероприятий, и мы уверены, что большое количество ребят их посетит.
  • Всего через мероприятие уже прошло где-то 10'000 человек.
Спустя несколько мероприятий в Кирове и Смоленске мы видим: всё, сообщество родилось
— Дизайнеры встречаются на Дизайн-выходных, общаются. А после мероприятия люди продолжают общаться, что-то вместе делать?
  • Да. У нас есть длинная дистанция в шесть лет, на которой мы можем отследить, как все меняется. Например, когда мы в первый раз приехали в Киров, а мы были там раза три, там было довольно много людей, но нас удивило, когда кто-то в зале задал вопрос: «А вы знакомы между собой?» Мы поняли, что зал между собой не знаком. То есть дизайнеров в Кирове объективно много, особенно графических, но они не дружат: у них нет одних и тех же заведений, одних и тех же мероприятий, сайтов и т. д. Но спустя несколько лет и несколько мероприятий на примере Кирова как раз, на примере моего родного Смоленска и на примере других городов мы видим: всё, сообщество родилось. По крайней мере частичка нашей заслуги в этом есть. Насколько она наша, я не знаю. Уверен, что это заслуга активных единиц самого региона, заслуга людей, но и наша частичка тоже в этом есть.
— А кто в принципе приходит на Дизайн-выходные? Возраст, сфера занятости, кроме дизайнеров?
  • Тут мы как раз очень небанальны, потому что это бесплатные мероприятия со свободным входом. Это накладывает определенные, на мой взгляд, прекрасные такие дополнительные сущности. Я до сих пор помню в Воронеже бабушку, которая сидела с внуком на нашем мероприятии. Можно над этим похихикать. С другой стороны, мне кажется, что это очень полезно и важно. И это наш большой плюс, этим мы очень сильно отличаемся от других мероприятий, потому что люди смежных профессий, других возрастов не могут на них попасть. А к нам могут и школьники, и кто угодно.
  • Возраст участников обычно колеблется в диапазоне 25−35 лет. Треть аудитории — практикующие дизайнеры разного профиля, треть — менеджмент в дизайне (проектные менеджеры, управляющие, директора, владельцы студий), треть — люди, так или иначе соприкасающиеся с дизайном (маркетологи, пиарщики, фотографы и т. д.). Если говорить о сферах, то у нас традиционно много цифровых дизайнеров разного профиля (веб, интерфейсы, мобильные разработчики), на втором месте — графики, а далее уже в сложно замеряемой пропорции идут иллюстраторы, промдизайнеры, моушен-дизайнеры и прочие.
Приходят обычно не более 10% студентов от общего числа обучающихся в регионе. Впрочем, примерно такое же число студентов и закрепляется в профессии
— То есть студентам, будущим дизайнерам, тем, кто ищет свой путь, полезно посетить Выходные?
  • Конечно. Но увы, студентов у нас на мероприятиях пока довольно мало. Хотя, казалось бы, все условия к тому созданы: бесплатный вход, доходчивый язык повествования спикеров. Но осознанность студентов в профессии везде довольно мала. На мероприятия приходят обычно не более 10% студентов от общего числа обучающихся по этой теме в регионе. Впрочем, примерно такое же число студентов и закрепляется в профессии.
  • Это в любом случае полезно. Просто я не думаю, что свое предназначение можно понять на мероприятии. Или ты склонен и этим занимаешься, или ты этим не занимаешься. Что-то большое складывается из мелких частей, а не из одного мероприятия. Мы лишь частичка этого образа в голове.
Больше местных, чуть меньше из Москвы и Питера и группки из совсем далеких краев и даже других стран
— Когда вы проводите мероприятие в конкретном городе, туда обычно приезжают люди из близлежащих городов?
  • Очень сильно зависит от того, куда мы едем. Если мы едем в Суздаль, например, это город крохотный, в нем полтора дизайнера. Но рядом есть Владимир, среднего масштаба город, где есть дизайн-сообщества. И, в принципе, это и от Москвы недалеко, поэтому довольно многие едут из Москвы. И это абсолютно не исключает тот факт, что несколько человек прилетят в Суздаль из Владивостока. Примерно в таком соотношении все и происходит: больше местных, чуть меньше из Москвы, Питера и группки из совсем далеких краев или даже других стран.
— По сути, Дизайн-выходные — это специализированное мероприятие для регионов…
  • Нет, в Москве у нас все прекрасно прошло, у нас было одно общее однодневное мероприятие, а другое — более узкое, тоже на день, про информационный дизайн. Просто наша миссия — это не Москва, в Москве и так все в порядке с мероприятиями. Наша задача — нести образование в регионы.
Ребята приезжают на Дизайн-выходные и затем хотят, чтобы что-то подобное прошло и у них
— Как все устроено? Вас приглашают, или вы сами выбираете город и ищете инициативных ребят на месте?
  • Мы никого не ищем: начиная с первого мероприятия и поныне, инициативы его проведения в том или ином регионе возникают, как правило, после того, как ребята приезжают на Дизайн-выходные, и затем хотят, чтобы что-то подобное прошло и у них.

    Главным условием проведения мероприятия является самоорганизация местного сообщества и его готовность обеспечить условия организации: трансфер спикеров, их проживание и площадку для проведения мероприятия. В год нам поступает около 10−15 предложений из регионов, далее мы обозначаем, что необходимо для организации, и местные оргкомитеты начинают пошагово проходить процесс подготовки. Так как мероприятие некоммерческое и основная задача для оргкомитета — найти партнеров и обеспечить бюджет мероприятия, как правило, на этом этапе большая часть оргкомитетов застопориваются. Поэтому до финального этапа — проведения мероприятия — доходят лишь одна-две заявки из десяти. Но это нормально, так как в регионе инициаторами мероприятия выступают дизайнеры и дизайн-студии. Это для них непрофильная деятельность. Но те, кто проходят этот путь и проводят мероприятия, большие молодцы.
  • Мы выбираем тех, кто в нас вселяет большую уверенность, что мероприятие состоится и пройдет неплохо. Потому что мы не живем в этих городах и не знаем деталей: не знаем лучших площадок, не знаем, где можно жить, не знаем, с кем говорить и договариваться. Поэтому нам нужны активные люди на местах. Мы действительно их выбираем, вот прямо сейчас у нас очередь.
Нам, может быть, даже полезнее быть в Республике Сахе для восьмидесяти, чем в Подмосковье для двух тысяч
— Какая динамика у мероприятия? С какого количества встреч в год вы начали и какие планы на 2018-й?
  • У нас нет какого-то постоянного графика или плана. В первый год, 2012-й, прошло четыре мероприятия, а в следующий — аж семь. А в 2016-м — всего одно. В прошлом году было три мероприятия, в этом запланировано уже пять, но, скорее всего, их будет больше. Мы постоянно экспериментируем с форматами. Например, в этом году у нас довольно плотный график, и с января по май каждый месяц будет по мероприятию, но при этом каждое будет иметь свою специфику и ключевую тему. Посмотрим, насколько это будет интересно и удобно участникам.
  • Мы больше за качество, чем за количество. Нам не так важно, восемьдесят человек будет или две тысячи, потому что мы видели и то, и это. Нам, может быть, даже полезнее быть в Республике Сахе для восьмидесяти, чем в Подмосковье для двух тысяч. Для нас это важнее, для мероприятия и для нас как его организаторов. Понятно, что в миллионниках, в тех регионах, которые на IT заточены, как Казань, например, проще собрать людей. А в других будет сложнее.
Все чаще мы слышим о творческих и деловых союзах, которые выросли из знакомств на Дизайн-выходных
— Можно ли говорить о каких-то ощутимых результатах Дизайн-выходных? Следите ли вы за ними?
  • Последствия мероприятий целенаправленно мы, к сожалению, не отслеживаем. Не хватает времени. Но из того, что точно можем сказать: в последнее время значительно больше стало проходить региональных дизайн-событий, и это здорово. При этом выступают там спикеры, которые впервые попробовали себя на этом поприще именно у нас. Все чаще мы слышим о творческих и деловых союзах, которые выросли из знакомств на Дизайн-выходных. Больше того, на Дизайн-выходных случаются и куда более судьбоносные знакомства. Например, на недавнем мероприятии в Казани была молодая пара с ребенком, которые познакомились двумя годами ранее на других Выходных в Ярославле.
  • Я бы еще добавил, что нас теперь серьезно воспринимают, потому что видели готовые наши решения. И если нас кто-то просит в местах, где мы можем быть, показать результаты, для этого у нас есть условное портфолио, а если это не наше портфолио, то портфолио тех проектов, которые были созданы в рамках Дизайн-выходных. Это куча проектов, прототипов в разных областях дизайна: в промышленном и средовом дизайне, графическом дизайне, брендинге, айдентике, вебе. Реальные кейсы, которые вошли в жизнь из мест и компаний, для которых мы их сделали.
Беседовала Наташа Генина / Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ