});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 10 сентября

Школьное образование в интернете: что думают мамы и папы об онлайн–обучении

Несмотря на то, что рынок онлайн-образования растет, многих все еще пугает формат обучения по интернету. Особенно жаркие дискуссии возникают, когда речь заходит о школьной программе. У противников этого метода несколько аргументов: у ребенка не хватит мотивации, нет личного контакта, это неэффективно. Мы решили узнать, так ли это, и поговорили с родителями, чьи дети изучают школьную программу онлайн.
«Онлайн-уроки дают возможность выбирать предметы и учителей самостоятельно»
«Глеб в седьмом классе на заочной форме: он учится дома, а аттестацию сдает в школе. Мы перешли на этот формат с первого класса, потому что не могли быть привязаны к одному месту — я много путешествую по работе. Пришлось учиться самостоятельно, и тогда мы поняли, что год школьной программы сын усваивает за пять месяцев. Постепенно мы перешли на очно-заочную форму, а затем полностью на заочную.

Сейчас мы занимаемся онлайн, у нас два направления: для школьной аттестации и для самообразования. Онлайн-уроки дают возможность выбирать предметы и учителей самостоятельно, и я доверила это сыну с одним условием — школьная программа должна быть освоена полностью. Глеб успевает и то, и другое. Например, недавно дополнительным курсом он прослушал „Введение в нутрициологию" от Стэнфордского университета на английском языке.

Моя роль больше кураторская. Я следила, чтобы он успевал выполнять задания, помогала разобраться с форматом, показала, как работает механизм вообще, но жесткого контроля не было. Задача родителя тут — подсказывать и подбадривать.

Мне нравится, что онлайн-образование дисциплинирует. Ты отвечаешь за свои знания, не зависишь от педагогов. Когда информацию буквально приносят в твой компьютер, уже нельзя говорить, что учитель чего-то не рассказал. Все зависит только от тебя. Еще один плюс — разнообразие. Глеб учится у профессионалов разных стран и подтягивает английский.

Когда мы только пробовали учиться онлайн, было страшно: хотя школьная программа и устарела, зато там все понятно и знакомо. А тут я взяла полную ответственность на себя в плане образования сына. Даже сейчас, когда я вижу результат, иногда переживаю. Но в школу возвращаться не буду.

Если говорить о высшем образовании, то я считаю, что оно необходимо. Это такая основа. Онлайн-обучение в этом случае — хороший помощник, если ученик мотивирован на результат, умеет распределять время и учиться самостоятельно. А еще это зависит от специальности: пилот и врач не смогут получить образование в интернете, а для графического дизайнера это удобный вариант».
Наталия Лапкина
Сын Глеб, 13 лет
«Учителя находятся на связи и отвечают в течение пятнадцати минут»
«У нас изначально не сложились отношения с преподавателями — не устраивал подход к ребенку и подача материала. Поэтому в 8 классе мы решили попробовать формат онлайн-обучения. Выбирали долго: изучали, какие варианты альтернативного образования существуют, советовалась с теми, у кого был похожий опыт.

Теперь, отучившись два года и получив аттестат — такой же, как и у других школьников, — могу сказать, что онлайн-обучение нравится мне как маме по многим причинам. Во-первых, задачи тут интереснее и серьезнее: это не типовые упражнения из учебников, которые ребенок может списать из ГДЗ. Учителя находятся на связи и отвечают на вопросы в течение 15 минут, урок можно пересмотреть в записи или прочесть сжатый конспект лекции, если вдруг что-то непонятно. Еще один плюс — мотивированность и четкость педагогов. Они концентрируются строго на материале, не отвлекаясь на дисциплину в классе.

Если говорить о высшем образовании, то по личному опыту могу сказать, что интернет-технологии только совершенствуют процесс получения знаний. Я сама сейчас получаю еще одну специальность, и мне нравится, что приезжать на лекции не обязательно — все материалы, текст и презентации я получаю по почте».
Надежда Данилова
Дочь Лада, 16 лет
«Онлайн-формат позволяет гибко строить планы: ты не привязан к месту и даже ко времени»
«Мой ребенок ходил в школу только первый год, но очень много болел — почти 50% времени. Потому пришлось учиться дома, а в школе сдавать аттестацию. К тому же Стефания профессионально занимается конным спортом, а расписание тренировок не всегда можно совместить с уроками. Когда мы вышли с больничного, то поняли, что результаты домашнего обучения лучше. И решили полностью учиться дома.

Сначала было страшно, но когда появились первые положительные результаты, решили продолжить. Онлайн Стефания изучает два предмета: английский язык и окружающий мир. Нам нравится этот формат: у ребенка вырабатывается самостоятельность. Взрослый же выступает как тьютор — не заставляет учиться, а дает вектор и корректирует результаты. С одной стороны, ребенок получает свободу действий, а с другой — не остается без присмотра. А еще несомненный плюс — лучшие, по сравнению со школой, результаты.

Мне нравится, что онлайн-формат позволяет гибко строить планы: ты не привязан к месту и даже ко времени, ведь курс можно посмотреть еще раз. Но такой формат подходит не всем: некоторые дети нуждаются в постоянном контроле и присутствии взрослого».

Любовь Еремина
Дочь Стефания, 10 лет
Мнение экспертов
Чтобы полностью раскрыть тему онлайн-обучения, мы обратились к экспертам — людям, которые сами ведут занятия онлайн для детей и взрослых из разных стран. Некоторые педагоги, которых мы опросили, используют интернет-обучение, чтобы повысить свою квалификацию.
«Онлайн-обучение не сильно отличается от обычного формата»
«Мы живем недалеко от Лондона, а потому все школьные предметы мои дети изучают на английском языке. Онлайн они учат только русский язык, предметы, которые трудно даются в школе, а также то, что интересно им самим.

Онлайн-обучение и обычный формат не сильно различаются. Я сама преподаю и онлайн, и оффлайн, а потому знаю, о чем говорю. Более того, когда ребенок сидит напротив монитора, это помогает ему сосредоточится и не отвлекаться, ведь все под рукой: учитель — на экране, а материал — в соседней папке. Но нужно помнить, что такой формат подходит не всем и не всегда: онлайн можно передавать теорию, а практические занятия возможны только при личной коммуникации. Из плюсов онлайн-образования, конечно же, экономия времени. Ни учитель, ни ученик не тратят время на передвижение. Хорошо, что технологии это позволяют. Безусловно, есть свои недостатки: через компьютер нельзя провести интерактивные игры, показать что-то руками. А еще не все преподаватели технически готовы к такому формату. Если говорить о моих детях, то им этот формат подошел. Возможно, тут дело еще в самих преподавателях — они настолько полюбились детям, что те даже требуют личных встреч».
Светлана Водолазская
Директор дистанционной школы Ahead, мама троих детей
«Если традиционное обучение — это двигатель, то онлайн-обучение — это турбина»
«Почему онлайн-обучение так нравится детям? Ответ прост: это интертеймент. Моему сыну нравится, что у него есть свой ноутбук, что он работает на нем, связывается по скайпу. Ему нравится сам процесс — это то, что интересует детей здесь и сейчас. Они не задумываются о результате и не всегда могут отследить его, а потому важно сделать так, чтобы занятия захватили внимание ребенка. Кроме того, онлайн-уроки очень удобны: мы как-то спешили, а занятие должно было вот-вот начаться. Я подключил интернет, и сын занимался английским в машине.

С высшим образованием сложнее. Вариант онлайн-обучения возможен, если это среднее специальное образование. В творческих специальностях все еще необходимо личное присутствие педагога. Это не отменяет того, что онлайн-образование может дать отличную базу. Я вижу это так: если традиционное обучение — это двигатель, то онлайн-обучение — это турбина. Оно ускоряет образовательный процесс в разы. Например, я сейчас собираюсь получать академическую степень и смотрю онлайн-курсы. Мне не нужно для этого идти в библиотеку — все на мониторе моего ноутбука».

Илья Насонов
Основатель NasonovDesignWerke, преподаватель Среды обучения, папа десятилетнего сына
«Границы — это условности, которые не должны мешать получению знаний»
«Я веду занятия с учениками, которые, будучи русскими, живут в разных городах и странах. Формат онлайн-уроков позволяет работать без привязки к конкретной точке на карте. Это не только удобно, но и полезно: с раннего возраста ребенок видит, что географические (да и вообще любые) границы — это условности, которые не должны мешать получению знаний.

Онлайн-уроки похожи на привычную для меня работу в аудитории. Разница лишь в том, что они вытеснены в цифровое пространство. Главное преимущество такого формата — возможность совмещать разные виды деятельности, например, учебу и работу. Это особенно важно в наше время, когда идея непрерывного образования становится все популярнее. Я сама постоянно обучаюсь, углубляя свои знания в профильных областях и занимаясь дистанционно в зарубежных вузах.

Из минусов онлайн-формата — невозможность до конца прочувствовать атмосферу учебного заведения. Некоторым ученикам важно физическое присутствие: они хотят погулять по местности, где расположен вуз, посидеть с профессором. Но все индивидуально, и для кого-то дистанция станет скорее плюсом: некоторым проще, когда нет прямых контактов».
Анастасия Мелентьева
Основатель Sammy&Emmy
Материал подготовила Анна Кузнецова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ