ДИЗАЙН В СРЕДЕ
дизайн / 27 НОября

Как получить первый заказ:
7 проектов для портфолио UX/UI-дизайнера

Ситуация: вы начинающий UX/UI-дизайнер. Навыки есть, гайдлайны изучены, уверенность на месте, а вот заказов и офферов пока не предвидится. Решение: собрать портфолио из проектов для вымышленных компаний — пускай у вас не будет настоящего опыта, но работодатель уже сможет оценить ваши способности.
UX/UI-дизайнер IBM (ex-«Сбербанк», UIDG), а также лидер направления «Дизайн цифровых продуктов» в Среде обучения Алексей Комаров рекомендует заполнить портфолио на старте определенными проектами — дизайн-концептами новостных сайтов и интернет-магазинов, банковских приложений, стриминговых платформ, служб такси или каршеринга, а также сервисов по доставке еды и планированию путешествий.

Алексей рассказал, на какие приложения и сайты стоит ориентироваться при создании дизайна в разных категориях и какие ошибки важно не допустить. Для наглядности каждая идея сопровождена удачным и неудачным примером с Dribbble.

1. Банковское приложение

Согласно отчету Национального агентства финансовых исследований, все больше россиян предпочитают удаленные каналы взаимодействия с банком: приложение или онлайн-кабинет на сайте. Статистика говорит, что каждый второй житель страны переводит деньги и оплачивает счета с помощью смартфона. Кроме того, в России зарегистрировано более 400 действующих банков — и каждому нужно удобное и понятное приложение. А значит, и дизайнеры, которые будут их проектировать.

На какие приложения можно ориентироваться

  • Тинькофф
  • Райффайзенбанк
  • Сбербанк
  • Альфа-Банк
  • Банк Хоум Креди

Что может пойти не так

Рассмотрим пример неудачного дизайна с Dribbble.
В целом смысл банковского приложения передан, но есть слабые стороны:

  • много акцентов, непонятно, куда обращать внимание, интерфейс «кричит»;
  • слипшиеся строки в разделе с историей платежей (второй экран);
  • многослойность и искусственное усложнение интерфейса из-за «пирамидки» из подложки у текста и стрелки у вариантов платежей и переводов;
  • непонятно, как работает нижнее меню — какой раздел сейчас активен, что произойдет, если нажать на крестик посередине

    Пример удачного дизайн-проекта

    У этого концепта тоже есть слабые места вроде светлого цвета иконки фильтрации на главном экране, но в целом все отлично:

    • нет лишних элементов;
    • много «воздуха» — объекты не прилипают друг к другу;
    • объекты контрастируют на фоне

      2. Приложение: стриминговый сервис

      Стриминговые платформы превратились из удобных сервисов для прослушивания музыки в базовую данность — почти у каждого из нас есть подписка на Apple Music, Spotify или что-то подобное. Кроме того, развиваются и видеостриминговые сервисы с доступом к базе фильмов и сериалов за небольшую ежемесячную плату.

      На какие приложения можно ориентироваться

      Аудио
      • Яндекс.Музыка
      • Apple Music
      • Spotify
      • YouTube Music
      Видео
      • IVI
      • Okko
      • Netflix
      • Apple TV+
      Аудио
      • Яндекс.Музыка
      • Apple Music
      • Spotify
      • YouTube Music
      Видео
      • IVI
      • Okko
      • Netflix
      • Apple TV+

      Что может пойти не так

      Взгляните на еще один пример из Dribbble.
      Это дизайн в модном стиле неоморфизм, и в нем есть свои слабые места:

      • нет контраста между большинством объектов и фоном;
      • искусственное усложнение интерфейса из-за использования теней почти у каждого объекта;
      • кроме того, отсутствуют важные элементы навигации — «Меню» и кнопка «Назад», без которых непонятно, как передвигаться по приложени

          Пример удачного дизайн-проекта

          Вот преимущества такого интерфейса:

          • понятная навигация;
          • правильно расставленные акценты;
          • лаконичная подача без лишнего усложнения;
          • контраст заднего фона и объектов на нем

            3. Приложение для планирования путешествий

            Во-первых, мы путешествуем все чаще (если не брать в расчет внезапно возникшие пандемийные ограничения) — например, в 2019 году в мире было зарегистрировано 1,5 миллиарда международных поездок. Во-вторых, мы все меньше полагаемся на турфирмы при планировании путешествий и прибегаем к специальным сервисам — об их популярности говорит и тот факт, что с трэвел-сегментом работают даже такие масштабные игроки как «Яндекс» и «Тинькофф».

            На какие приложения можно ориентироваться

            • Utair
            • S7 Airlines
            • Aviasales
            • OneTwoTrip
            • Airbnb
            • Booking
            • Utair
            • S7 Airlines
            • Aviasales
            • OneTwoTrip
            • Airbnb
            • Booking

            Что может пойти не так

            Ряд ошибок может спровоцировать выбор темной темы при проектировании.
            У этого примера есть следующие проблемы:

            • нет контраста между фоном и кнопками на первом экране;
            • запутанная навигация — видно, что показан процесс, но как переходить к разным его этапам, непонятно;
            • на втором экране слишком много текстовой информации мелким шрифтом, скученной в верхней левой части экрана;
            • на последнем экране неправильно показан план рассадки — в самолете между креслами есть место для прохода (тут оно не отражено)

              Пример удачного дизайн-проекта

              А вот тут дизайнеру удалось обойти почти все неочевидные сложности.
              Это все еще не идеальный, но уже приемлемый вариант со следующими плюсами:

              • сегментация информации по смыслу;
              • показан только важный контент;
              • обозначение занятых и свободных мест понятно без легенды;
              • места отображаются с учетом особенностей салона самолета;
              • есть подсказки по навигации.
              А вот что не предусмотрел дизайнер: шаги оформления выглядят как табы и непонятно, что происходит в разделе Seat до того, как мы пройдем раздел Flight.

              4. Приложение: такси или каршеринг

              Для многих людей периодические поездки на такси обойдутся дешевле покупки и содержания личного автомобиля, а каршеринг, который только начинает распространяться из столиц в регионы, — поможет сэкономить еще больше. И если сейчас таких транспортных сервисов, работающих в федеральном масштабе, немного, то скоро будет больше, а значит, и рабочие места для дизайнеров тоже появятся.

              На какие приложения можно ориентироваться

              Такси
              • Яндекс.Такси (Яндекс.Go)
              • Uber
              • Ситимобил
              • Везёт
              • Максим
              • Gett
              Каршеринг
              • Делимобиль
              • Яндекс.Драйв (Яндекс.Go)
              • BelkaCar
              Такси
              • Яндекс.Такси (Яндекс.Go)
              • Uber
              • Ситимобил
              • Везёт
              • Максим
              • Gett
              Каршеринг
              • Делимобиль
              • Яндекс.Драйв (Яндекс.Go)
              • BelkaCar

              Что может пойти не так

              Взглянем на пример. Что-то смущает?
              Как работает приложение, понятно, но вот что вы, вероятно заметили:

              • панель выбора тарифа почему-то сверху в виде табов — непонятно, почему они всегда доступны, что будет при введении нового тарифа и почему для бронзового, золотого и платинового тарифа выбраны именно эти цвета;
              • на темной карте неудобно ориентироваться;
              • непонятно, почему кнопки «Заказать сейчас» и «Заказать позже» сделаны в виде слайдера;
              • у чисел статистики водителя одинаковые подписи — так быть не должно даже в концепте;
              • дублируется информация о пяти минутах ожидания — большой зеленой строкой и серой поменьше сверху (возможно, это метры, но пять метров за пять минут это странно)

                Пример удачного дизайн-проекта

                Не суперпрофессиональный вариант, но уже гораздо лучше.
                Вот что можно отметить:

                • есть рекомендации с частыми и недавними адресами поездок;
                • есть наглядное описание различий тарифов;
                • понятный процесс заказа;
                • показан способ оплаты

                  5. Приложение сервиса доставки еды

                  CEO «СберМаркета» Асан Курмангужин в интервью РБК заявил, что рынок доставки продуктов питания — один из самых быстрорастущих в России. Возможно, это последствия пандемии, но вряд ли эти сервисы куда-то уйдут — скорее, наоборот, а значит и дизайнеров в этой сфере понадобится больше.

                  На какие приложения можно ориентироваться

                  • Delivery Club
                  • Яндекс.Еда
                  • СберМаркет
                  • Утконос
                  • Самокат
                  • iGoods
                  • Delivery Club
                  • Яндекс.Еда
                  • СберМаркет
                  • Утконос
                  • Самокат
                  • iGoods

                  Что может пойти не так

                  И снова на примерах.
                  У этого концепта есть проблемы:

                  • неудачный выбор цвета фона — красная иконка удаления смотрится странно;
                  • контролы управления количеством (+ и -) расположены слишком близко — будет сложно попасть пальцем;
                  • информация об итоговой сумме заказа написана слишком мелким шрифтом;
                  • на втором экране нет возможности добавить новую карту;
                  • строки у добавленных карт с информацией о счете и типе карты слиплись и не читаются на фоне подложки

                    Пример удачного дизайн-проекта

                    Сильные стороны концепта:

                    • чистый интерфейс с хорошей контрастностью между объектами;
                    • правильные акценты;
                    • размер кнопок и иконок подобран с учетом минимальной области нажатия пальцем

                      6. Новостной сайт

                      Если вы хотите прокачаться в веб-направлении, можно начать с новостного портала или сайта интернет-магазина. Суть работы дизайнера, на мой взгляд, сводится к обработке и оформлению контента, чтобы пользователю было удобно и он мог быстро принимать решения. Работа с новостями и товарами тут отлично подходит.

                      Начнем с новостей. Вне зависимости от тематики такие сайты всегда включают огромное количество контента, что несколько усложняет задачу дизайнера — здесь особенно важно подумать о навигации и удобстве подачи информации.

                      На какие сайты можно ориентироваться

                      Агрегаторы новостей
                      • Новости Mail.ru
                      • Яндекс.Новости
                      • Рамблер / Новости
                      Информационные агентства
                      • РИА Новости
                      • ТАСС
                      • Интерфакс
                      Интернет-издания
                      • РБК
                      • Lenta
                      • Ведомости
                      Агрегаторы новостей
                      • Новости Mail.ru
                      • Яндекс.Новости
                      • Рамблер / Новости
                      Информационные агентства
                      • РИА Новости
                      • ТАСС
                      • Интерфакс
                      Интернет-издания
                      • РБК
                      • Lenta
                      • Ведомости

                      Что может пойти не так

                      Изучим пример.
                      Этот сайт креативный, он бы выиграл какой-нибудь конкурс. Но он неудобный:

                      • чтобы прочитать первый текст слева, придется крутить головой;
                      • если одно слово набрано заглавными буквами, то его еще можно быстро прочитать, но когда так набрано несколько строк — уже сложнее. Это происходит, потому что у букв есть выносные элементы, например, у букв «б» и «у» есть хвостики, которые торчат над или под строкой, а у буквы «о» — таких элементов нет. Наш глаз привыкает к очертанию букв и быстрее считывает слова, но это не работает, если текст написан капсом;
                      • красный фон у второго блока конфликтует с красными буквами у последнего — непонятно, на что обращать внимание в первую очередь. Вроде красный фон больше по площади, но текста там меньше, а красные слова на белом фоне написаны большими буквами и имеют большой размер — выглядит как приоритетная информация;
                      • выравнивание текста по правому краю в третьем блоке тоже необоснованно. Считается, что текст лучше вообще никогда не выравнивать по правому краю, так как строки будут начинаться в разных местах. Исключение — для цифр в таблице, которые удобнее сравнивать по разрядам, когда они выровнены справа;
                      • странная навигация в шапке, которую можно спутать с декоративным элементом

                        Пример удачного дизайн-проекта

                        На этом примере не все идеально, но уже неплохо.
                        Почему это удачный дизайн:

                        • акценты задаются иллюстрациями, цвет используется только для отображения статуса;
                        • контент разбит и сгруппирован по приоритетности;
                        • навигация выглядит проще, чем в предыдущем примере;
                        • задний фон не оттягивает на себя внимание

                          7. Интернет-магазин

                          50 миллисекунд требуется пользователю, чтобы составить мнение об интернет-магазине — такие результаты были получены в ходе исследований, еще в 2006 году опубликованных в журнале Behaviour and Information Technology. С тех пор многое изменилось, количество интернет-магазинов выросло, а время на принятие решений, возможно, даже сократилось.
                          И да — интернет-магазины существуют в виде приложений, но количество продаж в них уступает тому, что дают сайты. Это обусловлено тем, что людям проще выбирать товары, разом изучая много информации на одном экране, сравнивая варианты, рассматривая фото в большом размере.

                          На какие приложения можно ориентироваться

                          • Wildberries
                          • Ситилинк
                          • Ozon
                          • М.Видео
                          • DNS
                          • Wildberries
                          • Ситилинк
                          • Ozon
                          • М.Видео
                          • DNS

                          Что может пойти не так

                          Можно сделать привлекательный дизайн, но допустить неочевидные ошибки, из-за которых пользователю будет неудобно совершать покупки. Присмотритесь.
                          Вот какие проблемы у дизайна выше:

                          • искусственное усложнение за счет обилия линий и черных рамок, в которые заключены объекты;
                          • названия товаров написаны капсом, что затрудняет считывание информации;
                          • настройка фильтров спрятана в углу, и сама иконка не похожа на значок фильтрации, что усложняет взаимодействие с интерфейсом.

                          Пример удачного дизайн-проекта

                          А тут исправлены предыдущие ошибки:

                          • никакого капса, информация воспринимается легче;
                          • фильтры в привычном месте;
                          • сохраняется общая лаконичность.
                          Есть и другой вариант — начать собирать портфолио под руководством дизайнеров во время обучения. Программы Факультета дизайна по направлению «Дизайн цифровых продуктов» рассчитаны на постоянную практику — почти на каждом курсе вы будете решать ту или иную задачу, которая может возникнуть в работе. Стать UX/UI-дизайнером сайтов и приложений с опытом, портфолио и дипломом можно на двухлетней программе.
                          ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ