ШРИФТ И ТИПОГРАФИКА
ЭКСПЕРТ КУРСА
Хорошая типографика может помочь читателю посвятить меньше внимания механике чтения и больше внимания смыслу. И наоборот, плохая типографика может отвлечь читателя и сорвать попытку донести послание. Нельзя утверждать, что качество типографики важнее, чем текст, но типографика сделает хороший текст еще лучше. Курс «Типографика и верстка» научит слушателей разбираться в вопросах шрифтовой эстетики, познакомит с историческими формами (как рукописными, так и типографическими) европейской письменности — латиницей и кириллицей, а также даст возможность приобрести навыки работы со шрифтом различными инструментами.

Целью курса является выработка у студентов практических навыков при создании шрифтовых макетов различного уровня сложности: от простых флаеров до многостраничных периодических изданий. Понимание устройства и анатомии букв, понимание шрифта, как самодостаточного произведения искусства.

Задача курса: Раскрыть все возможности типографики. Узнать, как правильно использовать шрифты, что такое хороший тон в работе с текстом, какие шрифты нужно подбирать для сайтов и приложений, а какие для книг и журналов. Ориентироваться в огромном мире вариантов и начертаний шрифтов. Знать правила верстки и оформления текста. Разбираться в многообразии художественных средств, техниках графики и полиграфических технологиях.
ИЛЬЯ ЧЕРНИКОВИЧ
Графический дизайнер, художник
Продолжительность курса: 3,5 месяца
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Количество домашних заданий: 12 заданий
Технические требования:
процессор Intel® Pentium® 4 или AMD Athlon® 64
операционная система Microsoft® Windows® XP с Service Pack 3 или Windows 7 с Service Pack 1
1GB оперативной памяти (рекомендовано 3GB) для 32-битной версии; 2GB оперативной памяти (рекомендовано 8GB) для 64-битной версии
2GB свободного места на диске для инсталляции, дополнительное место требуется в процессе инсталляции
разрешение экрана 1024x768 (рекомендовано 1280x800 и выше)
некоторые функции требуют графического ускорителя с поддержкой DirectX 9 и не менее 64MB видеопамяти

установленная программа Adobe IllustratorCS6
установленная программа Adobe PhotoshopCS6
ПРОГРАММА КУРСА
№ 1: ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
— Введение в типографику
Выдающиеся деятели
Терминология шрифтового дизайна
Варианты и начертания шрифта
Форматы шрифтов
Коммерческие и бесплатные шрифты
Установка и управление шрифтами
Значение правильного оформления
№ 2: КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ
Основные классификации шрифтов
Гарнитура (основные признаки и стилистическое наполнение)
Строение шрифта
Элементы символов
Глифы
№ 3: СТИЛИЗАЦИЯ И ШРИФТОВЫЕ ПАРЫ
Соответствие шрифтов своей эпохе
Отличительные особенности шрифтов
Влияние развития печатных процессов на шрифт
Стилизация шрифта
Передача атмосферы эпохи через типографику
Соотношение шрифтов
Законы взаимодействия шрифтов
Классические шрифтовые пары
№ 4: ТИПОГРАФИКА В РЕКЛАМЕ И УПАКОВКЕ
— Зависимость текста от размера макета (флаер, листовка, плакат, брошюра, буклет и т.д.)
Читабельность
Акценты и второстепенные элементы
Сноски, примечания, необходимая информация
Взаимодействие визуального образа и типографики
Типографика и цвет
Подчеркивание шрифтом особенностей конструкции упаковки
№ 5: РАЗРАБОТКА ШРИФТА. ОБЩИЕ ПРАВИЛА. СТИЛИСТИКА
Критерии качества шрифта
Правила построения
Свойства шрифта
Разработка брифа — для кого и для чего делается шрифт
Шрифтовая композиция
Гарнитурные признаки
Оптические иллюзии
Роль штрихов
№ 6: РАЗРАБОТКА ШРИФТА. ГАРМОНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАКОВ
— Прописные и строчные знаки
Знаки с прямыми штрихами, с овалами, с диагональными штрихами, округлыми элементами
Акценты
Апроши
Кернинг
Программы для создания шрифтов
№ 7: ТЕКСТ И МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ
— Структура текста
Знаки препинания
Специальные типографические символы
Традиционные единицы измерения в верстке
Понятие о модульной системе верстки
Важность правильной верстки
История книжной, газетной и журнальной верстки
№ 8: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
Оформление текста
Кегль
Кернинг
Трекинг
Интерлиньяж
Апрош
Выключка
Абзацный отступ
Типичные ошибки верстки
Заголовки и подзаголовки
Висячие строки
Коридоры
Жидкие и плотные строки
Переносы
Выделения и акценты в тексте (начертание, цвет, разрядка, отбивка, капитель, выворотка, подчеркивание, отбивка и т.д.)
№ 9: ГАЗЕТНАЯ ВЕРСТКА
Понятие периодического издания
Особенности оформления газет
Строение газеты
Типы полос
Постоянные рубрики
Тематические полосы
Многоколоночная верстка
Компоновка материала
Заголовки
Подзаголовки
Лиды
Врезки
Колонтитулы
Титул
Подвал
№ 10: ЖУРНАЛЬНАЯ ВЕРСТКА
Особенности журнальных изданий
Строение журнала
Обложка
Содержание
Рекламные полы, материалы, блоки
Особенности оформления журнала
Заголовки, врезки, лиды
Иллюстрации
Правила верстки и способы заверстывания иллюстраций
Иллюстрации в многоколоночной верстке
№ 11: АКЦЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ
Каллиграфия
Леттеринг
Рукописные шрифты
Уникальность подачи
Шрифт и орнамент
Шрифтовая эстетика
Создание букв пером графического планшета и доработка в векторной программе (или карандашом на бумаге + сканирование)
Придание уникальности макету посредством рукописного шрифта
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Практическая работа по созданию небольшого брендбука для журнала:
название журнала и особенность его начертания (шрифт, графический элемент, стилизация и тп)
используемые гарнитуры (основной шрифт, шрифт заголовка, акцидентный шрифт и тп)
пример обложки журнала
пример оформления содержания
пример разворота с темой номера
пример разворота с постоянной рубрикой
пример рекламного постера журнала, оформленного только силами типографики (в постере обязательно использование обложки журнала)

В итоговой работе оценивается знание гарнитур и шрифтов, ориентация в их многообразии, качество подборки шрифтовых пар, понимание соответствия шрифта содержанию. Так же уделяется внимание владению основами композиции, цветом, текстом. Общий эстетический и культурный уровень.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Шпикерман. О шрифте
Рудер. Типографика
Королькова. Живая типографика
Чихольд. Новая типографика
Брингхерст. Основы стиля в типографике
Проненко. Каллиграфия для всех
Тимоти Самара. Типографика цвета.
Практикум Кричевский. Типография в терминах и образах (2 тома)
Ефимов. Великие шрифты (2 тома)
Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне
Лаптев. Сетки. Проектирование многополосных изданий
Рожнова. История журнального дизайна