Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 23 июля
иллюстратор
Профессия: иллюстратор
Люба Березина, свободный иллюстратор, преподаватель. Занимается книжной и журнальной графикой, рисует веб-иллюстрацию. Сотрудничает с коммерческими и частными проектами. Занимается росписью стен и монументальной живописью. Много работает в технике коллажа. Ведет интенсивный курс по современной иллюстрации для студентов направлений графического и диджитал-дизайна на Факультете дизайна «Среды обучения».
Как стать иллюстратором? Люба Березина, преподаватель курса по иллюстрации, рассказывает о том, какие нужно знать инструменты, где черпать вдохновение и как должно выглядеть портфолио. Краткое введение в профессию, проиллюстрированное подборкой работ лучших иллюстраторов России.
— Что такое современная иллюстрация?
— Современная иллюстрация — это нечто более сложное и серьезное, чем просто рисование. Просто хорошее, технически правильное или красивое рисование — это не иллюстрация, к сожалению, а, по сути, декоративное искусство. Например, это — не иллюстрация. Просто красивая картинка с красивой девушкой, и видно, что художник увлекся деталями, но не думал о других вещах.

Иллюстрация — это повествование.
Иллюстрация отличается от изобразительного искусства тем, что несет в себе некий нарратив, она пересказывает какую-то историю. А искусство преследует другие задачи, например, работу с фактурой, с цветом, с формой и так далее.
— А современный иллюстратор — какой он?
— Иллюстратор должен быть очень хорошим рассказчиком. Сегодня неважно, как вы рисуете, умеете вы это делать или нет, каким образом вы хотите передать изображение. Порой даже фотография, сделанная определенным образом, может быть иллюстрацией. Если вы нарисовали что-то пальцем на запотевшем окне, это тоже может быть иллюстрацией. Зависит от того, какую идею и какой посыл вы передаете.

Я хочу показать художников и иллюстраторов, которые сейчас очень востребованы. Дэвид Шригли (David Shrigley) известен очень наивной графикой и историями, которые передаются через иллюстрации. Генри Дарджер (Henry Darger) — писатель и художник, который рисует в технике ар-брют. Франк Хене (Frank Höhne) и Пол Патцел (Paul Paetzel) известны примитивной техникой с использованием насыщенной колористики. Работа Жаки Стокдейла (Jacqui Stockdale) — здесь сфотографированный персонаж кажется очень живым на фоне прорисованных задних планов.

Почему это все показываю? Я хочу показать то, что сейчас в тренде. Самое главное, что происходит сейчас и к чему нужно стремиться, — это новая, чистая графика. Это нечто большее, чем просто рисование. Как я уже говорила, здесь очень важен нарратив, и он здесь передается. Это графика будущего, она очень востребована сейчас в Европе, Америке. У нас в России пока нет. Но современный иллюстратор должен идти на шаг впереди, должен понимать, что будет актуально завтра, а не сейчас, в данный момент.

Сегодня арт-директоры пресытились просто красивой, реалистичной, академичной графикой. Она не трогает зрителя. Она всем надоела, это скучно. Впрочем, все зависит от конкретного издательства, которое специализируется на определенном направлении.
Например, это — не иллюстрация. Просто красивая картинка с красивой девушкой, и видно, что художник увлекся деталями, но не думал о других вещах.
Пол Патцел (Paul Paetzel)
Франк Хене (Frank Höhne)
Дэвид Шригли (David Shrigley)
Генри Дарджер (Henry Darger)
Жаки Стокдейл (Jacqui Stockdale)
— Нужно ли уметь рисовать?
— Если ты начинаешь работать в технике, которая сейчас на пике популярности, это значит, что ты отстал, и это значит, что у тебя будет огромное количество конкурентов и, скорее всего, работы будет не так много. Особенно это касается иллюстраторов и художников, которые только-только начинают работать. Нарабатывая технику, нарабатывая опыт маленькими шагами, вы, увы, рискуете оказаться позади. Поэтому необходимо наблюдать и работать. Забудьте про вдохновение. Нужно быть неугомонным, работать и добиваться своей цели.

Неважно, насколько вы талантливы. Если у вас есть определенная цель, которой вы действительно хотите добиться, вы трудоспособны и усидчивы, вы готовы ради этой цели сделать все что угодно, то вы этого обязательно добьетесь, 100%. Можно, не имея никакого таланта, стать профессиональным, успешным, качественным иллюстратором, который будет востребован не только в России, но и за рубежом.
— Нужно ли профессиональное образование?
— Художественное образование может дать вам большие преимущества. С ним вы сможете быстрее воспринимать многие вещи и доходить до сути. Но люди, которые закончили художественные вузы, часто сталкиваются с проблемой: они не могут отойти от академизма, а именно сейчас академизм в иллюстрации не очень востребован в веб-журналах и печатных изданиях.

Многие очень успешные иллюстраторы не ходили в художественную школу и не имеют художественного образования или профессионального образования в сфере иллюстрации. Круто быть самоучкой, но, увы, не все люди способны к методичному самообразованию. Как я уже говорила, образование сильно экономит вам время. Можно посвятить самообразованию пять лет, а в профессиональном заведении уложиться за два-три года. Чем еще хорошо образование — вы не только нарабатываете профессиональные навыки, но и еще можете легко наработать связи с нужными людьми.
— Какие понадобятся инструменты?
— Я рисую в редакторах Adobe Illustrator и в Photoshop, часто рисую от руки, «живыми» инструментами. Если задача требует компьютерной графики, сразу начисто делаю в Photoshop и Illustrator. Если нужна «живая» техника и стилистика, работаю вживую, а потом сканирую и, например, делаю цветокоррекцию в Photoshop.
обучение иллюстрации
— Начинать в 30 уже поздно?
— Идти учиться никогда не поздно. Я захотела сменить профессию уже после университета, мне было 23. Пошла учиться дизайну в 25. Самому старшему студенту у нас было 56 лет, и он делал очень интересные работы, многие ему даже завидовали. Поэтому никогда вообще не поздно идти учиться.

Надо только учесть, что чем старше вы, когда начинаете делать что-то с нуля, тем сильнее придется поднажать, чтобы набрать профессиональную форму. И тем меньше времени стоит постараться потратить на обучение. Надо ускориться, чтобы потом больше времени осталось на практику.
Комикс
Иллюстрированная книга по басне Крылова
Работы студентов Факультета дизайна Арии Баскаковой, Сони Ковальски, Людмилы Комлевой, Дарьи Литот, Виктории Сорокиной, Романа Акинина, Анны Бубновской, Антонины Весны
— С чего начать?
— Самое главное на начальном этапе — наблюдение. Мы становимся тем, что мы видим. Когда мы наблюдаем за окружающим миром, за художниками, за иллюстраторами, за визуальной культурой, мы накапливаем свой личный и профессиональный багаж. Становимся более понимающими. Мы видим многие вещи, которые не замечали раньше. И это откладывает отпечаток в нашей работе и не может пройти бесследно.
— Где искать хорошие примеры?
— Вот некоторые российские иллюстраторы, на которых стоит обратить внимание: Родион Китаев, Виктор Меламед, Надя Мира, Сергей Майдуков, Ната Метлух, Маша Краснова-Шабаева, Евгения Баринова, Галя Панченко, Александр Костенко, Света Муллари, Илья Казаков, Арина Шабанова, Тим Яржомбек, Ирина Троицкая, Катерина Воронина.

Еще Дмитрий Горелышев сделал прекрасную подборку редких графических работ знаменитых и не очень знаменитых художников всего мира. Он назвал ее «Музей рисунка». Очень рекомендую в учебных целях просматривать этот сайт и изучать графические работы представленных художников. Это художники от классической школы, там есть вся мировая классика. Дима собирает редкие работы, которые вы мало где сможете найти.
курс иллюстрации онлайн
программа иллюстратор онлайн
иллюстрация цена
иллюстрация обучение
обучение на иллюстратора дистанционно
лучшие иллюстраторы россии
дистанционное обучение иллюстратор
портфолио иллюстратора пример
выучиться на иллюстратора
тьюторская программа иллюстратор
высшее образование иллюстратор
иллюстратор уроки рисования
дистанционное обучение иллюстрации
Работы Родиона Китаева, Виктора Меламеда, Нади Миры, Сергея Майдукова, Наты Метлух, Маши Красновой-Шабаевой, Евгении Бариновой, Гали Панченко, Александра Костенко, Ильи Казакова, Арины Шабановой, Тима Яржомбека, Ирины Троицкой, Катерины Ворониной
— Как добиться успеха?
— Современный иллюстратор способен на абсолютно разные задачи, может выполнить иллюстрацию в разных техниках. Люди, которые много лет работают в одной и той же технике, не меняя ничего, не желают развиваться. Это называется топтание на месте. Когда вы делаете что-то новое, сложное, интересное, вы развиваетесь.

В Европе есть такая тенденция: художники работают в разных техниках. Их портфолио, как правило, состоят из разнообразных работ. Если они делают выставки, то это не просто выставка одноформатных картин, постеров или рисунков. Когда зритель приходит на выставку посмотреть один зал с картинами одного формата, это превращается в жуткий баян, это уже не интересно. Сейчас нужно зрителя держать в тонусе, чтобы ему было интересно. В эпоху гиперинформационности нас окружает столько всего вокруг, что уже ничто не поражает и не вдохновляет. Очень сложно удивить зрителя, поэтому художники делают выставку разнообразной. Вместе с иллюстрациями может быть выставлена керамика, холсты, шелкография, анимация — целый визуальный арсенал.

Современный иллюстратор очень гибкий. Когда ему приходит заказ, он всегда думает о том, как его передать: техника, задача, инструменты, которыми он будет создавать изображение. Это зависит не от того, что он умеет, а от того, какую историю, какую задачу несет в себе проект. Инструмент для создания изображения подбирается конкретно под заказ. Ответ «Извините, я рисую только черным линером, и все» — это ответ профессионально непригодного человека по сегодняшним меркам. Да, он может быть гениален в черно-белой графике, но он очень ограничен. Его сфера деятельности настолько узка, что он сам ограничивает себя в работе. Круг его потенциальных заказчиков очень сильно сужается, и профессия не принесет ему достаточную прибыль.
— Как оформить портфолио и где его разместить?
— Портфолио должно быть качественное, красивое, с четкими работами, с хорошим описание проектов и задач, которые вы решали с помощью иллюстрации. Нельзя вместо портфолио выложить свои отсканированные скетчбуки. Работы должны быть поданы профессионально, чтобы потенциальный заказчик увидел портфолио и понял, что вы подходите под его задачи. Только так вы сможете получать заказы.

Многие арт-директоры просто гуглят молодых иллюстраторов, смотрят Behance, Cargo Collective и другие порталы. Очень важно в наше время виртуальных возможностей иметь аккаунты во всех социальных сетях и регулярно их обновлять. У меня было несколько иностранных заказов из Англии и Швеции благодаря Instagram. Они как-то нашли мой аккаунт, увидели мои иллюстрации и предложили мне работу.

Если вы очень увлекаетесь, любите рисовать, но не постите свои работы, а вместо этого складываете все в стол, их никто никогда не увидит и никто не сможет оценить ваш труд. Поэтому очень важно быть социально активным, общаться в сети, выкладывать свои работы и самое главное — не бояться критики.

Социальные сети очень стимулируют к работе. Когда ты выкладываешь картинку, а ее кто-то хвалит, очень хочется сделать еще круче и показать еще большему количеству людей, начать продвигать свои работы.
— Есть ли конкуренция среди иллюстраторов?
— Лет пять назад иллюстрация в России была чем-то очень зыбким. Иллюстраторов было мало. Сейчас картина изменилась. Конкуренция уже достаточно высока, и поэтому, если вы только вступаете на этот путь и хотите действительно быть профессиональным художником-иллюстратором, работать в коммерческой среде, не оставлять это в формате хобби, а сделать своей профессией, нужно ускориться, взять себя в руки и фигачить.
— Как получить заказы?
— Я получаю заказы самыми разными способами. Надо оговориться, что для того, чтоб зарабатывать хорошие деньги, надо очень много работать, и порой выход на серьезный уровень может занять несколько лет.

У меня за восемь лет наработалась база постоянных клиентов. Еще я работала с иностранными заказчиками, которые приходили через Behance. Это говорит о том, что современный иллюстратор обязательно должен иметь портфолио.

И, наконец, я состою в иллюстраторском бюро «Вьюга». У него периодически проходят выставки. И заказы часто приходят из этого бюро. Попасть в такое бюро можно, вас туда пригласят.
дистанционное обучение на иллюстратора
второе высшее иллюстратор
курс иллюстрация
обучение иллюстрации онлайн
программа обучения adobe illustrator
основы обучения программы адобе иллюстратор
среда обучения иллюстрация
программа курса обучения дизайнер иллюстратор
бакалавриат иллюстратор
программа курса обусения дизайнер иллюстратор
Работы Pasha Mishkin, Nikita Kibirev, Sasha Katz, Sergey Gudkov, Katya Dorokhina, Arina Shabanova, Alexey Suhov, Nilufer Zakirova, Khadia Ulumbekova, Eva Revolver
— Сложно ли получить иностранный заказ?
— Ситуация двусмысленная, но для российских иллюстраторов она сейчас на руку: иностранные издательства и арт-директоры ищут рисовальщиков на Behance, могут даже по тегу «Россия» намеренно находить иллюстраторов, потому что наши ребята просят за свою работу меньше денег, чем их коллеги из Европы и США, в связи с кризисом последних лет. Сейчас нашим иллюстраторам стали давать все больше заказов из-за границы. В целом с позиции иллюстраторов это, скорее, неплохая тенденция. Даже учитывая, что иностранный заказчик платит нашим меньше, чем своим, для нашего рынка это хорошие деньги: не каждый заказчик здесь платит столько.
— А если у меня нет опыта?
— В первую очередь нужно сделать очень хорошее портфолио. Если поначалу нет настоящих заказов, можно придумать себе заказы самостоятельно: описать задачи и нарисовать иллюстрации, например, сделать несколько постеров.

Если иллюстратор, даже очень крутой, мечтает нарисовать обложку для журнала The New Yorker, он берет, делает фейковую обложку и выкладывает ее в соцсетях. Она может получить большой резонанс (такое бывало, и не раз), и это всегда хороший повод показать свои навыки, свое видение. Вы можете придумать что угодно. Рекламную акцию для Nike или BMW, сделать дизайн, красивую подачу и положить в свое портфолио. Если результат будет действительно крутым, этот проект заметят. Ната Метлух, которую я уже упоминала, именно так и начинала. Она сделала очень хорошее портфолио из фейковых журнальных иллюстраций. Просто брала материалы из газет и журналов, в которых хотела бы поработать, и рисовала к этим статьям полноценные иллюстрации. Можно сделать даже фейковую верстку, так что публикация будет выглядеть очень правдоподобно.

Арт-директору неважно, где вы работаете и что вы закончили. Он не будет проверять, настоящие у вас проекты или нет. Когда ваши проекты набирают большое количество лайков на Behance, их могут разместить в главной галерее, где вас скорее могут заметить и предложить поработать уже на реальном проекте.
ПОДБОКИ ОТ ЛЮБЫ БЕРЕЗИНОЙ
Цикл материалов «Иллюстраторы и художники, которых нужно „знать в лицо“»
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности