ДИЗАЙН В СРЕДЕ
дизайн / 24 сентября

Почему вам нужно несколько портфолио и в чем секрет успеха гробов для кошек: интервью с Арсением Поповым

Пообщались с преподавателем курса по комиксу Арсением Поповым — иллюстратором, художником и аниматором, членом творческого объединения Zozazes и соучредителем известного проекта «Мосгоркошгроб».

Начало карьеры: лотерейные билеты и дизайн для игры «Три в ряд»

Я начинал с отрисовки лотерейных билетов — изучил вакансию, посмотрел на список программ, в которых надо уметь работать, все их открыл... а потом просто пришел устраиваться и сказал, что всем владею. Очень повезло с начальницей Ольгой Поздняковой, признателен ей по сей день — она меня не выдала, а наоборот, что-то быстро показала, и у меня начало получаться. Я остался на этой работе на два года и с тех пор зарекся работать в офисе.
Я много чем занимался: год проработал в VR-студии, делал дизайн для «мачтрих» — мобильных игр из жанра «три в ряд», занимался раскадровками. Последнее — отличный вариант заработка быстрых денег, особенно если умеешь оперативно рисовать от руки. У меня до сих пор страница с услугами осталась — там написано, что беру 500 рублей за кадр, рисую 40–80 кадров в день.
На фото у меня усы и нос будто в кокаине. Сайт сделан в стиле, который я люблю — не поймешь, прикалывается чувак, или это все серьезно.
Это далеко не все — была и работа на «Фиксиках», и куча рекламы, клипов, игр, коротких метров, но я стараюсь представлять себя как автора вещей, которыми мне нравится заниматься именно сейчас — музыкальным лейблом Zavtra, творческим объединением Zozazes и потенциально существующим модным домом hippiedolphinworld.

Лейбл, модный дом и творческое объединение

Все началось с лейбла Zavtra, который я создал, когда начал заниматься музыкой, чтобы отвлечься от основного большого контракта. Чтобы на лейбл начали подписываться люди, я стал создавать иллюстрации еще не существующего вымышленного модного дома будущего hippiedolphinworld, упоминая, что всех подписчиков лейбла ждут скидки на товары из коллекции и приглашения на первый показ.
Начиналось все как шутка, но в итоге я встретился с ребятами-художниками Катей Ястребовой, Даней Рафлезиейаморфофаллосом и позже — с Андреем Васильевым и Женей Филатовой, и мы создали творческое объединение Zozazes. К нам стали подключаться дизайнеры, стилисты, музыканты и другие художники — получилось гибридное объединение. И тогда мы решили действительно организовать модный показ, сделать рекламу дельфинопластики (частичное превращение внешности человека в дельфинью — составляющая концепции #hippiedolphinworld). Сейчас я не могу рассказать, что это будет, потому что мы еще готовимся, не хочется раскрывать все карты.
Глобальная цель многих моих проектов — взглянуть на человека по-другому, не с антропоцентричной точки зрения. Отразить желание человека не быть человеком
Все эти проекты образуют экосистему, в которую входят и музыканты, и художники, и перформеры, и фотографы.

«Мосгоркошгроб» — гробы для кошек

Однажды мой друг столяр Камиль сказал, что давно хотел делать гробы для животных. Мысль мне понравилась, мы ее развили — я нарисовал логотип как у Puma, только с котиком с крыльями, и сформировал концепт, как мы будем все это продвигать. Мы создали Instagram, и он неожиданно выстрелил. Например, через неделю про нас говорили на «Вечернем Урганте». Мы удивились — вау, так можно было?
На самом деле я заранее закладывал в концепт определенные культурные коды. Если сделать это грамотно и создать правильный нарратив, то любой проект может сработать. С гробами для кошек мы берем что-то хтоническое — про смерть. Все мы, русские, немного про смерть. И добавляем к этой хтони контраст — это универсальный закон, который везде работает. Например, суперняшных котиков. Совмещаем, получаем Instagram, который становится популярным.

Работа над 270-страничным комиксом The Last of the IRIN: как не выгореть, занимаясь любимым делом

Чуть больше полугода назад я занимался большим проектом — рисовал свою часть онлайн-комикса The Last of the IRIN.
Пример комикса для онлайн-конкурса — впоследствии заказчик The Last of the IRIN нашел меня по этой работе
Всего в комиксе три тома, за каждый отвечал отдельный художник: первый состоял из 80 страниц, второй — из 207. Мой, третий, на 270 страниц. Их нельзя никому показывать по контракту, но в интернете уже есть первая часть. Ее нарисовал Воутер Горт — достаточно популярный концепт-артист из Амстердама.
The Last of the IRIN. Volume One (художник Воутер Горт)
270 страниц — это, конечно, страшный объем, и периодически я выгорал. Казалось бы, заканчиваешь институт, приходит контракт с задачей сделать много иллюстраций именно в твоем стиле. Мечта, зашибись! А потом, через два года, у тебя болит поясница, ты сутулый как черт, и стиль свой ненавидишь. Просто ложишься на пол, смотришь в потолок, вспоминаешь про гонорар и неустойку в случае несдачи проекта вовремя и встаешь рисовать дальше.

Меня спасла музыка — работая с такими объемными задачами важно найти то, что переключает тебя в другую деятельность.

Курс «Комикс» и главный минус онлайн-образования

Я учился во ВГИКе. Академия — это прежде всего среда, дающая мироощущение. По курсам и онлайн-программам действительно можно всему научиться — из таких мест выходят крутые техничные станочники. Такие люди очень ценятся и без работы не остаются, но это немного противоречит идее художника как творца. Это немного не мой путь — я потому и ушел из игровой индустрии, чтобы не стать узкопрофильным специалистом, заточенным под одну задачу. Мы живем в гибридном мире, в котором можно заниматься чем угодно. Боюсь, останься я в свое время в химкинском микрорайоне Сходня, где прошла моя юность, я бы также проводил кучу времени за плазмой и приставкой, с пивом на лавке летом или в подъезде зимой. А вот в среде единомышленников ты находишь много устремленных людей с кучей идей — в этом и есть ключевая польза академии.

Подобную среду я стараюсь создать и на курсе. Например, я использую практику фидбек-сессий, подсмотренную у музыкального преподавателя Антона Маскелиаде, на курсе у которого я многому научился. Суть практики в следующем: каждый студент говорит что-то положительное и отрицательное про работу каждого одногруппника. Повторяться нельзя. Это офигенно налаживает коммуникацию, получается диалог. Это гораздо лучше, чем ходить за фидбеком только к преподавателю, которого ты можешь не особо чувствовать.
Фидбек — это очень важно, старайтесь получать его чаще. Не рисуйте в стол — выкладывайте все, даже если вам кажется, что это говно. Фидбек помогает расти.
Я отвел один курс из девяти вебинаров. Впечатления двойственные. Мне нравится что-то рассказывать, давать фидбек, обсуждать что-то и взаимодействовать со студентами. Но я так ненавижу делать презентации! Это меня, конечно, отпугивает.

В основе моего курса лежит структура Скотта Макклауда — очень крутого теоретика комикса и художника.
Три книги Скотта Макклауда по теории комикса
Что-то я взял у Маркоса Матеу-Местре — тоже мощного рисовальщика.
К этому всему я добавил кучу личного опыта, своих инсайтов, нотку философии и много практики. Также рассказывал про взаимодействие художника и сценариста и давал какие-то базовые основы драматургии в комиксе — что иногда «ведет» картинка, а иногда слово, показывал, как все это комбинируется.

Заданий было много. Например, нарисовать предмет по памяти, чтобы научиться выхватывать самое важное. Проиллюстрировать комнату, эмоции персонажей, позы. Ведь самое главное в истории — это всегда эмоция, облаченная в нарратив, а также персонаж, который ее передает.

Мы учились выбору момента — брали полнометражное кино или мультфильм и разбивали на 16 кадров так, чтобы остальные поняли сюжет. А потом сокращали до восьми кадров. Самые смелые до двух. Ну, а в конце мы нарисовали комикс.

Комикс в современном мире — не только Marvel и DC

Комикс — опошленное слово, долгое время его считали литературой для тупых, что, конечно, неправильно. Например, многие комиксные приемы перешли и в кино, и в анимацию. Комикс — прежде всего, инструмент, метод. Например, когда вы публикуете что-то в Instagram Stories с картинкой и подписью, вы тоже создаете комикс.

Мне кажется, комиксисты востребованы не только в жанре графического романа. Навыки художников часто применимы в кино — особенно в наших фильмах режиссеры любят использовать комиксные сцены, показывать их продюсерам. И там больше платят.

Три принципа успешного комиксиста: мотивация, креативность и воля

Обычно я смотрю не на работы, а на человека — на то, как он думает, что говорит. У него могут быть очень плохие работы, но если с ходом мысли все в порядке, он вырастет в суперкрутого художника.

Я часто видел, как на курсы приходили талантливые ребята, которые сразу же становились самыми сильными в группе. И если группа была в целом средненькая, то и их уровень со временем усреднялся, а те, кто были в низах — подтягивали навыки и становились локомотивами курса. Потому что у них больше мотивации. Чем меньше у тебя есть сейчас, тем больше ты вкладываешься в то, что делаешь.

Все говорят про насмотренность, и ее, конечно, необходимо развивать. Но есть еще кое-что — истинная креативность, которая приходит из внешнего опыта. Например, меня вдохновляет знакомство с новыми людьми. Пообщался с кем-то и думаешь, вот это чувак! Чем больше такого опыта и вдохновения от окружающих, тем больше креативности.

А двигает все это воля. Недавно общался с другом философом, он сказал интересную вещь: главная единица в мире — это воля. Человека можно измерять в единицах воли. Это именно то, что заставляло меня садиться за работу над 270 страницами комикса, когда мне все надоедало. А вот как генерируется воля, я пока не понял.

Главный совет художнику: как устроиться в Marvel, DC или другую большую студию

Если хочется работать в Marvel или DC, то первые шаги очевидны — нужно смотреть, как рисуют они, и много рисовать так же. Рисуйте для себя так, как хотели бы рисовать по работе, и так, чтобы вам хотелось быть узнаваемым по этим работам. Как говорит мой партнер по «Мосгоркошгробу» Камиль, «одевайся на ту работу, на которую хочешь, а не на ту, которая у тебя сейчас».

Не делайте слишком разнообразное портфолио. Например, у меня есть профиль на Art Station, где я выкладываю концептуальные работы для игр и фильмов.
Отдельно от него лежит портфолио на Behance, где находятся иллюстрации для игр и приложения Joom.
Собирать портфолио можно начать с работ, выполненных на иллюстраторских биржах (например, illustrators.ru). Вы находите проект, который вам было бы интересно отрисовать, делаете скетч и отсылаете в личку заказчику. Если у вас получится точно попасть в его идею, он не будет тратить время на поиск откликов других иллюстраторов, а обратится к вам.

Если нет заказов, всегда рисуйте для себя. Уже упомянутый выше преподаватель Антон Маскелиаде говорил, что к нам все приходит тогда, когда мы начинаем заниматься тем, чем действительно хочется. Тот, кто начинает верить в себя и свою идею, как показывает практика, всего добивается — жизнь сама притягивает к нему нужных людей и ресурсы. Последний мой опыт доказывает, что так оно и есть. Иногда этот путь занимает время, но, что сказать, иногда стоит обойтись без модной одежды и попитаться гречкой — все это окупится.
Фото моего обеда до того, как начали приходить заказы
Если выбрать простой денежный вариант и сконцентрироваться, например, на коммерческих заказах для рекламы, то потом придется только ей и заниматься. Поэтому портфолио надо собирать из работ, которые интересны, в первую очередь, вам.

На кого подписаться: аккаунты Арсения и других художников

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ