Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 24 января
«Может быть и так, что то, как выглядит предмет, важнее проблемы, которую он решает»
АНТОН РЕППОНЕН
Антон Реппонен, сооснователь и дизайнер студии Anton & Irene, а прежде ведущий креативный директор американского агентства Fantasy, рассказал нам об эстетике в дизайне, которой часто пренебрегают в пользу функциональности, и о роли преподавателя в современном образовании
— Прежде всего хочется понять, что такое интерактивный дизайн. В чем разница между ним, web-дизайном, app-дизайном и UX-дизайном?
— Для меня принципиальной разницы нет. Интерактивный дизайн — это любое взаимодействие пользователей с технологией. Чаще всего, когда люди говорят про интерактивный дизайн, они думают об экране, и это почти что правильно. Когда я заказываю пиццу в интернете, передо мной есть какой-то интерфейс для заказа. Когда я снимаю деньги в банкомате, передо мной тоже есть монитор, на котором я должен нажимать кнопки. Если у меня новый телевизор, с помощью пульта я в нем выбираю разные приложения. Все это интерактивный дизайн. Сейчас интерактивный дизайн стал отделяться от экрана и пошел дальше: например, когда я голосом общаюсь с ботом Алексой. Беспилотные (self-driving) такси скоро уже будут на наших улицах, и сейчас интерактивные дизайнеры работают над тем, как с ним общаться. Когда такая машина едет по улице, как прохожий ее остановит? Если в ней уже кто-то сидит, как машина даст знать, что она занята? Это тоже взаимодействие пользователя с технологией, но уже вне экрана.
One Shared House 2030
Есть сервисы, которыми можно просто пользоваться, а есть те, которых ждешь не дождешься, чтобы еще раз ими воспользоваться
— Получается, что интерактивный дизайн — это тот вид дизайна, который дальше других ушел от эстетики в функцию?
— Многие так думают — и очень заблуждаются. 99% дизайнеров считают, что дизайн должен исключительно решать проблемы. Ясное дело, он должен решать какие-то проблемы, но для меня это всего лишь первый уровень, который даже не обсуждается. Как то, что у машины должны быть колеса. А следующий уровень — эстетика, о которой все забывают и которая невероятно важна. Как сделать красиво, эмоционально, чтобы дизайн резонировал с пользователем и, самое главное, был desirable. Потому что есть сервисы, которыми можно просто пользоваться, а есть те, которых ждешь не дождешься, чтобы еще раз ими воспользоваться. Если рядом положить две вещи, одинаковые по функции и решающие одну и ту же задачу, но разные внешне и эстетически, то человек выберет более красивую. Бывает так, что то, как выглядит предмет, может быть настолько же важен, как и проблема, которую он решает. Иначе бы мы все ходили в одинаковых футболках, носили одинаковые прически и водили одинаковые машины. Я уверен, что у каждого человека есть хотя бы одна вещь, которую они ценят больше за то, как она выглядит и как с ней можно взаимодействовать, нежели какую проблему эта вещь решает.
NURO Watch
Найдется совсем мало примеров, где дизайнеры подошли к работе с мыслью, что взаимодействие, которое они предлагают, должно запомниться
— По-вашему, многие дизайнеры это недооценивают?
— Думаю, да. Потому что, если посмотреть на весь интерактивный дизайн, найдется совсем мало примеров, где дизайнеры подошли к работе с мыслью, что взаимодействие, которое они предлагают, должно запомниться. Нет такого банкомата, про который ты думаешь: «Ах, не могу дождаться, когда же мне в следующий раз нужно будет снять деньги!» Наоборот, каждый раз, когда мне нужно снять деньги, особенно во время путешествий в другие страны, я думаю: «Вот сейчас будет эта адуха: непонятно, куда нажимать, чего они от меня хотят, почему карточка не работает, как поменять язык». Хотя, если подумать, с технологической точки зрения сделать этот дизайн классным не так уж и сложно.
Другой пример — эти видео в самолете перед полетом, которые все игнорируют, о том, где какие находятся выходы и что курить нельзя. Кажется, Virgin первыми сделали такое видео веселым, и люди стали его смотреть, снимать видео, выгружать их в интернет — мол, смотрите, у Virgin классный ролик. Тут и другие авиалинии спохватились: о, нам тоже так можно? Как будто раньше им кто-то запрещал! В дизайне то же самое: кто-то первый сделает интересно, и все начинают подтягиваться. Я думаю, задача дизайнера — в том, чтобы искать новые решения, а не делать то, что уже было сделано сто раз.
Virgin America Safety Video
2007
Virgin America Safety Video
2013
Virgin America Safety Video
2014
— Как меняется интерактивный дизайн в связи с быстрым развитием технологий?
— — Многие сейчас занялись VR, но пока это не особо доступная для среднестатистического пользователей технология — простой человек дома не может получить хороший VR-экспириенс из-за того, что для этого пока что нужна достаточно мощная система. Но это все вопрос времени. Появились умные часы, то есть маленький экран, на который надо выводить много информации или передавать ее с помощью аудио. Появляются девайсы, которые работают через голос и чат-боты, и дизайнеры придумывают удобные пути взаимодействия с этими технологиями.
Поэтому сегодня обучение — это некое курирование информации. чтобы знающий человек показывал тебе, что может быть важным, а что нет
— Как лучше учиться интерактивному дизайну — самому или в академических заведениях?
— В интернете есть много информации, но ее там слишком много, и по большей части много мусора. Многие дизайнеры загоняют себя в рамки, придумывают десять несуществующих правил и потом строчат об этом в своих блогах. Начинающие дизайнеры читают это и принимают это слишком всерьез. Поэтому сегодня обучение в школе или университете — это некое курирование информации. Оно нужно, чтобы знающий человек показывал тебе, что может быть важным, а что нет. Чтобы он сказал: вот посмотри, есть такие возможности. Можно и самому во всем разобраться, просто для этого нужно быть мегатерпеливым и очень организованным.
Urban Walks, приложение сделано совместно с Данилом Криворучко
— Вы росли в Эстонии, потом работали в Западной Европе, теперь в США. Есть ли какая-то специфика в дизайне разных стран?
— Десять лет назад, когда начинал заниматься дизайном, я мог точно сказать, где тот или иной дизайн был сделан. Можно было очень четко увидеть дизайнера — бразильца, японца или корейца. Сейчас все слилось в одно, ведь человек в Индии пользуется тем же айфоном, что и человек в Мексике. Сегодня дизайнер в Японии или в России понимает, что он делает некий универсальный продукт, который более-менее одинаково воспринимается во всем мире. В результате визуально общее поле стало менее разнообразным, зато аудитория у твоей работы может быть гораздо больше. В этом есть и хорошее и плохое.
— Интерактивный дизайн — широкое понятие, нужна ли дизайнеру специализация?
— Профессия и правда очень обширная, и для молодого дизайнера важно попробовать разные подходы и форматы. Понятно, что потом многие уходят в какие-то ниши, но мне не нравится, когда дизайнер говорит: «Я делаю только мобильные приложения». Это как шеф-повар, который говорит: «Я могу готовить только курицу, а больше ничего не могу». Но ты же повар, я тебя не заставляю делать торты, но салат то ты можешь приготовить? У тебя должно быть общее представление, как разные ингредиенты смешивать и получать интересные вещи. Если дизайнер говорит: «Я делаю только продакт-дизайн», — для меня это не имеет смыла. Мне всегда нравился подход итальянских дизайнеров таких, как Massimo Vignelli или Ettore Sottsass. Тот же Виньелли мог и чашку сделать, и логотип, и интерьер церкви, и постер, и меню для ресторана. Мне интересно смотреть на архитектуру, заниматься фотографией и делать графический дизайн. Сейчас я пытаюсь произвести на фабрике часы — и при этом работаю со Spotify. Я делаю дизайн как будто бы из разных индустрий, но для меня это все равно дизайн. Дизайн очень разнообразный и не нужно себя ограничивать.
JERICOACOARA
MOSCOW
HONG KONG
PRAGUE
STOCKHOLM
HALIFAX
Можно работать со стартапом, с телевизором, «умными» часами, телефоном или любым другим экраном. Можно делать интерфейс для Xbox или VR-ролик для новой «тойоты». Во всех случаях решения будут принимать разные люди, контент и процессы будут тоже разными, и подход к дизайну будет отличаться. Но в конце концов для дизайнера разницы может и не быть. Тебе так или иначе поставляется некая информация, которую ты должен лучше всех организовать, передать пользователю и сделать так, чтобы это запомнилось.

Беседовала Ася Чачко
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности