— материальный, чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающие в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия. Знак является не самим объектом, но его «именем».
Знак означает не только и не столько какой-либо объект (предмет, процесс, явление), но выражает общепринятое представление о нём. А в процессе функционирования в человеческом общении знак может получать дополнительные значения, зачастую весьма объёмные и отвлечённые.
В семиотике, науке о знаках, принята следующая классификация знаков:
Знаки-копии (иконические знаки). Они изобразительны и схожи с замещаемым объектом. Эти знаки непосредственно отсылают к понятиям. Их задача — быть опознанными.
Знаки-признаки (знаки-индексы) основаны на причинно-следственной связи с обозначаемыми объектами. Это симптомы или приметы.
Знаки-символы находятся с объектом в ассоциативной связи, основанной на соглашении. Они несут развёрнутую, концептуально нагруженную информацию. Зачастую знаки-символы передают целую систему понятий.
Знаки также могут классифицироваться по своей обращённости к человеческим чувствам (аудио-, визуальные, аудиовизуальные), по характеру используемых выразительных средств (вербальные, графические, жесты и пр.). Классификация может уточняться в зависимости от определённой сферы человеческой деятельности. Например, американский архитектор Ч. Дженкс в отношении к архитектуре трактует классификацию знаков следующим образом:
— знаки-индексы — знаки, непосредственно указывающие на значение, подобно стрелкам-указателям или прямым коридорам. Следуя этой логике к знакам-индексам, можно отнести и ориентированную порталом дверь, а также сложившиеся в различных культурах «функциональные типы» зданий и пространства.
— иконические знаки#nbsp;— знаки, в которых «форма является объяснительной схемой функции». Джэнкс относит к иконическим знакам так называемые «здания-утки». Пример этому здание фабрики головных уборов, напоминающее своими очертаниями птицу. Основным здесь является не столько ссылка на фундамент, сколько его изобразительность.
— знаки-символы — наиболее мощные и убедительные знаки. Они усвоены и признаками людьми. Знаки-символы не просто единично присущи объекту, они вскрывают целый ряд культурных связей и ценностных отношений.
Знаки могут быть системными (т. е. быть элементом определённой знаковой системы, языка культуры) и несистемными (неязыковыми или единичными).