});
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
ДИЗАЙН / 6 июня

«Работа дизайнера должна быть сфокусирована на том, чтобы человек обратил внимание, что ему показывают»

Надежда Адрианова
Арт-директор отдела анлитической информации Центрального банка РФ и преподаватель курса «Инфографика» — о том, как инфографика сопровождает нас с детства, что визуализация — это лишь вершина айсберга при работе с данными, и почему для дизайнера образовательный проект — всегда подарок.
— С чем связана популярность инфографики?
«Инфографика не настолько нова, как кажется на первый взгляд»
— Инфографика как жанр появилась давно. Первые визуализации были опубликованы еще в конце 18-го века. Правда, в то время они имели узкую направленность и издавались, преимущественно, в специализированных атласах. Тем ни менее, инфографика не настолько нова, как кажется на первый взгляд. Тот бум, который начался лет 20 назад, а в России лет 10−15 назад, скорее всего связан не с появлением этого жанра, а с развитием технологий. Делиться информацией стало проще, чем раньше. Создание инфографики стало занимать меньше времени и процесс стал доступен для людей, далеких от тех технологий, которые использовались раньше.
— Что может инфографика, чего не могут другие виды коммуникации?
«Инфографику очень просто объяснить. Это когда проще нарисовать, чем описать, чем рассказать»
— Раньше бытовало мнение, что инфографика — это универсальный способ, которым удобнее представлять информацию. На самом деле это немножечко преувеличение, потому что действительно информацию удобнее представлять визуально, какую-то информацию — и это не изменится — удобнее представлять в виде текста или как-то иначе. Инфографику очень просто объяснить. Это когда проще нарисовать, чем описать, чем рассказать. Когда мы рисуем маршрут, как пройти к магазину, или показываем визуально статистические данные, которые мы можем, конечно, перечислить, но сравнить цифры будет гораздо сложнее, чем увидеть на картинке: вот этот показатель в два-три раза больше, чем другой показатель, и так далее. То есть инфографика не решает все задачи. На самом деле я очень долго думала над ответом на этот вопрос, как его сформулировать просто и понятно.
Некоторая информация проще, быстрее понимается и лучше запоминается именно за счет использования графических средств, сравнения, схемы. Инфографика гораздо проще воспринимается, когда нужно подать временную информацию, динамику. Когда у нас идет речь о распределении задач в какой-то группе, мы будем использовать диаграмму Ганта, потому что так нагляднее увидим, когда у нас пересекаются задачи. Так мы сразу можем охватить взглядом всю картину и уже сфокусироваться на каких-то конкретных проблемных зонах, либо пустых, либо слишком перегруженных. Нам гораздо проще увидеть экстремумы, какие-то пустоты, когда мы это визуализируем, а не описываем словами. Когда есть большой объем дробной информации, статистики или когда нам нужно охватить все это разом и увидеть не столько частности, сколько картину в целом, здесь очень сильно помогают визуальные средства.
— Где чаще всего используется инфографика, а где — редко, но хорошо было бы, чтобы использовалась чаще?
«Первая роль инфографики — пояснить, объяснить, помочь понять, и педагогические материалы — это мечта»
— Инфографика — вещь, казалось бы, новая, а на самом деле весьма привычная, мы ее видим, начиная с первого класса школы, а то и раньше, в детских журналах, книгах. Безусловно, инфографика используется в бизнесе, потому что никуда мы без нее: готовые отчеты, презентации, аналитика процессов, аналитика всего на свете подразумевает визуализацию того объема данных, который у нас есть. Еще, конечно, в медиа, потому что многие вещи гораздо проще показать наглядно. Когда мы визуализируем, мы доказываем, что мы не с потолка взяли этот вывод, а показываем, что, например, население мира растет, а вот оно, пожалуйста, и стареет.
Конечно же, учебники для школы и института. Это буквально мечта любого инфографа сегодня — поработать с образовательными проектами и материалами, потому что зачастую как раз там она не всегда, скажем так, идеальна. И сейчас многие толковые дизайнеры идут в этом направлении, потому что первая роль инфографики — пояснить, объяснить, помочь понять, и педагогические материалы — это мечта. Конечно, инфографика есть и в науке, любые исследования точно так же нужно представлять. И научная инфографика, по крайней мере, те примеры, которые попадаются мне, порой оказываются пугающими, туда дизайнер пока еще, видимо, не слишком активно проник. И пока что это очень локальная вещь, то есть людям, которые находятся в научной среде, в общем, все понятно и не столько важна эстетическая составляющая, сколько важна составляющая контентная. Но хотелось бы, чтобы при любом выходе на широкого читателя дорабатывалась и эстетическая составляющая.

На самом деле, инфографика есть везде. Когда вы смотрите расположение пожарного выхода в торговом центре и там нарисовано, куда надо бежать, это тоже инфографика.
— Сейчас много сервисов типа Gephy и Infogr. am, в которые вводишь данные, и они сами рисует инфографику. Получается, дизайнер вроде как и не нужен?
— Мне очень нравится Infogr.am. Оговорюсь, не нравится — как раз с эстетической точки зрения, он ограничен в возможностях. Но круто, что эти сервисы есть. Человеку, который не готов тратить много времени на дизайн, они помогают донести свою мысль, ведь в любой инфографике контент все-таки на первом месте. Как бы мы ни хотели быть главными, контент на первом месте.
— Вы имеете в виду именно содержание?
«Мой личный опыт показывает, что инфографика в соцсетях — это довольно проблемная вещь»
— Конечно. С одной стороны, содержание, с другой стороны, правильная подача. Дизайнер инфографики — несколько специфический дизайнер. Но это никоим образом не избавляет его от необходимости обладать базовыми профессиональными навыками, пониманием того, что он делает с графической точки зрения. Это не какой-то упрощенный дизайнер. Это, наоборот, level up, потому что любой дизайнер-инфограф должен хотя бы немного в журналистике данных разбираться, должен уметь работать с данными. Он должен понимать, какой способ визуализации выбрать для конкретных данных, чтобы добиться цели, которую ставит перед собой заказчик.
Еще очень важный момент, особенно это касается медиа, на самом деле это касается и презентаций. Мы находимся в очень конкурентной среде, чтобы захватить внимание читателя. И даже когда человек приходит на какую-то презентацию и слушает чью-то лекцию, все равно лектор конкурирует со смартфоном в этот момент, потому что человек все равно начинает залипать в телефон. И очень важная вещь — это внимание захватить. Работа дизайнера должна быть сфокусирована на том, чтобы человек обратил внимание, что ему показывают. Инфографика — отнюдь не самый простой способ коммуникации, это не котики, это антикотики, если угодно. Для многих людей он до сих пор пугающий. Мой личный опыт показывает, что инфографика в соцсетях — это довольно проблемная вещь. Не каждый человек готов даже в самых простейших вещах разбираться. Когда все немножечко сложнее, чем картинка.

Поэтому дизайнер должен все делать так, чтобы внимание не ушло, не потерялось. С другой стороны, это еще более сложная задача, сделать так, чтобы этот контент запомнился, потому что даже если мы сделаем суперкрасивую вещь, которую забудут через 10 минут, это, в общем-то, бесполезная вещь.

Есть такой дизайнер, Найджел Холмс, и есть идеолог, Эдвард Тафти, и у них был долгий идеологический спор, потому что Найджел Холмс делал то, что Тафти называл джанкчартами (junkchart), как, знаете, джанкфуд, или фастфуд — вредная еда. Холмс делал много украшательства, облекал инфографику, визуализацию данных в какие-то иллюстративные вещи. А идеология Тафти — в том, чтобы получался суперстрогий график, идеально правильный, сделанный по всем канонам, без малейшего отступа влево и вправо. И его забывают через три секунды, потому что он «обычный», не захватывающий ваше внимание. Если вы увидите штуки, которые делал Найджел Холмс, вы их не забудете и, скорее всего, даже не забудете контент, который там был, потому что они, с одной стороны, несут в себе некую развлекательную часть (это особенно касается, конечно же, медиа), но, с другой стороны, сделаны с некоторыми отступлениями от важнейших канонов, но и с большим уважением к ним. Этот подход, наверное, мне кажется самым перспективным на сегодняшний день, когда вы не только данные представляете, но делаете так, чтобы человек не забывал вашу работу и запомнил эти данные.
Инфографика от Найджела Холмса
Инфографика от Эдварда Тафти
— Обязательно ли дизайнеру понимать данные? И собственно какие навыки, кроме графических, ему нужны, чтобы работать инфографом?
«Инфографика делается для того, чтобы объяснить людям и помочь понять какую-то мысль»
— Зависит от амбиций дизайнера. Инфографика делается для того, чтобы объяснить людям и помочь понять какую-то мысль. Если человек не до конца сам понимает задачу, которую он хочет решить, ему достаточно сложно эту задачу выполнить. Не понимая, что я хочу рассказать, сложно это рассказать. Поэтому, конечно, дизайнеру нужно данные понимать. Он, конечно, не должен быть экспертом в какой-то конкретной области, потому что через любого инфографа проходит огромное количество совершенно разной информации, и разобраться во всем просто физически не получится. В этой ситуации он, чтобы понимать, должен консультироваться, общаться с экспертами по теме.
Первое и самое главное — понимать основную задачу, которую он хочет решить с помощью инфографики, основную идею, которая туда заложена заказчиком. Без понимания этой основной идеи будет очень сложно выполнить саму задачу, потому что инфографика — это же не просто визуализировать, нарисовать данные как таковые. Важно использовать дополнительные элементы, вспомогательные стрелочки, подписи, чтобы сфокусировать внимание человека именно на конкретной идее, которая заложена в эту визуализацию. Одни и те же данные могут рассказать об очень разных вещах. Зависит от того, как вы их подадите. Они не расскажут противоположных вещей, но расскажут о разных аспектах, связанных с этими данными.

Я рассказывала об этом на Дне открытых данных. Например, если вы возьмете данные о доле ВВП страны, вы можете один и тот же сет данных представить совершенно по-разному и получить из этого совершенно разные идеи. Одно дело, что США владеют четвертью мирового ВВП, другое дело, что ВВП распределен крайне неравномерно, если вы покажете это на карте. Если вы используете для этого соотношение населения и этого ВВП, вы увидите совершенно разную картину в ВВП на душу населения, и там будет совершенно другая история. То есть, конечно же, дизайнеру надо уметь работать в том же самом Excel, или в OpenOffice, или в LibreOffice, или в Google таблицах — конкретно неважно. Важно хотя бы минимально уметь работать в программе, в которой можно эти данные проанализировать, пересчитывать, группировать, фильтровать.

Далее дизайнеру неплохо было бы владеть какими-то программами, не только Infogr.am, но хотя бы тем же самым Tableau, чтобы быстро и легко пробовать по-разному визуализировать эти данные, опять же создавая необходимые фильтры и выборки. Это очень сильно помогает.
— Итак, таблицы, наверное, Illustrator. A Photoshop нужен?
— Таблицы, редакторы. По мне, так нужен, конечно же, Tableau. Это хороший инструмент, который помогает быстро анализировать. Я пользуюсь для окончательного оформления векторными редакторами, в первую очередь, конечно, Adobe Illustrator. Еще недавно появившийся Gravit, может быть, бесплатный Inkscape, в принципе, подойдет любой векторный редактор. Не уверена насчет растровых редакторов, то есть они тоже могут решить какие-то задачи, но, на мой взгляд, гораздо проще с инфографикой работать в векторе. Это уже потом можно доработать ее иллюстрациями и всем прочим. Есть еще масса разных инструментов, которые позволяют работать с большим объемом данных. Это, например, Jupiter, инструмент, в принципе, придуманный для генеративного арта, но впоследствии уже дошедший до работы с реальными данными. Это, конечно, Forrst, тот же Processing, и, конечно, JavaScript. Очень упростит задачу, если у дизайнера есть такая возможность или если у него есть прекрасный коллега-разработчик. Popitem тоже никто не отменял, потому что это прекрасный язык для анализа данных это прекрасный язык. Есть инструменты вроде OpenRefine, которые позволяют почистить, доработать, проанализировать данные. Но в первую очередь — графические редакторы и тот же самый Excel.
— Как обычно происходит передача данных от заказчика к дизайнеру? Аналитик дает табличку или, может быть, текст, или сразу сценарий?
«Идеальная ситуация: к вам приходит человек, который приносит данные в хорошем состоянии и с четко сформулированной идеей, что же мы через эти данные хотим показать»
— Происходит очень по-разному. Всегда очень зависит от заказчика, от ситуации, это, наверное, один из самых сложных моментов нашей работы. Идеальный случай, когда приходит условный заказчик, я не имею в виду реально коммерческого заказчика, я имею в виду тех, кому нужна эта штука. Это может быть и студия, в которой вы работаете, это можете быть вы сами. Но идеальная ситуация, когда к вам приходит человек, который приносит данные в хорошем состоянии, то есть без лишнего контента внутри — с неожиданными выборками — и с четко сформулированной идеей, что же мы через эти данные хотим показать. Идея всегда главная, потому что можно очень по-разному подойти к решению задачи.
Другой идеальный случай — когда вам дают данные и говорят: «Придумай мне идею», и вы начинаете уже эти данные разбирать и имеете некую возможность коммуникации для того, чтобы сказать: «Вот смотрите, у меня вот здесь получается вот так, вот так, вот так. Это нам интересно или нет? Мы это хотим рассказать или нет?», то есть когда идет совместная работа между поставщиком данных, дизайнером или командой, ресерчер и аналитик. Дальше, в процессе важно не забывать, что визуализация, уже окончательный продукт, — это отнюдь не первая визуализация, которую вы делаете. Очень важно понимать и отводить время на то, чтобы сделать так называемую предварительную визуализацию, просто рабочую визуализацию, в которой будет понятно, насколько качественны данные. Благодаря промежуточным визуализациям вы часто можете найти какие-то внезапные выбросы, ошибки, пропуски в данных. Ведь данные собираются по разным методологиям. И тут может быть все что угодно, и без промежуточного этапа визуализации довольно сложно понять, насколько эти данные отвечают вашей задаче. А если это открытые данные, так вообще, сами понимаете…
— Допустим, данные качественные.
— Когда это ясно, и вы дособрали данные или, наоборот, поняли, что не можете их дособрать, вы начинаете думать, как эти данные подать, какой способ визуализации выбрать, работаете с делалями. Цветовая шкала очень важна, то, как вы их группируете, то, как вы их сортируете, потому что мало только визуализировать данные. Нужно их еще определенным образом подать, так их сформировав, сгруппировав, отсортировав, чтобы это помогало их в итоге представлять. Да, и нужно определить те выводы, на которых вы хотите сфокусировать внимание, их вы и подчеркнете на вашей визуализации. И только после всего перечисленного вы переходите к окончательному этапу, к декораторству.
— Давайте вкратце этапы построения инфографики перечислим?
— Первое — это формулировка основной цели и основной идеи. Следующий этап — либо сбор данных, либо получение данных и их первоначальный минимальный анализ. Затем переход к промежуточным визуализациям, чтобы понять, работают ли данные так, как вы хотите, и, естественно, коммуникация с экспертом, коммуникация с заказчиком, чтобы либо эти данные доработать, либо понять, что результат достигнут. После этого формулировка всех необходимых выводов, то есть определение основного акцента, и потом уже финальная визуализация со всеми необходимыми подборами шрифтов, цветов и всего прочего.
— Есть ли тренды в инфодизайне и как они меняются со временем?
«Сильный тренд — синтез инфографики с другими способами передачи информации»
— Если мы говорим про медиа, то, с одной стороны, сильно устоявшийся тренд — это синтез инфографики с другими способами передачи информации — после появления больших мультимедийных проектов, в которых инфографика уже не является каким-то отдельным продуктом, а становится частью материала. Когда инфографика превращается в некий диафильм, в котором определенное время акцентируется внимание на нужных аспектах, и синтезируется с текстом, иногда с закадровым голосом, и так далее.
Видеоинфографика вообще уже давно тренд. Даже не тренд, это уже конкретный продукт, с помощью которого иногда удобнее рассказать историю, чем даже скролл страниц. С появлением огромного количества различных устройств мы уходим от интерактивной инфографики и усложненных интерфейсов (к чему мы очень сильно раньше стремились), — уходим в более простые формы, даже обратно в статичные изображения, PNG, JPEG, к расположению информации на одной картинке, когда не надо никуда кликать.

Поэтому у нас, во-первых, очень мало времени на коммуникацию с читателем, чтобы он успел это прочитать. А с во-вторых, это чисто технический вопрос — адаптация под мобильные устройства, и чем сложнее этот инструмент, тем больше риск, что он не заработает. И поэтому все делают PNG и текст. А если мы говорим, например, про проникновение инфографики в соцсети, то это шаг навстречу тому, делал в свое время Отто Нейрат — упрощенный язык общения с читателями, «Изотайп». Более иллюстративный подход, менее абстрактная, подача, минимизированный текст, упрощение контента, чтобы человек как можно быстрее мог считать основную мысль, особенно глубоко не погружаясь. Опять же потому, что у нас в соцсетях очень мало времени на коммуникацию с читателем.

Что касается трендов будущего, то ведется очень много разговоров про попытки внедрить инфографику в виртуальную и дополненную реальность. В какой-то момент это придет. Технологически это пока еще не вошло в нашу жизнь, и не совсем понятно, как в этом жить. Хотя уже сейчас понятно, что инфографика как часть дополненной реальности в очках или в тех же смартфонах — это довольно крутая вещь, когда вы можете идти по городу, наводить свой телефон на здание и видеть, как оно устроено, или какая у него была история, или что-то в этом духе.
Упрощенный язык «Изотайп»
— Было бы здорово посмотреть, как это реализуется.
«Очень важна анимация. Даже в строгих изданиях очень активно ее используют. Статичный график даже иногда пугает аудиторию»
— Инфографика здесь определенно найдет свое место, но на это уйдет еще какое-то время. Мне кажется, у нас в медиа будет все сильнее упрощаться коммуникация. Может быть, кто-то пойдет по пути еще более сильного визуального упрощения, по пути более привлекательному, иллюстративному. Принципиально новых вещей, которые могли бы появиться и совсем в корне изменить этот жанр, я пока, наверное, не назову. Медийщики, скорее всего, будут стремиться к тому, чтобы использовать визуализацию как дополнение, к визуальными подтверждениями. В бизнесе, я думаю, ничего не изменится.
Что касается учебников, может быть, в какой-то момент у нас появятся учебники, в которых инфографика расцветет пышным цветом и станет, знаете, новое любимое слово всеми, иммерсивной, когда человек сможет существовать внутри этой инфографики и каким-то образом с ней взаимодействовать, «играть».

Практически все топовые СМИ пытаются добавить инфографику, пусть даже в минимальном виде. Условно говоря, вам предлагается самим нарисовать какую-нибудь кривую, и потом вам предлагают уже реальные ответы и объясняют, почему оно так, какие-то вещи, то есть игра со зрителем. Очень важна анимация. Даже в строгих изданиях, уж не знаю, насколько Bloomberg можно назвать строгим изданием, они очень активно используют анимацию. Это очень хороший способ захватить внимание. Здесь инфографика не интерактивна, не кликабельна, но анимированное появление, картинки, которые на тебя «смотрят», как-то шевелятся, сильно повышают вовлеченность. Мы пробовали анализировать реакцию людей на анимированный график и на статичный и заметили, что разница очень сильная. Все зависит от обстоятельств, но иногда статичный график аудиторию даже немного пугал. Как только он становился анимированным, люди цеплялись за него и уже проводили на нем намного больше времени и интересовались, собственно, контентом.

Беседовала Полина Весна
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ