Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона, и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 2 Августа

Дипломный проект + любовь к литературе = исполнение мечты

Наша выпускница Екатерина Чичейкина всегда мечтала оформить книжное издание, поэтому когда пришло время выбирать тему дипломного проекта, сомневаться было некогда. Она решила создать оформление сборника стихов одного из современных авторов и показать в работе все дизайнерские навыки. Это оказалось настоящим исполнением мечты!
Мой дипломный проект — разработка дизайна сборника стихов. Я решила, что тема должна пересекаться с моей мечтой об оформлении книжных изданий, что это должно быть началом моей работы в этом направлении. Вообще, страсть к разнообразной литературе, экспериментам и новаторству в ней, возможно и дала ту мотивацию, которая привела меня в дизайн. Ведь сколько себя помню, я восхищаюсь разнообразными работами художников книги, коллекционирую эти издания, придумываю, как бы могла оформить ту или иную обложку, когда иду мимо полок книжных магазинов. Книга интересует меня целиком. Не только как дизайнера-полиграфиста, который следит лишь за визуальной стороной вопроса и видит мир в CMYK. Я люблю поэзию и подумала, что неплохо было бы начать с нее, придумать интересное оформление сборника стихов одного из современных авторов. Этим автором стал Осадки Бельгии, московский поэт. Я связалась с ним, потом с издательством, которое заинтересовалось еще в начале года, все дали добро и процесс пошел.
Сама практическая часть дипломной работы заняла примерно три месяца. Но до того, как приступить к ней, я довольно долгое время продумывала концепцию, листала сборник вновь, и вновь, искала ключевые точки, работала с образами, советовалась по этому поводу с автором в переписке, каждый день изучала рынок и тенденции… Можно сказать, что с начала года я погрузилась в проект с головой и почти не давала себе передышки, настолько сильно меня это увлекло.

Пришлось столкнуться с некоторыми сложностями.
Во-первых — рамки бюджета. От этого много зависело — и выбор бумаги, и тираж, и сама концепция оформления. Пришлось проработать сразу две. Во-вторых — время, его было не так уж и много для такого объема работ, но я справилась, потому что сразу выработала план, как и что я буду делать поэтапно. В-третьих — сама дипломная работа, она же тоже требовала к себе пристального внимания и исполнения в срок. Но эти сложности и рамки позволили мне яснее увидеть свою цель, добавить опыта к уже присутствующим знаниям.

Моим дипломным руководителем стала Наташа Файбисович.
Мне кажется, мы неплохо сработались :) Я рассказала о проекте — он ей понравился, и я практически сразу представила ей план того, как я работаю. Наташа очень внимательна к деталям, она сразу указывала на недочеты, дополняла, если я что-то забывала из-за той многозадачности, которая стояла передо мной, а это было неизбежно при таких объемах работ. По ее рекомендации я выбрала типографию. Наташа стала тем идеальным руководителем, который и был мне необходим.
Основных этапов работы было семь: исследование книжного рынка, нашей аудитории, разработка концепции, верстка, работа с цветом, разработка иллюстраций и работа непосредственно с типографией.
На этапе исследований я затронула вопросы и нюансы оформления современных авторских книг и вообще, как к этому подходят разные книгоиздатели, какие плюсы и минусы обозначаются в разных подходах к этому вопросу, насколько много уделяется внимания работе художника в этих издательствах. Затем шел этап определения аудитории (в зависимости от того каким будет тираж) и уже от этого выстраивался третий и самый длительный этап работы над концепцией, а точнее — над концепциями, для малотиражного проекта или массового. То есть по факту, я занималась разработкой двух вариантов того, какой может быть книга — черно-белой (для широкой аудитории) или цветной с небольшим количеством экземпляров. Параллельно с созданием иллюстраций, я занималась версткой. Это тоже был очень важный этап. За основу я взяла концепцию дома, основанную на работах архитектора Фрэнка Ллойда Райта, тех «домах прерий» с далеко выступающими карнизами. Вообще, структура книги очень похожа на архитектурную, названия я вынесла так же далеко от текста как Райт свои карнизы, чтобы взгляд на развороте сосредотачивался непосредственно на стихотворении, а не на его названии.

Когда стало понятно, что лучше сделать цветной вариант издания, это больше подходило и к концепции авторских текстов (их смысловые настроения Осадки Бельгии задумал как переходящие от мрачных к светлым) и визуальная часть таким образом бы выигрывала, я учла пожелания автора использовать фиолетово-голубую гамму, составила градиент из этих оттенков от темного к светлому, разбила книгу на развороты, и нанесла на них цвет, потом удалила лишнее и эта текстовая задумка настроений от темных к светлым, заиграла не только на смысловом уровне, но и визуально.

Иллюстрации создавались по принципу кинематографичности образов — «неправильным» текстам (опубликованным в авторской редакции без точек и запятых) хорошо подошли нечеткие, будто выхваченные взглядом с экрана старого телевизора с помехами изображения.
Потом шел препресс и уже работа с типографией. Поскольку я контролировала весь процесс от начала и до конца, проверяла цветопробу, принимала тираж тоже я. Это было важно, ведь по моей задумке, в книге присутствует калька, как элемент игры на некоторых иллюстрациях. Вот только в типографии в первый раз ее просто забыли вставить, пришлось исправлять работу.
Самым интересным был этап разработки иллюстраций. Я ведь подошла к этому вопросу как соавтор, правда уже визуальных образов, отражающих тексты в моем видении. Испробовала много техник в самом начале, искала то, что может подойти к этим стихам: уголь, тушь, акварель, фотоколлаж, на котором и остановилась в итоге. Мне навсегда запомнится один момент, когда я работала над последней иллюстрацией к сборнику. Там есть строчка «велюровый велосипед». Я долго не могла этот образ визуализировать, не получалось представить, что это и каким может быть. Было самое начало весны, деревья только начали обрастать почками, я вышла на балкон и в этот момент прямо передо мной пролетела большая бабочка. Моментально родился образ «крылатого велика», а о том, что это удивительно, ведь снег еще не растаял окончательно и для бабочек рановато, я подумала уже во вторую очередь.

А еще интересным был этап получения готового тиража в типографии, действительно, для меня это так! :)
Вообще очень сильно воодушевляет тот факт, что я занимаюсь любимым делом. От этого и появляются все источники вдохновения, наверное. Любой визуальный ряд, будь то сны, вступительные титры в каком-нибудь сериале, фрукт необычной формы, поход в галерею, взгляд в окно, клик в behance или в pinterest… Да что угодно может подарить идею, вдохновение, мысль.

Меня зажигало общение с моим руководителем Наташей, легкое и продуктивное, с автором, который разрешил мне полную свободу действий, с издателем, который участвовал и помогал в осуществлении проекта. Все эти люди, готовые помочь, и моя увлеченность, мои мечты и настраивали меня на работу.
Накануне предзащиты я очень сильно нервничала. К тому моменту работа над проектом с моей стороны была уже завершена, а файлы переданы в типографию. Мне хотелось рассказать многое о своем проекте, ведь объем задач был довольно большой и все казалось важным, я собрала презентацию со всеми этапами работы, по максимуму старалась сократить количество слайдов в ней, чтобы успеть все-все-все рассказать. Отрепетировала даже не сосчитать сколько раз… Но конечно же, и это было ожидаемо, на самой предзащите не уложилась по времени, как меня и предупреждала Наташа.

Забавно, но прямо во время предзащиты, когда я уже начала осознавать свою ошибку, в голове выстроился план, как нужно строить эту презентацию так, чтобы успеть донести идею и представить все грани моего проекта. Всего-то и надо было показывать вместе этап проектной работы и получившийся результат по принципу «сказано-сделано», а не разбивать все это на части. Помню, тогда я запнулась в словах от мысли, что не додумалась до этого раньше и из-за этой запинки никто ничего толком не успел рассмотреть. Но предзащита на то и предзащита, чтобы эти вещи обнаруживать. Зато к защите я уже была спокойна и почему-то думала о том, что теперь все получится, и прошла она на отлично, я успела это свое все-все-все (вроде, у комиссии даже вопросов не возникло, хотя я их ожидала).

До работы над дипломом у меня было много реальных разноплановых проектов. Я занимаюсь фрилансом довольно давно и преимущественно в полиграфии: от разработки дизайна эксклюзивных упаковок для подарков и иллюстраций для открыток до логотипов, фирменных стилей с брендбуками и более масштабных проектов, например, оформления форумов.

Говоря о планах на будущее
 — хочу, чтобы мой фриланс эволюционировал в маленькую дизайн-студию с парой помощников и нормированными выходными :) Верю, что впереди еще много интересного.
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности