Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
ДИЗАЙН В СРЕДЕ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона, и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 20 мая

«Опыт получается только тогда, когда ты преодолеваешь трудности сам»

Наши выпускники не перестают восхищать аттестационную комиссию. Виталий Горбачев представил свой стартап — дизайн мобильного приложения, которое позволяет создавать ролики вертикального формата. Выпускник рассказал о долгом пути к постепенной реализации мечты, ошибках, открытиях и профессиональных планах.
Тема моего проекта была следующая: «Mocapp — конструктор для создания сюжетных историй». Если вкратце, то это приложение помогает создавать профессионально оформленные stories с точки зрения дизайна и подачи контента. Контент может быть самым разным: текст, фото, видео и даже музыка. Есть два принципа работы. Первый подразумевает дизайнерские шаблоны на многие темы, например, повседневный минималистичный шаблон, спортивный, уличный, для рекламы видео на YouTube или выхода приложения и так далее — тем много, но не так много, как у конкурирующих продуктов. Второй принцип работы заключается в том, что у нас есть свой расширенный редактор, а-ля Instagram Stories, с заранее заготовленными определенными блоками, которые будут представлены во втором релизе приложения.
На мой выбор темы диплома повлияла среда, в которой я находился. Все началось в ноябре 2017 года. Все шаблоны я сначала делал в Illustrator, а потом анимировал их в After Effects — да, Mocapp еще и умеет делать анимированные шаблоны, что пока никто не реализовал грамотно. Месяц я жил так, каждый день выкладывая свои мысли, музыкальное настроение и видео с помощью этих шаблонов в истории IG. Я думал, что было бы круто сделать такое приложение, чтобы не мучиться в AE ежедневно, а на процесс создания контента уходили бы не часы, а минуты, тем более что я почувствовал увеличение вовлеченности людей в профиль, а потом и увидел рост конверсии по графикам. Что я сделал после месяца работы? Правильно, свернул идею. Почему? Потому что я работал в офисе дизайн-студии, и времени на стартап не оставалось. И я придумал план:

1. Мне нужно уволиться и вернуться к фрилансу (опыт-то у меня большой).

2. Заработать около 10 000 $ и начинать стартап.

3. Дальше будет видно.

И я уволился… Смелый шаг, ведь я еще не нашел заказов, а у меня семья, арендованная квартира и в кармане 300 $. Я вспомнил, как коллега по работе рассказывал, что он эксклюзивно работает на один сток. Но я-то рисовать иконки не умел, да еще и в таких количествах, около 1000 в месяц. В общем, весь месяц создавал себе портфолио, ночуя за компом в прямом смысле. Нарисовав за неделю около 300 иконок, я разослал их по всем приличным стокам, контакты которых смог найти. Конечно, я хотел попасть на Flaticon, так как там работал коллега, но они мне отказали. Зато согласился один араб, который предлагал 50 центов за иконку. Вариантов у меня было не так много, и я согласился рисовать неэксклюзивные иконки. Через месяц в моем портфолио было 1300 иконок. Тогда я решил не сдаваться и снова попробовать устроиться работать на Flaticon. Помню те бессонные ночи, когда лежишь и думаешь, что ты сильный, ты все сможешь, а у самого глаза на мокром месте. «Вот у тебя проблемы! Денег он не может заработать, да еще и на стартап», — едко бы подметил кто-то. Но когда тебе доверились, в первую очередь вторая половинка, то подвести нельзя! В общем, я написал во Flaticon второй раз, да еще и везде, во все соцсети и площадки, анкеты, чуть ли не позвонил уже. Тишина длилась две недели, а потом пришел Invoice и контракт на работу. С точки зрения везения, это happy end, ведь, работая с ними, мне нужно было всего полгода, чтобы накопить десятку. Но что я сделал? Отправился путешествовать. Да, я тоже человек, еще и дурак. Ведь в мае 2018 года идея моего приложения появилась во всех мобильных магазинах приложений. И сделал это не я! Меня словно током ударило.

В общем, вернувшись, я начал собирать деньги на стартап, потому что мне крайне не нравилась реализация той идеи, которой я хотел поделиться с миром. Я накопил 3000 $ на то, чтобы нанять разработчика. Да, я был безумно расстроен, и абсолютно так же настроен на то, чтобы разорвать всех в этой ниши. Подводя итог, можно сказать, что тему дипломного проекта и необходимость такого приложения мне помогли осознать личная нужда в этом продукте и вызов рынка.
Сколько времени заняла работа, точно сказать не могу, потому что она идет до сих пор. То, о чем я писал в дипломной работе, распространяется далеко за ее пределы — это стартап, и здесь нет каких-то временных ограничений: ты либо делаешь, либо не делаешь. Но если говорить о дипломной работе, то я написал ее где-то за два-три месяца. Работа над стартапом началась в августе, а работа над дипломом — в сентябре или октябре.

Сложностей было много, например, структура дипломной работы. Я ведь, как и все, никогда этого не делал и мучал вопросами то кураторов, то научного руководителя. К тому же вся эта дотошность иногда мешает самой работе, будь то диплом или нечто иное. Если говорить о том, какой вывод я вынес, то это необходимость четко ставить задачи и находить их решения. В дипломе прописан каждый пункт, который требует решения, и точка. Не всегда нужно ожидать совета со стороны, лучше немного подумать, а потом просто спросить, в том направлении ты действуешь или нет.

У меня в этом году еще и дебют: я сам являюсь научным руководителем, и студенты спрашивают абсолютно о каждом шаге. Это не плохо, но и не хорошо.
Опыт получается только тогда, когда ты преодолеваешь трудности сам; в ином случае это называется списыванием. Поэтому призываю всех думать, но не закапываться в вопросах, а университетам предлагаю ввести новый предмет — обучение обучению ;)
Моим дипломным руководителем стал Роман Шелехов. Он очень крутой, всем, кто разрабатывает мобильные приложения, советую идти к нему! Но если вы делаете именно стартап мобильного приложения, то прошу ко мне ;) Даже не знаю, что добавить. Мы до сих пор общаемся, вот как поеду за дипломом в Москву, должны будем встретиться, познакомиться вживую. Как человек и как руководитель он большой молодец!
Комментарий Романа Шелехова, арт-директора Redmadrobot, преподавателя, тьютора на Факультете дизайна и научного руководителя

В рамках дипломного проекта Виталий работал над дизайном мобильного приложения, которое позволяет создавать ролики вертикального формата для решения как повседневных, так и бизнес-задач. Чувствуется, что он увлечен своим проектом и при этом достаточно эффективно и эффектно применяет накопленный багаж знаний, что выражается в качественной и ответственной работе над каждым этапом дипломного проекта.

Вишенкой на торте является тот факт, что Виталий работает над реализацией своей идеи и уже имеет рабочую версию приложения.
Взаимодействие с дипломным руководителем строилось легко и непринужденно :) А если серьезно, то я написал научному руководителю свой план работы, он его скорректировал, убрал некоторые пункты и добавил кое-что. Общались мы примерно два раза в месяц, и первым советом, который дал мне Рома, точнее показал, стал Notion — это очень полезный инструмент для постановки задач, когда команда работает удаленно. Подход очень напоминает Scrum, хотя это он и есть. В стартапе мы его не используем, поскольку в команде только я да разработчик. Пытались, но так он не заходит — мало людей. А вот в другом своем проекте я его сейчас внедряю, и он уже показывает себя с очень сильной стороны.

Следующий совет, который дал Рома, это карта пользователя или User Flow. В этот момент я понял, сколько было проектов сделано и переделано лишь потому, что я не применял User Flow.
Основных этапов было четыре: исследование, проектирование приложения, разработка визуальной стилистики и экономика проекта.

В исследованиях я коснулся нескольких больших тем и привел все именно к проектированию. Начинал я с актуальности работы и с того, насколько она важна именно в это время — в эпоху правления цифры и носимых гаджетов. Не мог обойти стороной и конкурентную среду, где рассказал о потенциале данной идеи проекта и плохой реализации, доказав это общественным мнением, проанализировав настоящие комментарии пользователей, а также статистикой. Статистика, кстати, вещь особенная, она может говорить что-то точно, а на деле оказывается по-другому, поэтому страховался общественным мнением. Далее плавно перешел к целевой аудитории, собирая подводные камни и пытаясь найти легкий путь, который оказался очень дорогим. Дело в том, что в интернете есть множество аналитических продуктов и сервисов, которые с радостью дадут тебе информацию и всю подноготную о том продукте, который тебе нужен, но за денежку. Например, сервис аналитики приложений App Annie выставил мне сумму в 10 000 $. Я воспользовался бесплатными инструментами: Facebook Insights, Web Similar, Stat Counter, Google Trends и Mobile Overview Report. Далее мне просто потребовалось время, чтобы вывести закономерности и прийти к результату — узнать ЦА и маркетинг конкурентов, найти слепые зоны ниши, куда можно двигаться, и так далее.

Следующим большим этапом было проектирование. Я начал описывать проект с точки зрения идеи, что привело меня к решению в виде карты переходов, а затем и к варфреймам. Я бы назвал это стандартной процедурой, но сложнее всего описать проект и зафиксировать его, чтобы потом не было проблем, — это по-другому называется видение. Здесь я также иллюстрировал само ядро идеи — шаблоны. Далее я обосновал, почему был выбран такой тип и вид интерфейса, ведь обоснование является ключевым фактором защиты или нападения. Сделал прототип, потом второй прототип, потом третий и, наконец, четвертый. Все это я делал, потому что пользователям было непонятно, куда дальше «тыкать», — тесты, тесты и еще раз тесты. Кстати, непосредственно в разработке мы как-то неосознанно внедрили метод Agile и теперь все делаем итерациями, чтобы не было таких проблем, как с прототипом. Они все равно возникают, но уже не на таком глобальном уровне.

Разработка визуальной стилистики. Шаблоны, иконографика, типографика. Труден путь создания продукта, но без этого никуда. Открою вам инсайт: для того чтобы делать полезные, удобные, красивые продукты, не обязательно быть художником или колористом — достаточно просто научиться использовать стандартные методы.
Дизайнерам сначала нужно понять структуру системы, под которую они делают продукт, а потом создавать дизайн.
Mocapp полностью состоит из стандартных элементов Material Design, заменены лишь шрифт, потому что Product Sans от Google, который они ввели с Android Pie, нет в свободном доступе, и иконки — и то иконки лишь адаптированы под стилистику приложения. Дизайн приложения совершенен тогда, когда он незаметен, помогает пользователю и не отвлекает от работы с продуктом. Когда писал диплом, на изучение гайдлайнов от Google я потратил пару недель. Повторюсь, понимание системы и идеи дает в результате продукт высшего качества, ну как минимум аккуратный.
С экономической частью мне очень помог Рома — научный руководитель, рассказав, как они оценивают стоимость разработки дизайна в Redmadrobot. Дальше я просто прикинул аренду офиса, зарплату разработчика, мелкие расходы в виде оплаты базы данных и еще несколько вещей. Но это все — о части полной реализации продукта, который выходит за рамки диплома.

Каждый этап был уникален и неповторим, с каждым было много проблем и мыслей, просто нужно находить удовольствие в процессе. Я почувствовал этот кайф, когда начал делать стартап; теперь каждый день как день рождения, цитируя «великого современного классика», если вы понимаете, о чем я.
Получайте удовольствие от процесса, это очень важно, тогда вы не проработаете ни одного дня в своей жизни.
К этому необходимо стремиться, особенно нам, хмурым людям из стран постсоветского пространства — это на полном серьезе! Кстати, если кто-нибудь знает Давида Брауна, то он получает такое удовольствие от процесса работы, что это его радует даже больше, чем сам результат.

Меня вдохновляли грядущий результат, процесс работы, найм разработчика, общение с дипломным руководителем и, конечно же, семья. Существует много факторов, откуда можно черпать вдохновение, и у каждого они свои, главное прийти к этому естественно, а не через призму восприятия мира другого человека.

Если говорить о том, что мне помогает настроиться на работу, то это я, просто я, мои мечты, желания и цели. Честно говоря, мне неинтересны работы других авторов и дизайнеров с точки зрения визуализации. Я понимаю, что есть сложные и суперсложные иллюстрации или проекты, есть простые работы. Просто для первых требуется огромное мастерство, а для других изящество. Я не говорю, что они мне не нравятся, просто я больше вдохновляюсь идеей, нежели реализацией.
Идеи летают в воздухе, и, когда ты начинаешь развивать мысль, представлять образы и реализовывать их — для меня это лучший референс. Многие могут сказать, что мы ничего нового не способны придумать, и это все намеренность, переработка, оптимизация и соединение. В этом есть доля правды, но так и получаются прорывы.

Я говорю, что когда кто-либо, не только дизайнер, делает продукт, не стоит вдохновляться своими конкурентами или другими дизайнерами. Не ищите референсы во время рабочего процесса, это губительно; лучше прокачивать свою насмотренность в свободное время, тогда мозг будет сам синтезировать образы и складывать их в картинку. Заставьте мозг работать на себя ;)
О предзащите могу только сказать, что я безумно нервничал. Серьезно, когда была предзащита, меня трясло, и это несмотря на то что я превосходно знал свою дипломную работу. Проблема в том, что ожидание — это одно из самых странных ощущений, особенно с надбавкой неизвестности. А на самой предзащите я так переволновался, что голос начал пропадать — если посмотреть запись того вебинара, это слышно. Но бояться было нечего, председатели аттестационной комиссии оказались очень дружелюбны, я не ожидал такого. Поэтому на самой защите был уверен на все сто, нервишки шалили, но максимум мурашки, и на этом все.

К моменту старта работы над дипломом опыта было много, но он весь находится под NDA, и это даже хорошо. Многие студенты и дизайнеры думают, что тогда нечего будет показать в портфолио, это верно. Но дизайнеру никто не закрывает рот и не удаляет его опыт и знания из головы. Как только пойдет разговор с клиентом, тогда и можно показать весь свой багаж.
Кейс работает следующим образом: красота манит, но опыт решает. Если вы делаете красивые продукты и кейсы, но они абсолютно бесполезны, то вряд ли вы найдете достойного клиента. Не нужно забывать, что дизайн — это не только о визуальной составляющей, но и об удобстве.
Можете посмотреть на постер для Young Lions Cannes Kazakhstan. Мы заняли с ним второе место, что на самом деле не принесло ничего, потому что награждаемым было только первое место. Но там есть банк, большой банк, с которым было несколько проектов. Еще одна компания находится в США и связана с медициной, это крупная исследовательская лаборатория. И еще две крупнейших компании в мире, специализирующихся на производстве непатентованных и безрецептурных препаратов, одна немецкая, другая французская. На любой аптечной пачке их логотипы стоят.
Сейчас профессиональных планов у меня несколько. Первым делом нужно добить презентацию приложения Mocapp на Behance — это ближайший план, который почти завершен. Далее — запустить краудфандинг на www.planeta.ru по сбору средств на стартап, а для этого еще нужно хотя бы презентацию сделать и выполнить ряд условий для самой площадки, снять ролик о приложении, все оформить и распространить.

Второй план, который никак не могу развить до логического конца, это основной мой заработок — иконки. Сейчас я почти закончил сайт www.uicon.app и собираюсь расширять направление иконографики. В планах делать большие разнообразные сеты, а не повторение стандартов. Например, сейчас имеется 190 сетов по 25 иконок на такие темы, как религия, пираты, шахматы, Ямайка, Казахстан, виртуальная реальность, пчеловодство, — их очень много и они для всего. Сейчас собираю команду, оформляю гайдлайны и создаю структуру для полномасштабного проекта.
После того как все это реализую, буду продвигать Mocapp, готовить новые релизы и задуманные идеи воплощать в жизнь. Осень будет для меня подарком и исполнением мечты. Просто это время года — релиз приложения и, надеюсь, иконок.
Подготовила Камила Багирова
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности