});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 14 ноября

«Если пришел учиться в старшем возрасте, значит, раньше не был готов»

Алексей Шлеменко
Зачем человек идет учиться, когда за плечами колоссальный опыт работы, огромная база знаний, весомое портфолио и ему самому есть чем поделиться? А затем, что он дизайнер. Дизайн — сфера, где нельзя стоять на месте, надо постоянно расти, учиться, адаптироваться в новых условиях. И не важно, чего ты уже достиг в профессии: если ты остановишься, ты станешь неактуальным. Пообщались с дизайнером-иллюстратором Алексеем Шлеменко, который, имея практически 30-летний опыт работы, продолжает учиться и расти в своей профессии.
Начинал еще в далеком 1991 году. Тогда не было технических возможностей, что сейчас: высокая печать, линотип, цинкография. Соответственно рисунок — только тушью на белой бумаге в строго определенном масштабе. Верстка с метранпажем, линотипы, большие заголовки набирали вручную из касс, гранки, оттиски — в общем, делали почти как газету «Искра». Потом стали появляться компьютеры, но литературы по полиграфии практически не было, да и никакого интернета, ребята все придумывали «на коленке», доходили до всего методом проб и ошибок, даже система измерений оказалась другая, но это было время экспериментов, как в дизайне, так и в иллюстрации.

Со временем для себя остановился на иллюстрации. В компании, где я сейчас, все же основное направление — дизайн и верстка. Но в процессе работы иллюстрации придумываю и рисую сам. Всегда можно взять картинку из интернета, купить на стоках или заказать на стороне, а можно и нарисовать самому. Может, это будет иногда не так круто, как у мировых светил, но уж точно клиент получит авторскую вещь, которой ни у кого больше нет. Помимо этого, есть другие проекты, где я уже выступаю только как иллюстратор.
Ближе всего мне векторный рисунок, его можно легко редактировать, масштабировать, перекрашивать в зависимости от потребности носителя и заказчика. С ним можно работать в сжатые сроки, он ясно и правильно считывается, без лишних изысков.

Закончил Британку. Два раза по двум курсам, графический дизайн и дизайн периодических изданий, один — с красным дипломом. Обучение дало чувство, что я еще жив, что многое из того, что придумывали когда-то с друзьями, оказалось правильным и базировавшимся на опыте целых поколений до нас. Если бы знали это тогда, то скольких ошибок и метаний можно было бы избежать, сколько интересного можно было бы сделать. Но, я думаю, все в мире происходит вовремя: если пришел учиться в этом возрасте, значит, раньше не был готов.

Возраст скорее мешал преподавателям, нежели мне, студенту. Их смущал вид седобородого ученика. Как к такому обращаться, когда он старше и седее учителя? При этом появились друзья среди одногруппников, преподавателей, появился свой профессиональный круг общения, а в нашей сфере это очень важно. Хотелось бы еще поучиться, мир сильно меняется, так что через каждые 3−4 года можно учиться всему заново. Планов не строю, но если будет случай, то я только за.

Знаковые проекты в моей карьере иллюстратора. Все проекты интересны, пока они кому-то интересны, пока они имеют своего зрителя, свою целевую аудиторию, пока актуальны. Никогда не работал «на вечность». Были проекты, в которые входило до 300−800 рисунков, они продолжались в течение некоторого времени и жили своей вполне определенной жизнью, поддерживая некую программу; но проходило время, проект заканчивался, и на смену ему приходил другой.
Для души я веду дневник, дневник картинок. Иллюстрирую свою жизнь. Так как пишу с орфографическими ошибками, стал зарисовывать то, что со мной происходит, то, о чем думаю, что чувствую. Получившееся вывешиваю где-нибудь на «Фейсбуке», «Вконтакте» или «ЖЖ», иначе «записи» теряются, и от этого бывает безмерно грустно, будто теряешь часть себя. В хорошее время мы все-таки живем, время возможностей узнавать и не терять сказанное даже мимоходом.

Восхищаться нужно всеми, кто что-то делает и сделал, а если он оставил след в истории и искусстве, то это особо ценно. Мне лично в последнее время нравятся Стефан Зсайциц, Андрей Бабановский и Геннадий Новожилов, Маттиас Адольфссон, Пабло Лобато, Paco Gimenez. Из классиков — Рой Лихтенштейн, Сол Стейнберг, Густав Климт, Эгон Шиле, Оскар Кокошка.

Беседовала Наталья Швензель
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ